Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Всё у нас наоборот»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Всё у нас наоборот»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Всё у нас наоборот»

понравилось вам играть в слова – антонимы?Цель: создать условия для развития навыков разговорной речи.

Задачи: 

- продолжать развивать детское воображение посредством применения слов-антонимов, приписывая предмету, объекту или явлению прямо противоположное существующему значение;

- активизировать мыслительную и речевую деятельность ребенка;

- воспитывать у детей культуру речевого общения, выразительность и эмоциональность речи.

Ход занятия:

- Ребята, мы уже с вами знаем, что слова бывают самые различные. Они могут быть веселые и грустные, ласковые и грубые.

А вот сегодня мы познакомимся с совсем необычными словами. а похожи эти слова на непослушных, капризных малышей, которые делают всё наоборот. Скажет мам: «По тише, пожалуйста!», а малыш ещё громче начинает кричать. Попросит: «Убери игрушки», - малыш ещё больше раскидывает их. Знакома вам такая картина?

Вот и эти слова такие же, слова – наоборот. Вот послушайте (воспитатель показывает картинки, для более быстрого понимания противоположных слов наглядно): мокрый-сухой; белый-черный; умный-глупый; мягкий-твердый. А называются эти слова одним красивым словом – антонимы! Ребята, повторите это слово вслух за мной 3 раза!

Хотите поиграть в такие слова-антонимы? А поможет нам стихотворение поэта Д. Чиарди «Наоборот»:

Нам с тобой пришел черед

   Сыграть в игру «Наоборот».

                                                Скажу я слово высоко,

                                                А ты ответишь: …низко.

                                        Скажу я слово далеко,

                                        А ты ответишь: …(близко).

                                        Скажу я слово потолок,

                                        А ты ответишь: …(пол).

                                        Скажу я слово потерял

                                        И скажешь ты: …(нашел).

                                        Скажу тебе я слово трус,

                                        Ответишь ты: …(храбрец);

                                        Теперь начало,

                                        Я скажу, -

                                        Ну, отвечай: …(конец)!

- Ребята, вам понравилось играть в слова –антонимы? Хотите, ещё поиграть? Я знаю, что вы очень любите отгадывать загадки, но я приготовила загадки не простые, слушайте внимательно:

Я антоним к слову «зной»,                  

Я в реке, в тени густой

И в бутылках лимонада,

А зовут меня?     (Прохлада)

                                   

Я антоним к слову «лето».

В шубу снежную одета.

И люблю мороз сама!

Потому, что я- …             (Зима)

 

Я антоним к слову «смех».

Не от радости, утех,

Я бываю по неволе

И от счастья, и от боли,

От беды, от неудач

Догадались? Это…      (Плач)

Я антоним шума, стука.

Без меня вам ночью мука.

Я для отдыха, для сна

очень, очень вам нужна.

Называюсь - …             (Тишина)

- Молодцы, отгадали все загадки! А скажите вам было трудно их отгадывать?

(ответы детей).

- Конечно, ведь вы просто подбирали антонимы – слова противоположные по значению.

- А сейчас послушайте пословицы, в которых встречаются слова – антонимы и постарайтесь их отыскать:

                Ученье – свет, а не ученье – тьма;

                 Знай больше, а говори меньше;

                 Не бойся врага умного, а бойся врага глупого;

                 Лучшая вещь – новая, а лучший друг – старый.

- Ребята, какие вы большие молодцы, смогли определить слова-антонимы.

 Физкультминутка.
Ребята, хотите поиграть и на несколько минут превратиться в мальчиков и девочек наоборот? Тогда вы должны выполнять все движения наоборот.
Сели – (встали)
Опустили руки – (подняли)
Подняли руки – (опустили руки)
Открыли широко глаза – (закрыли широко глаза)
Закрыли рот – (открыли рот)
Открыли рот – (закрыли рот)
Показали ладони – (спрятали)
Встали на пяточки – (встали на мысочки)
Понравилась вам игра?

- А в заключении расскажу вам сказку «Василиса Премудрая», а вы помогайте мне, договорились:

  «Жил-был царь, и было у него три сына. Царь был старый, а сыновья… (молодые). И решил царь женить сыновей. Велел царь сыновьям выпустить по стреле. Стрелы старших братьев упали близко, а стрела Ивана-царевича… (далеко).

     Старший брат взял в жены худую барышню. Средний …(толстую) купчиху. Иван-царевич, когда нашёл свою стрелу, не обрадовался, а огорчился.

Его стрелу подхватила лягушка, и пришлось взять её в жены. Но оказалось, что жена Ивана-царевича не уродливая лягушка, а …(прекрасная) девушка – Василиса Премудрая, заколдованная Кощеем.

Царь велел сыновьям, чтоб их жены испекли ему по хлебу и соткали по ковру. Жены старших братьев были ленивыми, а Василиса - …(трудолюбивая). Хлеба старших жен были черствыми, а хлеб Василисы -- … (мягким). Ковры старших жен были некрасивыми, а ковер Василисы - … (красивым). Иван-царевич сжег лягушачью кожу. Но Кощей узнал об этом и похитил Василису. Иван-царевич был не трус, а … (храбрец), он пошёл искать свою жену. Найти её было не легко, а …(трудно).

Кощей был злой, а Иван-царевич …(добрый), ему помогали и маленькая щука и …(большой) медведь. Нашел Иван-царевич смерть Кощееву и освободил Василису. Иван-царевич с Василисой Премудрой прожили жизнь не короткую, а … (длинную). И не было у них горя, а была … (радость).»

- Молодцы, видите, как вы помогли мне рассказать сказку, а что ещё нам помогло, какие слова? (ответы детей).

- Верно, слова противоположные по значению-антонимы. А сейчас давайте по очереди называть слова антонимы, которые вы запомнили, либо вы можете придумать свои слова! (ответы детей)

- Ребята вам понравилось знакомство со словами наоборот? Скажите пожалуйста какие игры вам больше всего понравились, легко или трудно было подбирать слова-антонимы? (впечатления и обсуждение детей)

- Ну, а теперь вы можете продолжить свободно раскрашивать рисунки, связанные с антонимами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди» (старшая группа)

Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий.Интеграция образовательных областей: Чтение художественной литературы,...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа).

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа)....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект НОД по «Развитию речи» в старшей группе ТЕМА «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие детей. Она:помогает усвоить богатство родного языка, его выразительные средства;стимулирует речь за счёт расширения словарно...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» ( образовательная область «Речевое развитие»)

Занятие по развитию речи способствует обогащению и активизации словарного запаса посредством участия  в словесно-речевых играх....