обучение грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Речь устная и письменная»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Познакомить детей с речью, как отличительной способностью человека; дать понять детям, что говорение  слушание, письмо  чтение – это важнейшие речевые умения; воспитывать культуру речи.

  • Познакомить детей с понятием «речь», с видами речи.

  • Развивать коммуникативную сторону речи, внимание, память.

  • Учить детей рассуждать, формулировать развернутый и полный ответ.

  • Воспитывать любовь к книге, умение слушать своих товарищей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_rech_ustnaya_i_pismennaya.docx22.24 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе МДОУ д/с №18

на тему: «Речь устная и письменная»

Воспитатель: Савельева Т.В.

Ход занятия.

Мы с тобой общаемся с помощью речи. Сегодня я расскажу тебе, когда возникла речь.

Очень-очень давно, миллионы лет назад, первые люди на Земле не умели, не только писать, но и говорить!

Первобытные люди, как и животные, которые их окружали, могли издавать только самые простые звуки!

Кричали, если им грозила опасность, рычали, если кому-то было больно, визжали от радости, если удавалось найти пищу.

Постепенно люди научились добывать больше пищи, научились строить простые жилища, научились пользоваться огнем. Необходимо было найти какой-то способ договориться об охоте, рассказать, где растут съедобные ягоды, предупредить об опасности! И первобытные люди нашли выход! Они стали пользоваться не только звуками, но и жестами. Получался вполне понятный язык жестов.

С помощью чего общались древние люди? (Древние люди общались с помощью жестов).

Но жесты и мимика человека в темноте не были видны. Людям просто необходимо было догадаться, что все предметы и явления природы можно не изображать жестами, а передавать словами. Но прошли десятки тысяч лет, прежде чем люди стали говорить.

Никто этого точно не знает, но многие считают, что речь могла возникнуть, когда люди стали делать каменные орудия труда, примерно 25 тысяч лет назад. Каждый раз, когда возникало какое-то слово, пещерные люди «договаривались», что оно будет означать.

Когда они изобрели слова, сразу стало легче и лучше жить.
Слова помогали людям общаться. Так появилась устная речь.

А теперь я предаю отдохнуть.

Физкультминутка «Веселые листочки».

Мы веселые листочки,

На ветках мы сидим

(ребенок поднимают руки вверх).

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

(движения руками

из стороны в сторону).

И на землю тихо сели

( приседает).

Ветер снова набежал

И листочки все поднял

(кружися на месте).

Закружились, полетели

И на землю снова сели

(дети садятся по местам).

УСТНАЯ РЕЧЬ - это способность человека говорить и слушать, умение человека произносить слова при помощи губ, языка, рта. Поэтому и название устная речь произошло от слова уста – губы.

Теперь ты знаешь, что понадобилось много тысяч лет для того, чтобы люди научились говорить. Но вот беда, слово исчезало в воздухе, едва его произносили. Со временем, чем больше становилось знаний, тем труднее было удерживать их в памяти. Непростая это была задача для древнего человека – сохранить информацию.

Как ты думаешь, какой выход нашли наши предки?

Первыми шагами к письму были рисунки на скалах и рисуночное письмо. С помощью рисунков люди пробовали общаться друг с другом. Затем писали на глиняных табличках. Это открытие положило начало письменности на Земле. Наконец, человек придумал знаки. Эти знаки называют буквы. Ими мы пользуемся и сейчас.

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ - речь, это способность человека писать и читать. Для письма мы используем буквы, разные знаки.

В древней Руси писали на бересте - березовой коре. Бумаги тогда еще не было.

Теперь мы владеем не только устной речью, но и письменной речью.

Речь, которую мы встречаем при говорении и слушании, называют устной речью. Сначала самим рассказать, а потом попросить ребенка повторить за вами.

Речь, которую мы встречаем при чтении и письме, называют письменной. Сначала самим рассказать, а потом попросить ребенка повторить за вами.

К нам в гости пришёл Буратино. Буратино гулял по осеннему лесу и простудился. Теперь он не может говорить, у него ангина. Буратино воспользовался письменной речью и написал нам загадки.

Задать вопросы ребенку.

Кто пришел к нам в гости? Следите, чтобы ответ был полный.

Что с ним случилось?

Какой письменной или устной речью является письмо, которое написал Буратино?

Да, если бы не письменная речь Буратино с больным горлом смог бы с нами общаться? Пусть ребенок прочитает загадки (прочитайте ребенку загадки). Когда ребенок отгадает загадку. Спросите. О какой речи напоминают загадки?

Без языка живет.

Не ест и не пьет,

А говорит и поет.                         

(Радио. Это устная речь.)

Поверчу волшебный круг –
И меня услышат вдруг.

(Телефон) (Устная речь).

Лист бумаги по утрам

На квартиру носят к нам.

На одном таком листе

Много разных новостей.                      

(Газета. Это письменная речь.)

Стальной конёк по белому полю бегает,
За собой чёрные следы оставляет.

(Ручка) (Письменная речь)

Буратино потерял ключик. Давай поможем Буратино. Предложите ребенку отдохнуть. Пусть ребенок повторяет слова и движения за вами.

Буратино потянулся,

Раз-нагнулся,

Два-нагнулся,

Руки в стороны развел

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключ ему достать,

Надо на носочки встать.

Крепче Буратино стой,

Вот он – ключик золотой!

Для чего же нужна речь?

Речь помогает: общаться; передавать информацию друг другу; делиться мыслями, чувствами; договариваться о чём-нибудь; похвалить, развеселить, рассмешить кого-то; посоветоваться с кем-либо.

Речь человека должна быть вежливой, уважительной. Вежливо нам помогают вежливые слова. Эти волшебные слова согревают нас, как лучики солнца, помогают нам в трудную минуту.

Игра «Доскажи словечко».

Растает ледяная глыба

От слова тёплого … спасибо.

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит … добрый день.

Мальчик, вежливый т развитый,

Говорит, встречаясь, … здравствуйте.

Когда меня бранят за шалости,

Я говорю … извините, пожалуйста.

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят …до свидания.

Запишите волшебные слова.

В конце занятия попросите ребенка ответить на вопросы.

Дополни предложения:

Человек владеет …(речью).

Речь нужна для того, чтобы …(общаться с другими людьми).

Она состоит из … (предложений).

Речь бывает … (устная и письменная).

Наш гость Буратино в благодарность за вашу работу подарил пожелание от мудрой Черепахи Тортиллы:

Старайся быть интересными собеседниками, слушателями, активными читателями.

Давай попрощаемся с Буратино


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» , «Развитие речи» и обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: « Путешествие в лето»

Выявить знания и представления детей о лете, развивать речь, упражнять детей в проведении звукового анализа слов, закрепить названия диких животных и их детенышей, упражнять в умении называть пару сог...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие в Страну Грамоты»

Конспект образовательной деятельности по обучению грамотев подготовительной к школе группена тему «Путешествие в Страну Грамоты»Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие» , «...

Конспект контрольно - учетного занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Весну выручаем».

Конспект контрольно - учетного  занятия по развитию речи  и обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Весну выручаем»....

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Уроки грамоты»

Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:·        закреплять понятия «звук», &la...