Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте «Волшебная шкатулка бабушки Азбуки» (для детей 5-6 лет)
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Систематизация знаний детей о звуках и буквах, звуковом анализе слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 26.6 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей №9 «Золотой улей»
Конспект НОД
по подготовке детей к обучению грамоте
«Волшебная шкатулка бабушки Азбуки»
(для детей 5-6 лет)
Воспитатель
I квалификационной категории
Черноусова
Елена Викторовна
Моршанск, 2020
Цель: систематизация знаний детей о звуках и буквах, звуковом анализе слова.
Задачи:
Обучающие задачи:
- Закреплять умение проводить звуковой анализ слова, определять местонахождение звуков в слове;
- Обогащать словарный запас через участие в словесно-речевых играх;
- Закреплять знание гласных и согласных звуков;
- Упражнять в умении придумывать слова с заданным звуком
- Стимулировать познавательную активность детей, посредством использования мультимедийных средств
- Активизировать словарь детей.
Развивающие задачи:
- Развивать поисковую активность, расширять кругозор, сообразительность.
- Развивать коммуникативные навыки у детей.
- Развивать интонационную выразительность речи;
- Развивать фонематический слух, воображение, творческое мышление, зрительное и слуховое восприятие;
- Способствовать развитию у детей познавательных интересов, мыслительных операций, воображения в процессе отгадывания загадок.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать самостоятельность, активность, целеустремлённость, культуру общения,
- Воспитывать доброжелательные взаимоотношения, чувство коллективизма и взаимопомощи.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Волшебная шкатулка бабушки Азбуки». Полоска для звукового анализа слова АЗБУКА шкатулка (сундучок) с подарками, схема слов.
Раздаточный материал: полоски и коробочки с фишками для звукового анализа слов, карандаш, схемы слов.
Ход занятия:
- Вводная часть
Воспитатель: Ребята! К нам пришла посылка! Написано: «От бабушки Азбуки из страны Буквляндия»! Давайте её откроем и узнаем, что там внутри.
(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда шкатулку и письмо)
Воспитатель: Шкатулка-то не простая! С пятью замками! Давайте прочитаем письмо:
«Дорогие дети старшей группы!
Пишет вам Бабушка Азбука! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислала для вас подарок в шкатулке. Но шкатулка волшебная, с пятью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и шкатулка откроется! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!»
2. Основная часть:
Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно вам узнать, что находится в сундуке? Будем искать ключи? Я уверена, что мы с вами станем отличной командой умных и грамотных детей.
- Прежде, чем приступить к заданиям, давайте вспомним правила:
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем снова мы опять
Смотреть, слушать. отвечать
И друг другу не мешать
Внятно, четко говорить
Не вертеться, не шалить.
Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:
Вот уж чудо так уж чудо,
И взялось оно откуда?
Я смотрюсь в него всегда,
Ну а вижу лишь себя.
Из стекла, но не окно,
Что же это?..
Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!
(Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала)
Воспитатель: А ключ-то непростой! На нём задание. Справимся с этим заданием — один замок откроем!
Задание №1.
Воспитатель: Бабушка Азбука предлагает вам ответить на вопросы. В стране Буквляндия живут настоящие звуки и буквы. Вспомните, чем буквы отличаются от звуков?
(Ответы детей)
Воспитатель: Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными)
- Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом). Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)
- Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими)
- Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)
- Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)
- Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным)
- Какие гласные буквы пишутся после твердого согласного? ( а,о,у)
- Какие гласные буквы пишутс после мягкого согласного? ( я, ё, ю)
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!
Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:
Я всё знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться.
Ответы детей
(Находят второй ключ, выполняют второе задание.)
Задание №2.
Воспитатель: А задание такое: поиграть в игру «Доскажи словечко». Бабушка Азбука очень любит стихи. Однажды она начала вспоминать их, но… забыла слова. Давайте поможем Бабушке!
1.Чтоб тебя я повез,
Мне не нужен овес.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит… (автомобиль)
2.Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называются все… (алфавит)
3. Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый — все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его… (арбуз)
4. На ветке не птичка —
Зверек-невеличка.
Мех теплый, как грелка.
Кто же это?... (Белка)
5. Она весну встречает –
Серёжки надевает.
А платьице – в полоску.
Ты узнаёшь …(берёзку)
Воспитатель:
Молодцы, справились с заданием. Вот вам и второй ключ!
Ну что, готовы к следующему заданию?
Воспитатель: Вот ещё одна загадка от Бабушки Азбуки:
У него четыре ножки,
Он не ходит по дорожке,
Он не прыгает, не скачет,
Не смеётся и не плачет.
Тихо у стены стоит –
Кто устал – присесть велит.
Дети: Стул!
(Дети достают ключ, он находится на стуле)
Задание №3.
Воспитатель: А задание такое, нужно сделать звуковой анализ слова АЗБУКА. Дети работают самостоятельно. У доски слово разбирает ребенок, быстро справившийся с заданием.
Игра в слово «азбука».
Воспитатель:
а) предлагает детям убрать со схемы фишки и буквы попорядку;
б) подзывает к себе детей по гласным и согласным звукам;
Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите ключик! У нас уже три замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём.
Физкультминутка
Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти четвертый ключик, отгадаем ещё одну загадку:
Нарисует он картину
Натюрморт или пейзаж
Остроносый, тонкий, длинный,
Деревянный.. (Карандаш)
Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!
Задание №4.
Воспитатель: Правильно! И следующее задание вам надо выполнить с карандашом
Игра «Найди слово по модели».
На доске – картинки: «пёс», «вёдра», «шляпа», «муха», «стол» и вразбивку нарисованы модели этих слов с гласными буквами. Сначала дети выполняют задание самостоятельно, потом работают у доски.
Дети справляются с заданием и получают ключом четвёртый ключ.
Воспитатель: А пятый ключ будем искать вот где:
Соберу красивый дом,
Разберу его потом.
Уберу я до поры
Все детали для игры.
Дети : Конструктор.
Задание №5.
Воспитатель: Вот он, ключик, а на нём следующее задание – игра!
Воспитатель: Слушайте последнее, пятое задание! Это игра «Магазин». Мы пришли в продуктовый магазин. Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук «С». Что вы купите? Дети называют продукты: сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свекла, капуста.
А теперь мы выбираем только те продукты, в названиях которых есть звук «К»: картошка, какао, кофе, карамель, крупа, шоколад.
Давайте выберем продукты, в названиях которых есть звук «М»: молоко, масло, макароны, сметана, мука.
После выполнения задания дети получают пятый ключ. Шкатулка открывается.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!
Дети: Это Печенье! Оно в форме букв!
Воспитатель: Можно и поиграть с буквами, можно и чай с печеньем попить! Спасибо Бабушке Азбуке! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Бабушки Азбуки? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности?
Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! А теперь предлагаю всем пить чай с волшебным печеньем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое занятие по подготовке детей к обучению грамоте (для детей подготовительной группы и их родителей) «Волшебный букет»
Занятие предполагет участие родителей, построено в игровой форме и содержит упражнения и игры, направленные на подведение итогов за год подготовки детей к обучению грамоте....
Технологическая карта НОД по обучению грамоте "Волшебный сундучок бабушки Грамматики"
Технологическая карта НОД по ОГ в подготовительной группе "Волшебный сундучок бабушки Грамматики". Занятие итоговое, на закрепление изученного материала. В ходе занятия мспользуется конструк...
Программа кружка по подготовке детей к обучению грамоте "Весёлая Азбука"
Программа кружка "Весёлая Азбука". Данный материал будет полезен логопедам, а также воспитателям подготовительных групп....
Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе с использованием дидактического материала "Уроки грамоты"
Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:закреплять понятия «звук», «слово», «буква»;совершенствовать умение...
Конспект по подготовке детей к обучению грамоте на тему "День рождения звука [И]"
Конспект по подготовке к обучению грамоте детей средней группы. В данном конспекте при знакомстве со звуком [ и ] используется символьная система Ткаченко Т.А. обозначения гласных зву...
Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе. Интерактивная технология "Кубик Блума" - адаптированная игра "Грамотеи"
Интерактивные технологии давно и прочно вошли в практику работы дошкольных образовательных учреждений. Их использование в работе со старшими дошкольниками позволило значительно повысить результативнос...
"Путешествие по стране Пиши-читай" (из серии занятий) конспект по подготовке детей к обучению грамоте
Приглашаем вас в волшебную страну Пиши-читай, в которой вы окажетесь в самом центре незабваемых образовательных приключений!...