КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
план-конспект занятия по обучению грамоте

Юдина Светлана Борисовна

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_zanyatiy_po_obucheniyu_gramote.docx71.44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Знакомство со словом. Деление слов на слоги»

  1. Оргмомент  Дети, сейчас мы поиграем.

Игра «Кто позвал…»  Встаньте в круг. Скажем вместе:

(имя ребенка) мы сейчас в лесу

Мы зовем тебя ау.

(имя ребенка) глазки открывай

Кто позвал тебя узнай.

 Закрепление понятие «Звук»

К нам на занятие пришла Машенька. Она рассказала мне такую историю. Однажды добрая волшебница пригласила Машеньку в сказочный Звуковой город. В этом городе она увидела такие красивые замки. Какого они цвета? Этот замок ... (красный). Этот ... (зеленый). А этот ... (синий). В окошках замков Машенька увидела кружочки. Захотелось ей потрогать их. Подошла она к Красному замку, прикоснулась к окошку, и он зазвучал: «А-а-а», к другому кружочку и услышала: «У-у-у», а третий кружочек подал голосок: «И-и-и», четвертый запел: «О-о-о». Подошла Машенька к разноцветному замку. Из его окошек донеслись другие песенки: «Д-д-д, д’-д’-д’ ш-ш-ш, ж-ж-Думает Машенька: «Какие  разные звуки».

- Вы догадались, какие звуки жили в красном (в разноцветном)домике? (гласные, согласные)

- А почему домик разноцветный? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими)

- Звуки мы обозначали квадратами. 

   И закрашивали гласные …, согласные твердые (мягкие)….

2. Работа в тетрадях  

 стр.4 з-е 2

- Найдите слово которое начинается на звук [о]? (ослик)

- Ослик начинается на звук [о]. Какой это звук? (гласный)

Значит, мы его обведем красным цветом.

- Обведите синим цветом картинку которая начинается со звука [з], зеленым – со звука [б’]

- Как вы думаете почему белку мы обвели зеленым цветом, а зайца синим.

(Звук [б’] – мягкий, а звук [з] – твердый

Физкультминутка

Мы топаем ногами – топ-топ-топ,

Мы хлопаем руками – хлоп-хлоп-хлоп,

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем. (повторить три раза)

3. Учить детей делить слова не слоги.

- Звуки не могут жить отдельно. Они соединялись и получались слова. Слово мы свами обозначали полоской   _____________

Каждое слово можно прохлопать. Сколько раз хлопнете столько слогов в этом слове.

- Хлопните в ладоши и скажите слово мяч. Сколько раз хлопнули? (один). Один слог в слове мяч. Значит полоску мы делить не будем

- Скажите слово часы и хлопните в ладоши. Сколько раз хлопнули? (два).  Посмотрите, что я сделаю с полоской. Полоска это слово, в слове часы два слога. Мы разделим полоску на две части. ЧА - СЫ

- Скажите слово телефон и хлопните в ладоши. Сколько раз хлопнули? (три).

- Сколько слогов в этом  слове? (три).

- На сколько частей надо разделить полоску? (на три части)

4. Задание в тетрадях на стр.4 з-е 1

   Итог. Сегодня мы научились делить слова на слоги.

- Что на помогало? (ладошки)

Тема «Знакомство со словом»

1.Оргмомент  Игра «Посчитай»  Закрепить умение делить слова на слоги.

Дети стоят на ковре. Воспитатель называет слова.

 2. Ознакомление с понятием «слово»

Сегодня опять на занятие пришла Маша. 

Машеньку очень любила гулять. Выставляется картинка «Сад».

- Что увидела Машенька в саду? (Деревья, груши, яблоки, цветы.)

 - Какие цветы растут в саду? (Маки, розы, тюльпаны.)

  -Вы назвали слова обозначающие предметы.

Всему название дано —

И зверю, и предмету.

Вещей кругом полным-полно,

А безымянных нету!

И все, что только видит глаз —

Над нами и под нами

И все, что в памяти у нас,

Означено словами.          А.Шибаев

- Машенька спрашивает: почему звучат слова? (Потому, что в них есть звуки.)

Сложите руки «чашечкой», «соберите» звуки.

Я скажу слова медленно, тихо, а вы — громко и быстро:

 Мммааал'л'л'ииин-на, л'л'л'ииссаа. (Малина, лиса.)

Выставляется картинка «Мак», а под ней — три квадрата

Послушайте, как «оживают» звуки м, а, к. Звуки можно «разбросать».

«Бросим» влево звук м, перед собой — звук а, вправо — звук к.

- Получилось слово?

Опять «соберем» их — м, а, к. Получилось слово ... (мак).

- Если звуки  собрать, получится слово.

4. Усвоение понятий «живой — неживой».

     Понимание вопросов «Кто это?», «Что это?»

- Дети, чем отличается кукла Маша от наших девочек? ….

 - Нина, кто ты? (Девочка.)

- Миша, кто ты? (Мальчик.)

- Все вы ... (дети). Вы, я, мамы, папы, дяди, тети, бабушки и дедушки —- все мы живые люди.

Выставляются картинки с изображением животных. Это — живые существа. Если мы не знаем названия животного, тогда спрашиваем: «Кто это?»

- Что общего у всех живых существ? (Ответы детей)

- Значит все живые предметы могут передвигаться, слышать, дышать, видеть, чувствовать холод и тепло.

- Посмотрите, сколько вокруг нас предметов. Они стоят, сами не двигаются, у них

нет ни глаз, ни ушей. Это — неживые предметы. Об этих предметах мы спрашиваем: «Что это?»

                игры «живые и неживые предметы»

Мы попали с вами в лес. (выставляется иллюстрация) Я буду показывать на предмет, а вы должны правильно подобрать вопрос. Кто это? или Что это?

5.Итог занятия

                            Тема «Слова-действия»

Ход занятия

1. Оргмомент  «Заводные игрушки».

Вокруг себя повернись, в заводные игрушки превратитесь.

Дети изображают куклу, пляшущего медвежонка, зайку, играющего на барабане, и веселого Петрушку.

Заводная кукла сломалась.

Дети застывают в определенной позе.

Почувствуйте напряжение. А сейчас покажите, как вы умеете расслабляться. Сначала уроните голову, потом правую руку, левую руку, затем — туловище. Вам очень жалко сломанную куклу, покажите, как вы огорчены. Папа починил куклу. И вы очень рады. Покажите, как вы радуетесь.

2. Игра «Живые и не живые предметы»

(Воспитатель бросает мяч, и задает вопрос: «Кто(что)это», а дети называют слова)

3.Ознакомление с понятием «слова — действия».

Дети, мы уже знаем, что нас окружает живой и неживой мир.

- Какой вопрос вы зададите, если вам захочется узнать название живого существа? (Кто это?)

- О предметах неживого мира как вы спросите? (Что это?)

Если мы захотим узнать о действиях человека или животных, то как спросим?

(Что он делает?)

Выставляются картинки с изображением петуха, котенка, коровы, зайца.

Что делает петух? (Стоит, поет, кукарекает, клюет.)

Подбор глаголов к словам котенок, корова, заяц.

Физкультминутка  Медведь по лесу ходит,(Шаг. на месте.)

                         От дуба к дубу бродит. (Продолжается ходьба на месте.)

                         Находит в дуплах мёд

                         И в рот себе кладёт. (Достают «мёд» рукой.)

                         Облизывает лапу сластёна косолапый,

                            (Изображают облизывание лапы.)

                          А пчёлы налетают,

                          Медведя прогоняют. (Отмахиваются «от пчёл».)

                          А пчёлы жалят мишку: - Не ешь наш мёд, воришка!

                (Щиплют себя пальцами.)

          Идёт лесной дорогой

          Медведь к себе в берлогу. (Шаг на месте.)

          Ложится, засыпает и пчёлок вспоминает.

                                      (Руки под щёку, глаза закрыты.)

Эти слова обозначают действия животных. Неживые предметы могут падать, стоять, ломаться, лежать. Что делает кукла? (Сидит, лежит, ходит, машет.)

Подберите действия к предметам: мячик, кубик

4. Формировать умение правильно подбирать глаголы в единственном и множественном  числе

Выставляется игрушечная машина.

- Что делает машина? (Стоит, едет, сигналит, тормозит.)

Добавляется еще одна машина.

- Что делают машины? (Стоят, едут, сигналят, тормозят.)

- Ваня едет, а дети... (едут).

- Паша «везет груз, а Толя с Колей... (везут груз).

- Дима сигналит, а Аня с Димой ... (сигналят).

5.Обозначение глаголами работы отдельных органов человека

Что мы делаем руками? Что мы делаем ногами? Что делает наше сердце? Что делает наша голова? Каждый человек должен заботиться о своем теле. Что надо делать, чтобы иметь здоровое тело?

6. Итог

Тема «Слова-признаки»

1 . Игра «Собери звуки»

- Я буду давать вам «рассыпанные» звуки, а вы соберите их в  слова:

с-с-с-в-к-л-а... (свёкла), л-л-у-к... (лук), к-к-к-а-ап-у-т-а-а... (капуста).

- А теперь подскажите, какого слова не хватает.

 Бус--бус, купили мы... (арбуз.)

Пуста-пуста, выросла... (капуста.)

-ох-ох, ели мы ... (горох).

А сейчас подскажите пропущенный звук.

Баклажа_... (н), капуст_... (а), укро__... (п), горо__... (х).

2.  Ознакомление со словами—признаками предметов

- Дети, мы с вами знаем очень много слов, которые обозначают-предметы и их действия. Сегодня узнаем много других слов.

Как же нам узнать о цвете и величине предмета? Надо задать вопрос: «какой»?

Выставляются большой и маленький помидоры.

- Какой это помидор? (Большой.)   -А этот? (Маленький.)

-Какого цвета помидоры? Этот ... (зеленый), а этот ... (красный).

Выкладываются морковки.

-Какая морковь? (Оранжевая, длинная, вкусная, сочная, хрустящая.)

Рассматриваются огурцы.

-Какие огурцы? (Зеленые, хрустящие, овальные и т.д.)

Чтобы узнать о форме, величине и цвете предмета, надо задать вопросы: какой? какая? какие?

Демонстрируются другие овощи и фрукты.  Дети задают вопросы. Подбор определений.

 Физкультминутка   Дети шли, шли, шли

                                     В огород они зашли.

                                     Там увидели урода –

                                      И скорей из огорода.

3. Образование относительных прилагательных

- Мы собрали много овощей, сейчас будем делать салаты;

- Какой салат сделаем из капусты? (Капустный.)

- Из свеклы! (Свекольный.)

- Из кабачков сделаем кабачковую икру. Какая у нас икра? (Кабачковая.)

-  Из баклажанов? (Баклажанная.)

- Из картошки сделаем пюре. Какое пюре? (Картофельное.)

-Из других овощей сделаем салат. Какой получился салат? ( Овощной.)

4.Развитие зрительного внимания и памяти

Дети запоминание расположения  овощей.

- Какого овоща не стало? Что изменилось?

10.        Итог занятия

«Знакомство с предложением»

Ход занятия

Оргмомент

Пантомима «В лесу». Дети, представьте, что мы находимся в лесу. По вашим движениям и выражению лица я должна догадаться, кого или что вы изображаете.

2.Закрепление понятия «слово». Подбор слов по ситуативным цепочкам

Перед детьми выставляются картинки «Сад», «Лес», «Огород».

-Что это? (Сад, лес, огород.)

- Будьте внимательны: если я скажу слово сад, вы назовете фрукты, к слову огород подберите овощи. (Подбор слов по смысловому значению.)

- Что вы увидели в лесу? Скажите по одному слову.

- Почему вы не называли животных? (Потому что вы задали вопрос «что?»)

- Кого вы увидели в лесу?

3.Ознакомление с понятием «предложение»

Можно задавать вопросы по картине или дети изображают какое-то действие.

- Угадайте, что делает Оля? (Оля собирает грибы.)

- Что делает Ваня? (Ваня собирает ягоды.)

- Что делает белка? (Белка грызет орешки.)

 Вы будете «живыми словами». Оля станет словом белка, Таня — словом грызет, а Маша — словом орешки. Оля скажет свое слово и даст руку Тане. Таня даст руку Маше и произнесет слово грызет. Какое слово должна сказать Маша? (орешки). Дети повторяют слова друг за другом.

- Что мы узнали о белке? …

Если слова дружат и помогают нам что-то узнать значит, мы сказали предложение.

Физкультминутка

Прыг-скок, прыг-скок.                         На носочках подтянись,

Зайка прыгнул на пенек.                      Лапки ставим на бочок,

В барабан он громко бьет,                   На носочках прыг-прыг-скок,

Нас с тобой играть зовет.                     А затем вприсядку,

Лапки вверх, лапки вниз                      Чтоб не мерзли пятки.

Вызывается другая группа детей.

- Подружите слова лиса, догонять, заяц.

-Какое предложение можно составить из этих слов? (Лиса догоняет зайца.)

Повторяется игра «Живые слова». Уточняется последовательность слов в предложении.

- Какое первое слово? (Лиса.)

- Назовите второе слово. (Догоняет.)

- Какое слово мы еще не назвали? (Зайца.)

- Сколько слов в предложении? …

- Сейчас слово лиса уйдет, остались слова догоняет, зайца. Можно ли считать их предложением? (Нет. Непонятно, кто догоняет зайца.)

«Живые слова» — разойдитесь. Слова «разбежались», и нет предложения. Дети-слова, встаньте на место, дайте друг другу руки. Произнесите каждый свое слово. Мы составили ... (предложение).

-В предложении все слова ... (дружат между собой).

- Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)

Познакомить со схемой предложения. Дать понять, что первое слово пишется с большой буквы.

Придумайте слова со словом малина.

5. Итог занятия

                  Буква А, У ; звуки а , у

Цель. Знакомство с гласными звуками [а] ,  [у]  в умении определять последовательность звуков, учить анализировать звуковой ряд.

Материал. Листы бумаги на которых нарисованы две девочки, простой и красный карандаш.

1.  Закрепить  о гласный звук [  а ]

К нам в гости пришла девочка Аня. Она выращивает очень красивые цветы астры. Ее дом охраняет собака по кличке Алый. Аня, астры, Алый.

- Все эти слова начинаются на один звук. Назовите этот звук…

- Этот звук  произносятся с голосом и не встречают во рту преград, значит это гласный звук. Гласные звуки мы обозначаем красным цветом.

 Это буква, которая обозначает звук [а]. (показать печатную и прописную букву)

- Наш Алый лаял по-особенному. Его лай всегда начинался со звука [a].

 Угадай те, как он лаял: тяв, ав, гав?  (ав)

Физкультминутка для глаз.

2. Закрепить  о гласный звук [у]

 - У девочки Ани была подружка Уля. 1 сентября Уля пошла в школу, она теперь ученица. Около ее дома находился пруд где плавала утка с утятами. Уля, ученица, утка, утята с какого звука начинаются все эти слова? ...

Звук [у] тоже …гласный

Посмотрите на эти картинки. Вспомните как подает голос собака , лошадь, свинья, петух, корова, кошка? У Ули жили те животные в голосе которых есть звук [у]. Назовите их?   (петух, корова, кошка)

3. Учить определять сколько звуков и последовательность звуков в слове.

Однажды Аня и Уля отправились в лес по грибы, и заблудились.

Аня кричит: АУ. Повторение с детьми выделяя каждый звук.

  • Сколько звуков в этом слове? (2)
  • Какой первый звук (второй )? Эти звуки гласные
  • Каждый звук мы будем обозначать квадратиком, значит мне надо нарисовать …2
  •  А Уля в это время горько плакала: УА.
  • Как плакала Уля?
  • Сколько звуков в этом слове? (2)
  • Какой первый звук (второй )?
  • Давайте нарисуем звуковой домик. (Ответы детей)

Голоса девочек услышал их верный пес Алый. Он помог выйти им из леса.

4. Работа на листах.

Дети должны написать как кричала Аня, как плакала Уля и нарисовать звуковые домики

5. Работа в тетрадях  стр6 №5

Для закрепления  в тетрадях стр. 14 №5

Звуки [о], [и] , буквы О и И

Цель. Учить детей находить гласный звук, определять позицию звука; Ознакомить с буквами О, И; совершенствовать умение детей в образовании множественного числа существительных с окончанием -и.

1ч.Закрепить гласныq звук [о]

- С какими звуками мы познакомились на предыдущем занятии?

  • Какие это звуки? (гласные)
  • Почему их называют гласными?

Помог найти дорогу Ане и Уле пес Алый. Но вдруг они услышали как кто-то стонет: «о-о-о» Девочки поспешили на помощь и увидели ослика. Оказывается у ослика сегодня день рождения, а Винни-пуха и Пяточка все не и нет. Девочки решили развеселить ослика.

  • Какой звук издавал ослик? (о-о-о)

- Мы с вами познакомились с третьем гласным звуком. А это буква обозначает звук [о].

  • А теперь давайте поиграим, ведь нам надо развеселить ослика. Каждый правильный ответ должен начинаться со звука [о]
  • Время года? Осень
  • Назовите одним словом: сапоги, ботинки, туфли. Обувь
  • Насекомые похожие на пчел? Осы.
  • Имя девочки? Оля.
  • Что такое: белое, пушистое по небу плывет? Облака.
  • Как называют кольцо, которое девочки крутят на поясе? Обруч.
  • Какие слова вы сейчас назвали?
  • В какой частим слов слышится звук [о]? В начале.
  • Как вы думаете, в какой части слова слышится звук [о] в словах: дом,

нож, роза, крот?

  • А в этих словах где находится звук о: метро, гнездо, пшено?
  • Молодцы ребята, даже ослик повеселел.

Физкультминутка.

Ox, ox! Ox, ox, что за гром? (Руки к щекам наклоны в стороны)

Муха строит новый дом. (Движение руками имитирующие работу молотка)

Молоток: стук - стук. (Хлопки руками перед собой)

Помогать идет петух. (Руки за спиной, шаги с высоким пониманием ног)

2ч. Закрепить  о гласный звук  [и]

- А как же зовут нашего ослика и где он живет?

  • Меня зовут Иа, а живу я под Ивой.

Слова Иа, Ива начинаются с одного звука ... [и]

При произнесения звука и губы улыбаются, зубы сближены, воздушная струя идет спокойно. Значит звук [и] - ..гласный.

Ослик очень любил когда всего было много и в это ему помогал звук и. Послушайте Один стульчик, а если добавить звук [и] в конец слова то получится стульчики.

Игра «Один - много» Танк, краска, тетрадь, собака, куртка. А сейчас давайте составим имя ослика.

3. Дети работают с разрезной азбукой.

Ребята попробуйте составить из букв, как звали ослика

  • Сколько звуков в этом слове?
  • Какой первый (второй) звук в этом слове?

А сейчас вам надо написать это слово  и составить звуковую схему.

  • Сколько квадратиков надо нарисовать? Почему?
  • Каким цветом закрасим первый (второй) квадратик? Почему?
  • Работа на листах
  • С какими звуками мы сегодня познакомились?
  • Какие это звуки?

4 . Работа в тетрадях стр.8  №4

Для закрепления стр. 12 №5,6

Занятие 4 Тема: БУКВА Ы

Задачи: Развивать зрительное, тактильное, фонематическое восприятие, оптико-пространственные представления; соотносить звук и букву; сопоставлять букву и её графический образ; упражнять в образовании множественного числа существительных, в чтении буквенных сочетаний; учить образовывать относительные прилагательные; развивать память, внимание; пополнять словарный запас.

Ход занятия

I.        Организационный момент.

-Скажите, с какими звуками мы познакомились на прошлом занятии?

- Это все гласные звуки

II.        Основная часть занятия.

Игра «Кто внимательный?».

-Я буду называть слова, а вы скажите, какой одинаковый звук есть в этих словах. (Дым, бык, лыжи, сыр, рыба, рысь ….  [ы].)

- Как вы думаете какой это звук?   (Гласный)

На письме звук [ы] обозначается буквой Ы.

2.Нахождение буквы в печатном тексте.

Возьмите приготовленные тексты. Найдите все буквы Ы и обведите их.

3. Чтение буквенных сочетаний.

Дети, сейчас вы будете читать по очереди буквенные сочетания. Возьмите приготовленные карточки (ао, оа, аи, иа, ои, ио,аы, ыа, оы, ыо).

Физминутка «Медведь».

Игра «Один - много».

- Я называю один предмет, а вы - много. (Дуб - дубы, клён -клёны, калина - калины, липа - липы, ива - ивы, берёза - берёзы, осина - осины.) В какую группу можно объединить эти слова? (Деревья.)

5.Игра «Какой лист, какая ветка, какое полено?».

Ребята, мы сейчас назвали с вами деревья. Скажите мне, какой лист у каждого дерева?

Чётко произносите окончания слов. (У дуба - дубовый, у клёна - кленовый, у калины - калиновый, у липы - липовый, у ивы -ивовый, у берёзы - берёзовый, у осины - осиновый.)

Какая ветка у каждого дерева? (У дуба - дубовая, у клёна -кленовая, у калины - калиновая, у липы - липовая, у ивы - ивовая, у берёзы - берёзовая, у осины - осиновая.)

Когда из деревьев заготавливают дрова, их распиливают на поленья. Какое полено из каждого дерева получается? (Из дуба - дубовое, из клёна - кленовое, из калины - калиновое, из липы - липовое,

6.Работа в тетрадях стр.10 №4

III. Итог.

- С какой буквой мы сегодня познакомились? На что она похожа? Кто запомнил двустишие про букву Ы? Давайте его повторим вместе.

          Гласные звуки

Цель: Закрепит знание о гласных звуках, умение определять какой гласный

       звук в слове; упражнять в делении слов на слоги; дать понятие

       сколько гласных звуков в слове столько и слогов.

 

1. Сегодня мы отправляемся в путешествие по стране Знаний. Наша дорога проходит через город Азбуковед. Здесь живут буквы. Каждая буква обозначает какой-то звук.

- Чем же отличаются звуки от букв?

- Что помогают нам произносить звуки?

Мы попали в гости в красный домик.

- Какие звуки живут в этом домике? (гласные)

 Гласными эти звуки называются потому, что произносятся с помощью голоса. Поэтому их можно долго тянуть и даже петь.

- Мы уже познакомились с некоторыми из них.

- Назовите их?  [А.., О.., У.., Э.., Ы.., И...].

-        Как называются эти звуки?

. При каком гласном звуке губы вытягиваются в узкую трубочку ([У]), в ши¬рокую трубочку ([О]), рот широко открыт ([А]), губы улыбаются ([И]), губы об¬разуют широкую щель ([Э]), не очень широкую щель ([Ы])?

Если дети не могут определить звук по описанию его артикуляции, воспи¬татель сам его демонстрирует, не называя вслух.

Сегодня у гласных звуков карнавал. Все участники запели своим гостям приветственную песню.

Воспитатель называет гласные звуки в различной комбинации: [А-О-И-У, Э-А-О-Ы, И-У-Э-А] и т.д. Дети должны воспроизвести звуки в той же последовательности.

2.        Физкультминутка.

- Игрушки долго веселились на карнавале гласных звуков, и у них устали ножки. Надо сделать зарядку для ножек.

Ножки

 

Шагают наши ножки

По ровненькой дорожке.

Похлопаем в ладошки,

Пусть попляшут ножки.

Ножки вместе, ножки врозь,

Ножки прямо, ножки вкось.

На носочках поскочите

И на ножках походите.

 

Устали наши ножки. Присядем на дорожке. Посидим, отдохнем И опять гулять пойдем.

Дети сопровождают текст стихотворения соответствующими движениями.

3 - Определите, какие гласные звуки есть в названиях картинок.

   (Дом - [О], сыр - [Ы], мак - [А], кит - [И], руль - [У].)

- Сколько гласных звуков в этих словах? (один)

 Сколько гласных звуков в слове столько и слогов

- Давайте проверим, определим сколько слогов в этих словах.

- Если в слове один гласный звук, то это слово состоит из одного слога.

Далее дети называют гласные звуки в двухсложных и трехсложных сло¬вах. (Ложка - [О], [А] ит. д.; ножницы - [О], [И], [Ы] и т.д.)

6)        - Чем отличаются слова: Оля - Эля (в слове Оля первый звук [О], а в слове Эля - [Э]), Инна - Анна, Ирина - Арина, у-сы - о-сы, бык - бок, лак - лук,

 сын - сон, дом - дым, сок - сук, сом - сам, стол - стул, Соня - Саня,  кучка - качка, почка - пачка?

В каждой паре слов воспитатель выделяет голосом различающиеся глас-»звуки.

7) - Какой одинаковый гласный звук есть в словах: сад - пар ([А]), -дым ([Ы]), дочь - сон, дуб - гусь, мир - кит?

IV. Итог

- Что вы узнали о гласных звуках?

-        Какие вы знаете гласные звуки?

-        Каким цветом они обозначаются?

 

ЗВУКИ  [Н] –[Н']

1. Сегодня в по городе Азбуковедов новоселье. Они пригласили в гости Настю и Наташу. Они подарили красивые цветы настурция и нарцисс.

- С какого звука начинаются слова Настя, Наташа, настурция, нарцисс? [Н]

Потом пришла Нина и Никита. Они принесли незабудки.

- С какого звука начинаются слова Нина, Никита, незабудки? ']

Значит сегодня новоселье у буквы которая обозначает звук… [Н] –[Н']

Это согласный звук, он может быть твердым или мягким.

2.Чтение слогов и умение определять твердый и мягкий звук

   Чтение слогов. Работа в тетради стр.16 №5

                       ЗВУКИ  [М] –[М'],

Знакомство с буквой М и звуком [М] –[М']. Учить определять твердый и мягкий звук. Упражнять в проговаривании скороговорки.

1. Сегодня мы продолжаем путешествовать по городу Азбуковедов.

Посмотрите на этой улице все дома синего и зеленого цвета.

- Какие звуки живут в этих домиках?

 Мудрая Сова рассказала своим друзьям, что согласные звуки отличаются от гласных тем, что их трудно тянуть и петь.

Слышите:«Мууу! Помммогите мммне!»

- Что случилось?

У коровы потерялся теленок. Поможем найти?

- Какой первый звук в слове му? (м)

- Какой это звук? (согласный, твердый)

- Согласные и гласные звуки тоже дружат между собой и даже ходят друг к другу в гости. Когда собираются вместе гласный и согласный звуки, получается слог.

Чтение слогов ма-ам, мо-ом ….

2. Упражнять в подборе слов на звук [М]

 - Назовите овощ, который начинается со звука [М]

- Назовите ягоды, фрукты в словах которых есть звук [м], назовите где находится звук в этих словах?

Скороговорка со звуком [м]

   Мед в лесу медведь нашел

   Мало меду, много пчел.

3. рейбус

 - Нам предстоит расшифровать слово.

- Что это? (лук)

- Как мычит корова? (му) Выложите, а теперь поменяйте местами звуки [м] с [у]. Какое слово получилось? (ум)

Давайте прочитаем, что у нас получилось первое слово лук второе ум, соединим все всесте лукум. Та называется восточная сладость.

4. Знакомство с мягким [М']

Слышите это теленок мычит мь-мь

- Чем отличвукомается звук который произносила корова и теленок.

Чтение слогов ми-им, мя-ям …

- Ответьте на мои вопросы. Ваши ответы должны начинаться со звука [М']:

  - На доске пишут чем? (Мелом.)

  - Как называется самый маленький палец на руке? (Мизинец.)

  - Какой транспорт перевозит людей под землей? (Метро.)

  - В берлоге живет кто? (Медведь.)

  - Чем любит лакомиться Винни-Пух? (Медом.)

5. работа в тетради стр18

                     Звук [к—к']

1. Сегодня мы попали с вами на стройку к дяде Коле. Он утроил перерыв. Решил сварить кашу. Положил кирпичи, развел костер, поставил кастрюлю, налил молока и насыпал крупы. Через некоторое время крышка кастрюли приоткрылась и требовательно застучала к-к-к.

- Как стучала крышка кастрюли?

Значит сегодня мы познакомимся с буквой которая обозначает звук [к]. Тем более что на моей стройке  есть много предметов с этим звуком.

- Назовите  их ребята? (кран, кирпич, молоток, доска…)

2. Выкладывают на столе ком, затем кот, затем кит

Послушайте в слове кот и кит одна и та же буква, но произносится как-то по другому.

- Чем отличаются эти звуки?

Значит этот звук может быть твердым и мягким.

3. Разбор слова кот и кит.

Физкультминутка

    Наши ручки маленьки ки-ки-ки

    Наши ручки чистеньки, ки-ки-ки

    Мы сожмем их в кулачек чок-чок-чок

    И поставим на бочок чок-чок-чок

    Мы похлопаем в ладоши ки-ки-ки

    Пусть попляшут наши ножки ки-ки-ки

    Мы попрыгаем немножко ко-ко-ко

    И отправимся в дорожку ку-ку-ку

4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»

Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Посылка от Феи Грамоты"

Конспект открытого занятия по обучению грамоте, которое поможет охватить материал за весь год....

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ЛЕГО для детей подготовительной группы «Путешествие в Царство грамоты» Звук М, Мь. Буква М.

В этой статье автор расскрывает проблему развития у детей  фонематического  слуха и восприятия. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ буквы М, с помощью конс...

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением» Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социал...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы»....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Грамотеи-путешественники"

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте содержит в себе игровые приемы закрепления и обобщения по темам"Фонетический анализ слова", "Слоговая структура слова"...

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием Лего «Путешествие в Царство грамоты»

Цели: Научить детей характеризовать звуки М, Мь.Задачи:- Развивать у детей фонематический слух и восприятие. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ ...