Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте «Волшебная шкатулка бабушки Азбуки» (для детей 5-6 лет)
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Систематизация знаний детей о звуках и буквах, звуковом анализе слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx26.6 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей №9 «Золотой улей»

Конспект НОД

по подготовке детей к обучению грамоте

«Волшебная шкатулка бабушки Азбуки»

(для детей 5-6 лет)

        

Воспитатель

I квалификационной категории

                                                                                             Черноусова

Елена Викторовна  

Моршанск, 2020

           Цель: систематизация знаний детей о звуках и буквах, звуковом анализе слова.

Задачи:

Обучающие задачи:

  1. Закреплять умение проводить звуковой анализ слова, определять местонахождение звуков в слове;
  2. Обогащать словарный запас через участие в словесно-речевых играх;
  3. Закреплять знание гласных и согласных звуков;
  4. Упражнять в умении придумывать слова с заданным звуком
  5. Стимулировать познавательную активность детей, посредством использования мультимедийных средств
  6. Активизировать словарь детей.

Развивающие задачи:

  1. Развивать поисковую активность, расширять кругозор, сообразительность.
  2. Развивать коммуникативные навыки  у детей.
  3. Развивать интонационную выразительность речи;
  4. Развивать фонематический слух, воображение, творческое мышление, зрительное и слуховое восприятие;
  5. Способствовать развитию у детей познавательных интересов, мыслительных операций, воображения в процессе отгадывания загадок.

Воспитательные задачи: 

  1. Воспитывать самостоятельность, активность, целеустремлённость, культуру общения,
  2. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения, чувство коллективизма и взаимопомощи.


Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Волшебная шкатулка бабушки Азбуки». Полоска для звукового анализа слова АЗБУКА шкатулка (сундучок) с подарками, схема слов.

Раздаточный материал: полоски и коробочки с фишками для звукового анализа слов, карандаш, схемы слов.

Ход занятия:

  1. Вводная часть

Воспитатель: Ребята! К нам пришла посылка! Написано: «От бабушки Азбуки из страны Буквляндия»! Давайте её откроем и узнаем, что там внутри.

(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда шкатулку и письмо)

Воспитатель: Шкатулка-то не простая! С пятью замками! Давайте прочитаем письмо:

«Дорогие дети старшей группы!

Пишет вам Бабушка Азбука! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислала для вас подарок в шкатулке. Но шкатулка волшебная, с пятью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и шкатулка откроется! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!»

2. Основная часть: 

Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно вам узнать, что находится в сундуке? Будем искать ключи? Я уверена, что мы с вами станем отличной командой умных и грамотных детей.
- Прежде, чем приступить к заданиям, давайте вспомним правила:

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем снова мы опять

Смотреть, слушать. отвечать

И друг другу не мешать

Внятно, четко говорить

Не вертеться, не шалить.

Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:

Вот уж чудо так уж чудо,

И взялось оно откуда?

Я смотрюсь в него всегда,

Ну а вижу лишь себя.

Из стекла, но не окно,

Что же это?..

Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!

(Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала)

Воспитатель: А ключ-то непростой! На нём задание. Справимся с этим заданием — один замок откроем!

Задание №1.

Воспитатель: Бабушка Азбука предлагает вам ответить на вопросы. В стране Буквляндия живут настоящие звуки и буквы. Вспомните, чем буквы отличаются от звуков?
(Ответы детей)
Воспитатель: Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными)
- Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом). Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)
- Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими)
- Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)
- Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)
- Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным)

- Какие гласные буквы пишутся после твердого согласного? ( а,о,у)

- Какие гласные буквы пишутс после мягкого согласного? ( я, ё, ю)

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!

Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:

Я всё знаю, всех учу,

А сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Нужно грамоте учиться.

Ответы детей

(Находят второй ключ, выполняют второе задание.)

Задание №2.

Воспитатель: А задание такое: поиграть в игру «Доскажи словечко». Бабушка Азбука очень любит стихи. Однажды она начала вспоминать их, но… забыла слова. Давайте поможем Бабушке!

1.Чтоб тебя я повез,

Мне не нужен овес.

Накорми меня бензином,

На копытца дай резины,

И тогда, поднявши пыль,

Побежит… (автомобиль)

2.Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

И называются все… (алфавит)

3. Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый — все довольны,

Так приятен он на вкус,

И зовут его… (арбуз)

4. На ветке не птичка —

Зверек-невеличка.

Мех теплый, как грелка.

Кто же это?... (Белка)

5. Она весну встречает –

Серёжки надевает.

А платьице – в полоску.

Ты узнаёшь …(берёзку)

Воспитатель: 
Молодцы, справились с заданием. Вот вам и второй ключ!
Ну что, готовы к следующему заданию?

Воспитатель: Вот ещё одна загадка от Бабушки Азбуки:

У него четыре ножки,

Он не ходит по дорожке,

Он не прыгает, не скачет,

Не смеётся и не плачет.

Тихо у стены стоит –

Кто устал – присесть велит.

Дети: Стул!

(Дети достают ключ, он находится на стуле)

Задание №3.

Воспитатель: А задание такое, нужно сделать звуковой анализ слова АЗБУКА. Дети работают самостоятельно. У доски слово разбирает ребенок, быстро справившийся с заданием.

Игра в слово «азбука».

 Воспитатель:

а) предлагает детям убрать со схемы фишки и буквы попорядку;

б) подзывает к себе детей по гласным и согласным звукам;

Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите ключик! У нас уже три замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём.

Физкультминутка

Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти четвертый ключик, отгадаем ещё одну загадку:

Нарисует он картину

Натюрморт или пейзаж

Остроносый, тонкий, длинный,

Деревянный.. (Карандаш)

Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!

Задание №4.

Воспитатель: Правильно! И следующее задание вам надо выполнить с карандашом

Игра «Найди слово по модели».

На доске – картинки:  «пёс», «вёдра», «шляпа», «муха», «стол» и вразбивку нарисованы модели этих слов с гласными буквами. Сначала дети выполняют задание самостоятельно, потом работают у доски.

Дети справляются с заданием и получают ключом четвёртый ключ.

Воспитатель: А пятый ключ будем искать вот где:

Соберу красивый дом,

Разберу его потом.

Уберу я до поры

Все детали для игры.

Дети : Конструктор.

Задание №5.

Воспитатель: Вот он, ключик, а на нём следующее задание – игра!

Воспитатель: Слушайте последнее, пятое задание! Это игра «Магазин». Мы пришли в продуктовый магазин. Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук «С». Что вы купите? Дети называют продукты: сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свекла, капуста.

А теперь мы выбираем только те продукты, в названиях которых есть звук «К»: картошка, какао, кофе, карамель, крупа, шоколад.

Давайте выберем продукты, в названиях которых есть звук «М»: молоко, масло, макароны, сметана, мука.

После выполнения задания дети получают пятый ключ. Шкатулка открывается.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!

Дети: Это Печенье! Оно в форме букв!

Воспитатель: Можно и поиграть с буквами, можно и чай с печеньем попить! Спасибо Бабушке Азбуке! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Бабушки Азбуки? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности?

Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! А теперь предлагаю всем пить чай с волшебным печеньем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по подготовке детей к обучению грамоте (для детей подготовительной группы и их родителей) «Волшебный букет»

Занятие предполагет участие родителей, построено в игровой форме и содержит упражнения и игры, направленные на подведение итогов за год  подготовки детей к обучению грамоте....

Технологическая карта НОД по обучению грамоте "Волшебный сундучок бабушки Грамматики"

Технологическая карта НОД по ОГ в подготовительной группе "Волшебный сундучок бабушки Грамматики". Занятие итоговое, на закрепление изученного материала. В ходе занятия мспользуется конструк...

Программа кружка по подготовке детей к обучению грамоте "Весёлая Азбука"

Программа кружка "Весёлая Азбука". Данный материал будет полезен логопедам, а также воспитателям подготовительных групп....

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе с использованием дидактического материала "Уроки грамоты"

Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:закреплять понятия «звук», «слово», «буква»;совершенствовать умение...

Конспект по подготовке детей к обучению грамоте на тему "День рождения звука [И]"

Конспект по подготовке к обучению грамоте детей средней группы. В данном конспекте при знакомстве со  звуком [ и ] используется символьная система Ткаченко Т.А. обозначения гласных зву...

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе. Интерактивная технология "Кубик Блума" - адаптированная игра "Грамотеи"

Интерактивные технологии давно и прочно вошли в практику работы дошкольных образовательных учреждений. Их использование в работе со старшими дошкольниками позволило значительно повысить результативнос...