Методическая разработка
методическая разработка по обучению грамоте (младшая группа)

Смирнова Надежда Сергеевна

 «Подготовка к обучению грамоте»

Цель: подвести детей к понятию, что наша речь состоит из слов

Задачи:

  • уметь называть и подбирать слова,
  • обозначающие названия предметов на предложенную тему,
  • закреплять с детьми понятие звук
  • уметь находить и называть нужные звуки в словах,
  • развивать фонематический звук у детей,
  • учить отвечать на вопросы распространенными предложениями
  • упражнять в решении этических задач,
  • уметь найти хорошие и плохие поступки.
  • воспитывать честность, вежливость.

Оборудование: игрушки: заяц, лиса, кукла, медведь, мяч. Три предметные картинки: мыло, мишка, мышь

Ход работы:

Дети сидят на стульчиках полукругом.

Воспитатель: Дети, к нам в группу пришли гости. Они останутся у нас на занятии, если мы их правильно назовём.

(Показывает игрушки)

Дети: Это заяц, лиса, кукла, медведь, мяч.

Воспитатель: А давайте как- нибудь по-другому назовём этих гостей. Я, например, хочу назвать зайца зайчонком. А вы?

- А я бы назвала его зайчишкой - трусишкой.

- Зайца можно назвать косым или зайцем-хвастой, как в сказке.

- А ещё можно назвать зайкой

Воспитатель: Очень хорошо вы назвали нашего гостя зайца: и зайка, и заяц-хвоста, и зайчишка - трусишка, и Косой, и зайчик. А как бы вы назвали лису?

- Лиса рыжая, красивая, хитрая.

Воспитатель: Как много сказал о лисе Дима. А кто ещё что- нибудь придумает?

- Я думаю, что лису можно назвать лисицей и лисой - Патрикеевной

Я бы назвал её ещё плутовкой и обманщицей.

Воспитатель: Очень интересно вы назвали лису, очень правильно. А что бы вы сказали об этой кукле?

- Эта кукла совсем маленькая, поэтому я назвала бы её куколкой

- Если бы я с ней играла, то назвала её своей дочкой Леночкой.

Воспитатель: как ласково вы сказали о нашей гостье-кукле: куколка, дочка Леночка. А о мяче, что вы можете сказать?

- Мяч - мячик, он резиновый, прыгает, скачет, с детьми играет.

Воспитатель: А раз он прыгает, играет, балуется с детьми, то, как его можно назвать?

-Я бы назвал его попрыгунчиком и весельчаком.

-А я бы придумала название озорник.

Воспитатель: Какие замечательные, интересные, необычные слова вы придумали, какие они все разные, эти слова. Вот из таких разных слов и состоит наша речь. То, что мы говорим - это и есть наша речь. Речь состоит из разных слов. Словами можно назвать все, что мы видим. Причём назвать можно по- разному. Как сейчас мы и называли. К нам пришли ещё два запоздалых гостя. Назовите их.

Дети: это медведи.

Воспитатель: А какие они? Одинаковые?

- Нет, они не одинаковые: один большой. А другой маленький.

Воспитатель: А как бы вы назвали маленького медведя?

-Я бы назвала мишенькой или мишуткой.

-А я бы назвал медвежонком.

-А я бы маленьким мишкой.

Воспитатель: Это хорошие, ласковые слова. А как можно назвать большого медведя?

- Он медведь-медведище.

- Я бы назвал его генералом Топтыгиным или Михаилом Потапычем

- А я бы назвала медвежатиной.

Воспитатель: Сколько же разных названий мы придумали нашим гостям - медведям. Но один из этих медведей большой и вы называли его уважительно, как?

(Дети повторяют)

А второй медведь маленький и вы его совсем по- другому назвали: ласково и нежно. Повторите как?

(Дети повторяют)

Физкультурная пауза: Предлагаю детям попрыгать по комнате как зайчики, походить как медведи, порычать. Как они рычат, побегать как лисички-сестрички. Представить, что у них в руках куколка Леночка. Побаюкать ее, спеть ей колыбельную.

Воспитатель: Дети, мы только что сказали, что наша речь состоит из слов. А из чего же состоят слова?

- Я думаю. Что слова состоят из звуков.

Воспитатель: Как замечательно вы сказали. Ведь все слова действительно состоят из звуков. А звук это то, что мы слышим и произносим.

Назови любые звуки.

Дети: А, О, У, Р. и др.

Воспитатель: Правильно, это звуки. Их очень много, из них состоят слова, которые мы произносим. А из слов состоит наша речь. Но есть, ребята, звуки, которые мы слышим, но произнести в своей речи не можем. Они называются неречевыми. Вы догадались, о каких звуках я говорю? Нет?

Тогда послушайте.

(Предлагаю детям послушать, как льётся вода, скрипит дверь, играет пианино, стучит палочка о стол и т. п.).

Можете вы, послушав эти звуки, их повторить? Правильно, этого вы сделать не сможете. Их нельзя воспроизвести, их можно только слышать. Поэтому и называются они неречевыми звуками. А сейчас, дети, мы опять будем говорить о звуках, которые мы слышим и которые можно произносить. Я покажу вам три картинки.

(Показываю картинки, на которых нарисованы мыло, мишка, мышь.)

Назовите, что на них нарисовано. А теперь внимательно послушайте моё задание: назовите мне звук, который встречается во всех этих словах. Правильно, во всех этих словах живёт звук М, этим звуком начинаются все три слова.

Звук М живёт в этих словах вначале. А теперь вы придумайте слова, которые начинаются на звук М.

Дети: Мама, мишутка, молоко, Маша, мир, морковь, мяч и т. п.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы очень хорошо справились с моим заданием. А теперь я спрошу вас о другом. Скажите, какие волшебные слова вы знаете?

Рома: Я знаю два волшебных слова: спасибо и пожалуйста.

Воспитатель: Да, это действительно волшебные слова. А часто ли вы их произносите?

Катя: Я часто их говорю, но иногда забываю сказать и мне бабушка или мама напоминают об этом.

Воспитатель: Да, к сожалению, иногда вы забываете сказать эти действительно волшебные слова. Но я думаю, что это бывает очень редко. А как вы произносите эти слова: кричите. Говорите грубо, со злом, или по-другому?

Марина: Эти слова нужно говорить тихо, ласковым голосом.

Воспитатель: Правильно, Марина. Никогда нельзя, разговаривая с человеком кричать, злиться. грубить… А тем более когда говоришь волшебные слова. Ведь они не даром называются волшебными, потому что имеют волшебную силу- после них обязательно хочется человеку сделать только приятное. Давайте я напомню вам об этом.

(Чтение небольшого отрывка из рассказа Осеевой «Волшебное слово».)

Так как надо произносить волшебное слово?

Настя: Надо говорить эти слова тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь.

Воспитатель: Правильно Настя! Именно так надо говорить волшебные слова. И только тогда они будут иметь силу. А сейчас я хочу проверить, как вы запомнили то, о чём мы сегодня говорили. Сейчас будем с вами решать задачи, но не на сложение, а на уважение. Кристина, возьми мяч и поиграй с нами

(Кристина подбрасывает мяч вверх и не успевает поймать его)

Кто догадается, что сейчас нужно сделать?

(Рома вскакивает со стула, подбегает к мячу и отдаёт его Кристине.)

Ребята, как Рома красиво поступил. Он помог поднять Кристине мяч и сказал при этом: «Возьми, пожалуйста, мяч». Причем сказал с улыбкой. Глядя прямо в глаза. Тебе было приятно, Кристина, как к тебе обратились?

Кристина: Очень приятно, поэтому я сказала ему спасибо.

Воспитатель: Молодец, Рома! А теперь, дети, представьте, что все мы едем в автобусе. Настя. Вообрази, что ты мама, у тебя в руках тяжелая сумка (даю ей пакет) и ребёнок (предлагаю взять куклу). Мы все едем в автобусе. Остановка. Входит женщина (Настя) с сумкой и ребёнком на руках. Как же мы поступим дальше?

(Дети подбегают к «женщине», предлагают взять сумку из рук и уступают место для сидения, при этом говорят волшебное слово).

Воспитатель: Вы поступили очень правильно, проявили уважение к женщине. Молодцы!

А теперь давайте выйдем из этой комнаты и пройдём в другую.

(Дети встают и проходят через дверь в другую комнату).

Ребята, а вы не заметили: почему-то Рома и Саша остановились, когда вы проходили через дверь. Вы не догадались почему?

Аня: Они пропустили сначала всех девочек вперёд, а потом пошли сами

Воспитатель: Они поступили как настоящие мужчины. А что же другие мальчики забыли о том, что девочек всегда надо пропускать вперёд? Давайте ещё раз попробуем.

(Дети проходят опять в другую комнату, но мальчики теперь ждут когда пройдут сначала все девочки, а затем заходят сами)

Воспитатель: Вот теперь уже лучше. Мальчики не забыли уступить девочкам дорогу, они были Джентельменами. Но все-таки одну ошибку. Дети. Вы допустили. Но какую?

(Дети задумались)

А вы не забыли, что здесь есть ещё человек постарше. Это - Я.

Правильно ли. Что я прошла последней?

Дети: Нет. Неправильно!

Воспитатель: Давайте сделаем так, чтобы было совсем правильно.

(Ситуация повторяется. Но теперь уже дети пропускают вперёд воспитателя, говоря при этом: «Проходите, пожалуйста», затем проходят девочки и лишь потом заходят мальчики.

Воспитатель: Вот теперь вы поступили так, как поступают воспитанные люди. Спасибо вам. Мне приятно, что в группе у нас только такие хорошие дети. Молодцы!

А теперь, дети, давайте подумаем и скажем, что же нового мы узнали на сегодняшнем занятии, что вспомнили.

(Подводится итог занятия.)


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gram._obuch.docx20.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Подготовка к обучению грамоте»

Цель: подвести детей к понятию, что наша речь состоит из слов

Задачи:

  • уметь называть и подбирать слова,
  • обозначающие названия предметов на предложенную тему,
  • закреплять с детьми понятие звук
  • уметь находить и называть нужные звуки в словах,
  • развивать фонематический звук у детей,
  • учить отвечать на вопросы распространенными предложениями
  • упражнять в решении этических задач,
  • уметь найти хорошие и плохие поступки.
  • воспитывать честность, вежливость.

Оборудование: игрушки: заяц, лиса, кукла, медведь, мяч. Три предметные картинки: мыло, мишка, мышь

Ход работы:

Дети сидят на стульчиках полукругом.

Воспитатель: Дети, к нам в группу пришли гости. Они останутся у нас на занятии, если мы их правильно назовём.

(Показывает игрушки)

Дети: Это заяц, лиса, кукла, медведь, мяч.

Воспитатель: А давайте как- нибудь по-другому назовём этих гостей. Я, например, хочу назвать зайца зайчонком. А вы?

- А я бы назвала его зайчишкой - трусишкой.

- Зайца можно назвать косым или зайцем-хвастой, как в сказке.

- А ещё можно назвать зайкой

Воспитатель: Очень хорошо вы назвали нашего гостя зайца: и зайка, и заяц-хвоста, и зайчишка - трусишка, и Косой, и зайчик. А как бы вы назвали лису?

- Лиса рыжая, красивая, хитрая.

Воспитатель: Как много сказал о лисе Дима. А кто ещё что- нибудь придумает?

- Я думаю, что лису можно назвать лисицей и лисой - Патрикеевной

Я бы назвал её ещё плутовкой и обманщицей.

Воспитатель: Очень интересно вы назвали лису, очень правильно. А что бы вы сказали об этой кукле?

- Эта кукла совсем маленькая, поэтому я назвала бы её куколкой

- Если бы я с ней играла, то назвала её своей дочкой Леночкой.

Воспитатель: как ласково вы сказали о нашей гостье-кукле: куколка, дочка Леночка. А о мяче, что вы можете сказать?

- Мяч - мячик, он резиновый, прыгает, скачет, с детьми играет.

Воспитатель: А раз он прыгает, играет, балуется с детьми, то, как его можно назвать?

-Я бы назвал его попрыгунчиком и весельчаком.

-А я бы придумала название озорник.

Воспитатель: Какие замечательные, интересные, необычные слова вы придумали, какие они все разные, эти слова. Вот из таких разных слов и состоит наша речь. То, что мы говорим - это и есть наша речь. Речь состоит из разных слов. Словами можно назвать все, что мы видим. Причём назвать можно по- разному. Как сейчас мы и называли. К нам пришли ещё два запоздалых гостя. Назовите их.

Дети: это медведи.

Воспитатель: А какие они? Одинаковые?

- Нет, они не одинаковые: один большой. А другой маленький.

Воспитатель: А как бы вы назвали маленького медведя?

-Я бы назвала мишенькой или мишуткой.

-А я бы назвал медвежонком.

-А я бы маленьким мишкой.

Воспитатель: Это хорошие, ласковые слова. А как можно назвать большого медведя?

- Он медведь-медведище.

- Я бы назвал его генералом Топтыгиным или Михаилом Потапычем

- А я бы назвала медвежатиной.

Воспитатель: Сколько же разных названий мы придумали нашим гостям - медведям. Но один из этих медведей большой и вы называли его уважительно, как?

(Дети повторяют)

А второй медведь маленький и вы его совсем по- другому назвали: ласково и нежно. Повторите как?

(Дети повторяют)

Физкультурная пауза: Предлагаю детям попрыгать по комнате как зайчики, походить как медведи, порычать. Как они рычат, побегать как лисички-сестрички. Представить, что у них в руках куколка Леночка. Побаюкать ее, спеть ей колыбельную.

Воспитатель: Дети, мы только что сказали, что наша речь состоит из слов. А из чего же состоят слова?

- Я думаю. Что слова состоят из звуков.

Воспитатель: Как замечательно вы сказали. Ведь все слова действительно состоят из звуков. А звук это то, что мы слышим и произносим.

Назови любые звуки.

Дети: А, О, У, Р. и др.

Воспитатель: Правильно, это звуки. Их очень много, из них состоят слова, которые мы произносим. А из слов состоит наша речь. Но есть, ребята, звуки, которые мы слышим, но произнести в своей речи не можем. Они называются неречевыми. Вы догадались, о каких звуках я говорю? Нет?

Тогда послушайте.

(Предлагаю детям послушать, как льётся вода, скрипит дверь, играет пианино, стучит палочка о стол и т. п.).

Можете вы, послушав эти звуки, их повторить? Правильно, этого вы сделать не сможете. Их нельзя воспроизвести, их можно только слышать. Поэтому и называются они неречевыми звуками. А сейчас, дети, мы опять будем говорить о звуках, которые мы слышим и которые можно произносить. Я покажу вам три картинки.

(Показываю картинки, на которых нарисованы мыло, мишка, мышь.)

Назовите, что на них нарисовано. А теперь внимательно послушайте моё задание: назовите мне звук, который встречается во всех этих словах. Правильно, во всех этих словах живёт звук М, этим звуком начинаются все три слова.

Звук М живёт в этих словах вначале. А теперь вы придумайте слова, которые начинаются на звук М.

Дети: Мама, мишутка, молоко, Маша, мир, морковь, мяч и т. п.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы очень хорошо справились с моим заданием. А теперь я спрошу вас о другом. Скажите, какие волшебные слова вы знаете?

Рома: Я знаю два волшебных слова: спасибо и пожалуйста.

Воспитатель: Да, это действительно волшебные слова. А часто ли вы их произносите?

Катя: Я часто их говорю, но иногда забываю сказать и мне бабушка или мама напоминают об этом.

Воспитатель: Да, к сожалению, иногда вы забываете сказать эти действительно волшебные слова. Но я думаю, что это бывает очень редко. А как вы произносите эти слова: кричите. Говорите грубо, со злом, или по-другому?

Марина: Эти слова нужно говорить тихо, ласковым голосом.

Воспитатель: Правильно, Марина. Никогда нельзя, разговаривая с человеком кричать, злиться. грубить… А тем более когда говоришь волшебные слова. Ведь они не даром называются волшебными, потому что имеют волшебную силу- после них обязательно хочется человеку сделать только приятное. Давайте я напомню вам об этом.

(Чтение небольшого отрывка из рассказа Осеевой «Волшебное слово».)

Так как надо произносить волшебное слово?

Настя: Надо говорить эти слова тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь.

Воспитатель: Правильно Настя! Именно так надо говорить волшебные слова. И только тогда они будут иметь силу. А сейчас я хочу проверить, как вы запомнили то, о чём мы сегодня говорили. Сейчас будем с вами решать задачи, но не на сложение, а на уважение. Кристина, возьми мяч и поиграй с нами

(Кристина подбрасывает мяч вверх и не успевает поймать его)

Кто догадается, что сейчас нужно сделать?

(Рома вскакивает со стула, подбегает к мячу и отдаёт его Кристине.)

Ребята, как Рома красиво поступил. Он помог поднять Кристине мяч и сказал при этом: «Возьми, пожалуйста, мяч». Причем сказал с улыбкой. Глядя прямо в глаза. Тебе было приятно, Кристина, как к тебе обратились?

Кристина: Очень приятно, поэтому я сказала ему спасибо.

Воспитатель: Молодец, Рома! А теперь, дети, представьте, что все мы едем в автобусе. Настя. Вообрази, что ты мама, у тебя в руках тяжелая сумка (даю ей пакет) и ребёнок (предлагаю взять куклу). Мы все едем в автобусе. Остановка. Входит женщина (Настя) с сумкой и ребёнком на руках. Как же мы поступим дальше?

(Дети подбегают к «женщине», предлагают взять сумку из рук и уступают место для сидения, при этом говорят волшебное слово).

Воспитатель: Вы поступили очень правильно, проявили уважение к женщине. Молодцы!

А теперь давайте выйдем из этой комнаты и пройдём в другую.

(Дети встают и проходят через дверь в другую комнату).

Ребята, а вы не заметили: почему-то Рома и Саша остановились, когда вы проходили через дверь. Вы не догадались почему?

Аня: Они пропустили сначала всех девочек вперёд, а потом пошли сами

Воспитатель: Они поступили как настоящие мужчины. А что же другие мальчики забыли о том, что девочек всегда надо пропускать вперёд? Давайте ещё раз попробуем.

(Дети проходят опять в другую комнату, но мальчики теперь ждут когда пройдут сначала все девочки, а затем заходят сами)

Воспитатель: Вот теперь уже лучше. Мальчики не забыли уступить девочкам дорогу, они были Джентельменами. Но все-таки одну ошибку. Дети. Вы допустили. Но какую?

(Дети задумались)

А вы не забыли, что здесь есть ещё человек постарше. Это - Я.

Правильно ли. Что я прошла последней?

Дети: Нет. Неправильно!

Воспитатель: Давайте сделаем так, чтобы было совсем правильно.

(Ситуация повторяется. Но теперь уже дети пропускают вперёд воспитателя, говоря при этом: «Проходите, пожалуйста», затем проходят девочки и лишь потом заходят мальчики.

Воспитатель: Вот теперь вы поступили так, как поступают воспитанные люди. Спасибо вам. Мне приятно, что в группе у нас только такие хорошие дети. Молодцы!

А теперь, дети, давайте подумаем и скажем, что же нового мы узнали на сегодняшнем занятии, что вспомнили.

(Подводится итог занятия.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...