Педагогический проект «Веселые буквы» овладение грамотой детей с ОНР в подготовительной логопедической группе.
проект по обучению грамоте (подготовительная группа)

Петракова Надежда Владимировна

Овладение грамотой дошкольников с ОНР. Повышение уровня мотивации детей подготовительной логопедической группы на занятиях по обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_veselye_bukvy.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ  ГОРОДСКОГО  ОКРУГА  ПОДОЛЬСК

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад №50 «Золотой ключик»

(центр развития ребенка – детский сад №50 «Золотой ключик»)

Педагогический проект

«Веселые буквы»

овладение грамотой детей с ОНР

в подготовительной логопедической группе.

Составили: учитель - логопед Селиверстова Ю.А

Воспитатель высшей категории Петракова Н.В.,

Воспитатель высшей категории Гришанова Л.В.

МДОУ ЦРР – д/с №50 «Золотой ключик»

 2018 - 2019гг.

Г.о. Подольск

Актуальность.

Особое место в коррекционно-развивающем процессе в подготовительной логогруппе отведено обучению грамоте. Это определенный способ формирования навыка чтения и письма. Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи требует специальной методики.

Буква будет правильно усвоена в тех случаях, когда ребенок дифференцирует звуки речи и когда у него имеется представление об обобщенном звуке речи, фонеме. Для того, чтобы отличить изучаемую букву от других букв, в том числе от сходных по начертанию, необходимо осуществить прежде всего оптический анализ каждой буквы на составляющие ее элементы, а это возможно лишь при достаточно хорошо развитых пространственных представлениях. Процесс усвоения оптического образа буквы осуществляется также на основе способности запоминать и воспроизводить в памяти зрительные образы.

Таким образом, для успешного усвоения букв должны быть сформированы следующие функции: фонематическое восприятие, фонематический анализ, зрительный анализ и синтез, пространственные представления и зрительная память.

И одной из важных задач при обучении грамоте  является формирование буквенного гнозиса, дифференциация зрительных образов букв (найти букву среди ряда других букв, сравнить одни и те же буквы, но написанные разным шрифтом; назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями; определить букву в неправильном положении; выделить буквы, наложенные друг на друга; на фоне контурных изображений предметов найти «спрятавшиеся» буквы; конструирование и реконструирование печатных букв из элементов).

Объект проектной деятельности – дети подготовительной логопедической группа МДОУ ЦРР – д/с № 50 «Золотой ключик».

Предмет проектной деятельности – овладение грамотой дошкольников с ОНР.

Цель проекта: повышение уровня мотивации дошкольников с ОНР на занятиях по обучению грамоте и успешное усвоение зрительного образа букв.

Задачи проекта:

  1. Каждому ребенку создать собственную книгу «Веселые буквы».
  2.  Систематизировать знания дошкольников о буквах и звуках русского языка.
  3. Развивать познавательную и творческую активность детей.
  4. Привлечь родителей к совместной работе, поиску и выполнению заданий.
  5. Развивать у детей стойкий интерес к логопедическим занятиям.

Участники проекта - учитель-логопед, воспитатели логогруппы, родители и дети подготовительной логопедической группы.

Сроки реализации проекта – 1 учебный год; долгосрочный.

Ожидаемые результаты:

  1. У каждого ребенка – своя книга «Веселые буквы»;
  2. Положительная динамика на занятиях по обучению грамоте;
  3. Усиление сотрудничества детей с учителем-логопедом, воспитателями, родителями и с другими детьми.

Подготовительный этап

  1. Изучение литературы по данной проблеме, опыта работы коллег.
  2. Создание и подготовка материальной и методической базы.
  3. Диагностика уровня мотивации к занятиям по обучению грамоте у дошкольников с ОНР.
  4. Разработка критериев эффективности проекта:

-динамика сотрудничества детей с учителем-логопедом, воспитателями, родителями и с другими детьми;

-сформированность у ребенка интереса к занятиям по обучению грамоте, стремления к саморазвитию.

Основной этап

Реализация проекта.

Заключительный этап

  1. Анализ достигнутых результатов.
  2. Создание презентации проекта.
  3. Выставка книг детей «Веселые буквы».

Перспективный план реализации проекта

№ п/п

Срок

Формы и методы работы

Содержание работы

Результат

Ответственный

Подг.этап

01.10 -01.11.2019 г.

Диагностика

Диагностика уровня мотивации к занятиям по обучению грамоте у дошкольников с ОНР

Разработка и подготовка дидактического материала.

Материалы для книги «Веселые буквы»

Учитель-логопед, воспитатели логогруппы

Осн. этап

01.11.2019 г. – 18.05.2020 г.

Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия, коррекционные часы в группе

Создание каждым ребенком собственной книги

Книги детей

Учитель-логопед, воспитатели логогруппы

Закл. этап

18.05 – 22.05. 2020 г.

Мониторинг

Диагностика уровня мотивации к занятиям по обучению грамоте, сформированности буквенного гнозиса.

Презентация проекта, выставка книг

Учитель-логопед, воспитатели логогруппы

Результативность:

-у детей появился стойкий интерес к буквам и занятиям по обучению грамоте;

-все дети создали свои собственные книги с буквами;

-повысился уровень взаимодействия родителей с детьми, а также с другими участниками образовательного  процесса.

Перспективы востребованности проекта - проект может быть использован учителями-логопедами, воспитателями логопедических групп в условиях ДОУ (логогруппа, логопункт).

Список используемой литературы

  1. Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов и

воспитателей детсадов под. Ред. В.И. Селиверстова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1981. -192 с.;

  1. Использование логопедических игр в логопедической работе/ Сост.

Д.А. Мазо, А.М.Черник, М.Ф.Фомичева. М.,1971.

  1. Проект «Веселая Азбука» Руководитель проекта: Дворникова С.А. Участники: учащиеся 1 б класса МАОУ «СОШ № 28» г.Сыктывкар

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В МИРЕ СКАЗОК К.И. Чуковского. (Занятие для детей с ОНР в подготовительной логопедической группе)

В настоящее время  большое внимание мы уделяем театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и я...

Конспект занятия с использванием ИКТ по овладению основами первоначальной грамоты в подготовительной логопедической группе

Конспект по овладению основами первоначальной грамоты в подготовительной группе с использованием ИКТ...

Совместная работа воспитателя, детей и родителей в подготовительной логопедической группе по развитию связной речи.

В статье раскрываются особенности связной речи дошкольников логопедической группы; описывается совместная работа воспитателя, детей и родителей по сочинению рассказов и стихов по лексическим темам....

Презентация "Загадки для детей. Летние виды спорта" (подготовительная логопедическая группа) воспитателя Злобиной Ульяны Борисовны.

Презентация составлена как часть проекта "Летние игры. Летние виды спорта". Ребятам можно предложить нарисовать отгадки к загадкам. Рисунки поместить на выставку, оформить слайд - шоу....

Рабочая программа для детей 6-7 лет подготовительной логопедической группы

Рабочая программа по развитию детей подготовительной логопедической группы  «Зайчата» на 2021 – 2022 учебный год  разработана в соответствии с примерной основной обще...

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе на тему « Звук и буква У».

Цели.1.Коррекционно-образовательная.Познакомить детей со звуком и буквой У.2.Коррекционно-развивающие.Развивать артикуляционную моторику.Развивать речевое дыхание.Уточнить артикуляцию звука [У], закре...