Конспект по подготовке детей к обучению грамоте на тему "День рождения звука [И]"
план-конспект занятия по обучению грамоте

Марченкова Татьяна Тарасовна

 

Конспект по подготовке к обучению грамоте детей средней группы. В данном конспекте при знакомстве со  звуком [ и ] используется символьная система Ткаченко Т.А. обозначения гласных звуков. Знакомство  с данным звуком проводится на материале лексической темы "Игрушки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по подготовке детей средней группы

к обучению грамоте

Тема:  день рождения звука [и]  

Цель:  познакомить детей со звуком [ и].

Задачи:

  1. уточнить артикуляционный уклад звука [и],
  2. познакомить с символом звука по Ткаченко,
  3. тренировать в умении определять наличие звука [и ]   в слове.
  4.  развивать фонематический  слух.
  5. обучать  слиянию гласных по символам,
  6.  продолжать учить составлять предложения по заданной картинке,
  7. актуализировать словаря по теме « Игрушки»,
  8. развивать  логическое  мышление.

Оборудование: «Картинки-подарки»  с изображением различных игрушек, символы гласных звуков А, О, У, И,  картинка с Кощеем бессмертным,  картинка с мышонком и словами на звук И, Красный Домик, разрезная картинка , индивидуальные зеркала на столах у детей, тарелка с ирисками, лоточек для разрезной картинки, магнитофонная запись, пособие « Поезд», предметные картинки со звуками [о ], [ у], [  и ].

 Ход занятия.

На панно около Красного домика выставлены символы звуков [a]  [у]  [о]. Символ звука [и ] закрыт листом бумаги.

1.Сообщение темы занятия.

 Логопед.  Ребята,  Сегодня в  Красном Домике праздник. Там  поселился новый звук и поэтому в Красном домике  праздник.  А на праздник принято дарить подарки.

Давайте подарим нашему новому звуку подарки.

Логопед раздает детям « коробочки с подарками» ( предметные картинки с изображением различных игрушек).

Логопед. А теперь  вы должны выйти к доске и «подарить свой подарок» нашему гостю со словами « Я дарю нашему госту…( машину, юлу, куклу).

Логопед. Ребята, посмотрите на ваши подарки и скажите, что вы подарили?

Дети. Мы подарили ИГРУШКИ.

Логопед. Послушайте внимательно и скажите, какой новый  звук  вы слышите в слове ИИИгрушки?.

Дети. Звук [и].

2. Уточнение артикуляции звука[ и ]

Логопед. Давайте  посмотрим все в наши волшебные зеркала и дружно произнесем звук [ и]

- Что делают наши губки? ( улыбаются)

- Что делает наш ротик? ( чуть приоткрыт)

- Что делает наш язычок ?( язычок спокойно лежит во рту)

- Воздушной струйке ничего не мешает выйти из ротика. Звук можно петь.

- А голос « проснулся?» (дети кладут ладошку на горлышко и чувствуют как

 « дрожит»  горлышко).

Логопед. Значит наш звук [и ] может жить в Красном домике?

Дети. Да.

Логопед. Посмотрите наш звук [ и ] мы будем обозначать вот таким красным прямоугольником.

(Логопед открывает картинку-загадку и знакомит детей с символом звука [ и ]- красный прямоугольник.)

3. Развитие фонематического слуха.

Логопед. Звук [и] очень обрадовался, что будет жить в таком красивом домике с другими звуками. И захотел всем новым друзьям  и вам подарить…,а что это, пока останется для вас сюрпризом.

Где-то тут  он его оставил ( логопед ходит по группе  и ищет   «сюрприз», но находит конверт)

Логопед. Ребята, я только нашла письмо от Кощея бессмертного. Давайте прочитаем его письмо. Логопед открывает конверт и читает « Если вы хотите  получить свой сюрприз обратно, то должны выполнить мои задания и тогда я отдам вам его, за каждое правильно выполненное задание вы будите получать часть картинки, а в конце все части сложите вместе и сможете узнать, куда я спрятал ваши подарки». Логопед. Ну что ребята поможем нашему звуку [ и] отыскать  его сюрприз?

Но перед тем как приступить к заданиям, давайте немного потренируемся, разомнемся немного. Выходите все на ковер. Смотрите и повторяйте все движения за мной.

Динамическая пауза « Матрешки».

Дуйте в дудки, бейте в ложки,

Дети имитируют движения. Хлопают в ладоши.

В гости к нам пришли матрешки.

Выполняют ходьбу  на месте.

Ложки деревянные

Вытягивают обе руки, сложенные «ковшиком»,вперед.

Матрёшечки румяные.

Качают головой, поднеся руки к щечкам.

Логопед. Молодцы, все. Теперь мы с вами сильные, ловкие и можем приступать к заданиям Кощея. ( Дети возвращаются на свои места)

Логопед достает из конверта первое задание.

Игра « Кто самый внимательный?»

Логопед. Я сейчас буду произносить разные звуки, как только вы услышите звук [ и] хлопните в ладоши громко, чтоб наш Кощей слышал  вас.

« П-И-Н-Л-И-И-К-В-..»

 «А-А-У-О-И-И-А-У-И-О-И-..»  ( рот логопеда закрыт экраном).

После выполнения задания дети получают первую часть разрезной картинки(логопед кладет ее в  лоточек.)

Логопед читает второе задание.

4.Определение наличие и отсутствие звука в слове.

Логопед.  « Посмотрите на картинку, назовите, что на ней изображено.( дети вслед за логопедом повторяют слова).А теперь вы должны  будите выйти к доске и  зачеркнуть только те картинки,  в названии которых слышите звук [ и]

После выполнения задания дети получают еще одну часть картинки.

Логопед читает третье задание.

5. Игра « Поезд»

Логопед. Перед вами поезд с тремя вагонами.

  В каждом из вагонов могут ехать только определенные картинки. В первом вагоне поедут картинки, в названии которых слышится звук[  а],  во втором- звук  [у] , а в третьем- звук [ и]. Вы должны «посадить» свои картинки в нужный вагончик.

( Логопед дает образец ответа: « У меня ослик. Я посажу картинку в третий вагон»)

После выполнения данного задания дети получают еще одну часть картинки.

Логопед читает четвертое задание.

6. Звуковой анализ звукосочетаний.

Логопед. Чтоб получить последнюю часть картинки вам надо спеть для меня песенку.

 Ребята,  а я знаю какую песенку мы с вами споем и не одну, а несколько.

( На наборное полотно по очереди выставляются  символы звуков в разных комбинациях)

Логопед.  Какой первый звук?

Дети. Звук [а]

Логопед. Какой второй звук?

Дети. Звук [у]

Логопед. Давайте « пропоем» что у нас получилось.

Дети. АААУУУУ.

Логопед. Сколько всего звуков?

Дети. Два звука.

Аналогичная работа повторяется со звукосочетаниями  ОУ, АИ.

После выполнения задания дети получают последнюю часть картинки.

7. Итог.

 Логопед. Ну, что ребята мы выполнили все задания Кощея. Давайте теперь соберем наши части и узнаем, наконец, где же спрятан наш сюрприз.

Дети собирают разрезную картинку, и получается изображение того места, где спрятан сюрприз

Дети вместе с логопедом подходят к данному месту и достают из него тарелку и конфетами « ириска».

Логопед.  Наш Звук И благодарит вас за помощь и дарит вам не просто конфеты, а конфеты в котором есть его любимый звук [и] - Это ииириски.  Угощайтесь. И угостим наших гостей. Спасибо вам за помощь,  наше занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте «Дифференциация звуков Р и Л» (старшая группа)

Продолжать знакомить детей со звуками Р, Рь, Л, Ль, учить сопоставлять их, находить сходство и различие, выделять эти звуки в словах.Закреплять понятия: «звук», «буква», «слог», «слово», «предло...

Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Сюрпризы от Маши и Миши. Звуки М, Мь. Буква М."

Цель занятия: уточнить произношение звуков М, МЬ, познакомить с буквой М. На занятии дети встречаются с веселой Машей и добрым Мишкой из мультфильма "Маша и медведь". Сказочные герои помогают детям уз...

Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Новые приключения Колобка. Звуки К,КЬ, буква К".

На занятии дети  помогут Колобку добраться до школы. Но дорога до школы будет не простая. В игровой форме ребята познакомятся со звуками К,КЬ и буквой К....

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по подготовке детей к обучению грамоте «Страна звуков и букв»

В данном конспекте я постаралась раскрыть интересные приемы по обучению детей навыкам звукового анализа и синтеза, без которых невозможно овладение грамотой....

Мастер-класс учителя-логопеда Петровой И.Ю. по подготовке детей к обучению грамоте Работа со звуком-буквой «Ж»

Развиваем фонетический слух, звуко-буквенный анализ и синтез слов и умение составлять из слов предложения....

Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте "Звуки разные бывают"

Целью данного занятия является создание условий для речевого развития детей старшей группы....