Использование современных интерактивных средств при подготовке старших дошкольников к школе.
статья по обучению грамоте (подготовительная группа)

Яковлева Светлана Алексеевна

Выступление на тему: "Использование современных интерактивных средств при подготовке  старших дошкольников к школе." 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_tambov_2.docx27.31 КБ

Предварительный просмотр:

Использование современных интерактивных средств при подготовке  старших дошкольников к школе.

Одной из основных стратегических  установок в современной системе образования, является обеспечение его качества.

Важным условием достижения такого качества является непрерывность образования, в нашем случае (дошкольное и начальное звено), которое в соответствии с «Концепцией содержания непрерывного образования» понимается как согласованность, преемственность всех компонентов образовательной системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования.

Преемственность выше перечисленных компонентов образовательной системы обеспечивает, в том числе и использование в воспитательно- образовательном процессе современных интерактивных средств,  которые в полной мере способствуют развитию у будущих школьников качеств, необходимых для осуществления новой учебной деятельности, формированию  ее предпосылок.

В образовательном процессе нашей дошкольной образовательной организации  интерактивные технологии мы применяем с 2013 года. С этого времени начали использовать новое информационно-техническое средство – интерактивную доску, что позволило нам решать в комплексе следующие задачи:

  • развитие интеллектуальной сферы воспитанников которое ведет за собой развитие  речи, внимания, памяти, мелкой моторики, зрительного и слухового восприятия, словесно-логическое мышления и многое др
  • развитие любознательности, познавательной и творческой активности;
  • знакомство детей с возможностями компьютерных технологий;
  • овладение навыками работы с интерактивной доской

И как следствие  решения данных задач - формирование готовности  к школьному обучению.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все воспитанники оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. При этом, интерактивная доска является универсальным инструментом, позволяющим педагогам нашего детского сада организовать образовательный процесс так, чтобы у детей повысился интерес к занятиям, и превращает совместную деятельность с детьми в динамичную и увлекательную игру.

Используя крупные яркие изображения, передвигая буквы и цифры, составляя слова, оперируя геометрическими фигурами и различными объектами просто пальцами или маркером, дети становятся интерактивными участниками процесса «живого» обучения, т.е. происходит  переход от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором каждый  ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Одновременно с этим, у детей  снижается утомляемость и пресыщенность  информацией.

В специально оборудованном кабинете педагоги детского сада: учителя-логопеды, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, воспитатели организуют образовательную деятельность с использованием интерактивной доски по формированию элементарных математических представлений, ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, изобразительной деятельности.

                Большое внимание при проведении занятий с применением интерактивной доски уделяется здоровьесбережению. Используются  следующие здоровьесберегающие технологии:

физминутки,

элементы психогимнастики;

дыхательные упражнения;

гимнастика для глаз;

самомассаж;

пальчиковая гимнастика;

релаксационная пауза

артикуляционная гимнастика и т. д.

Все занятия проводятся по подгруппам, длительность в соответствии с СанПин  не превышает  25-30 минут.  При этом использование экрана для непосредственной деятельности детей составляет 9-12 минут. Перед каждым занятием проводятся проветривание и влажная уборка помещения.

В нашей дошкольной образовательной организации разработаны и реализуются педагогом-психологом и мной, как педагогом дополнительного образования циклы занятий с использованием интерактивной доски по двум направлениям:

  • развитие познавательных процессов;
  • подготовка к обучению грамоте.

В работу с детьми в процессе занятий по развитию познавательных процессов педагог-психолог, используя интерактивные технологии, включает:

  • Обучающие презентации на развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста;
  • Релаксационные видео-ролики;
  • Психологические игры он-лайн;
  • Готовые и созданные мультфильмы и видеофильмы;
  • Флеш-игры;
  • Комплекты  индивидуальных заданий на развитие мышления, внимания, памяти, восприятия  (штриховки, логические задачи, зашумленные картинки)

Применение интерактивной доски с использованием мультимедийных технологий (графика, цвет, звук, видеоматериалы) позволяет педагогу-психологу моделировать на занятиях различные ситуации и среды. При этом игровые компоненты, включённые в мультимедийные программы, активизируют познавательную активность детей и усиливают эффективность усвоения материала.

В цикле занятий по подготовке к обучению грамоте много внимания уделяется и  традиционному курсу развития речи и обучению начальной грамоте. Применяя специально разработанные интерактивные компьютерные  программы, игры дети учатся анализу и синтезу слов, словообразованию. Большое количество времени отводится  развитию фонематического слуха.  В  непринужденной игровой форме ребенок знакомится со звуками и буквами,  учится определять место звука  и буквы в словах, учится читать,  ассоциировать названия предметов  с их письменным вариантом, при этом используются следующие методы работы: иллюстративные, словесные, моторные, наглядные, репродуктивные, исследовательские, дедуктивные, конструктивные, ситуативные.

Работа с интерактивной доской включает в себя: дидактические игры и упражнения; коммуникативные игры; проблемные ситуации; овладение символами, моделями, творческие задания; виртуальные путешествия и многое другое.

В работе с детьми использую следующие программы, обучающие игры: «Я учусь читать слова»,  «Баба Яга учится читать», «Уроки тетушки Совы»,  программа из серии «Школа Смешариков».

Опираясь на опыт использования интерактивных технологий  в образовательном процессе можно сделать выводы:

  1. Обучение с применением данных технологий становится более качественным, интересным и продуктивным.
  2. При условии систематического использования электронных мультимедиа обучающих программ в воспитательно-образовательном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей с разноуровневой подготовкой.
  3. В целом интерактивная доска в детском саду позволяет развивать у детей способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими навыками работы с информацией, развивать разносторонние умения, что способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками и повышает уровень готовности ребёнка к школе.

Проведя сравнительный анализ показателей развития познавательных процессов и развития речи выпускников в 2012 году и  развития познавательных процессов и развития речи выпускников в 2013 году было выявлено, значительное повышение высокого уровня развития по всем показателям.

Мышление       37%      50%

Внимание          21 %      37%

Память               30%        36%

Развитие речи     17%     29%

Кроме этого выпускники ДОО активно и успешно участвуют в различных городских конкурсах с использованием ИКТ, занимая призовые места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование современных интерактивных медиаресурсов в дошкольном воспитании"

Статья ставит вопросы об использовании медиаресурсов в  образовательном процессе...

Использование современных ортодонтических средств в коррекции нарушений звуковой стороны речи у дошкольников. Методическое пособие для логопедов и родителей.

В пособии систематизированы сведения о различных аномалиях зубочелюстной системы,  ротовой полости и носоглотки  у детей дошкольного возраста, которые обуславливают  нарушения формирова...

Использование современных интерактивных технологий в развитии познавательной активности детей подготовительной к школе группы.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в познавательной деятельности и развитии речевой активности детей, решая проблему познавательно-речевого развития, нельзя не оценить возможности широ...

Выступление на педсовете на тему "Использование современных интерактивных технологий в развитии дошкольника".

В данном выступлении рассматриваются две технологии: интерактивные игры "Мерсибо" и здоровьесберегающая технология "БОС-Здоровье (дыхательная технология). Их использование в дошкольном ...

« Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей

laquo; Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных...

Цифровизация в детском саду. Использование современного интерактивного оборудования в познавательном развитии дошкольника.

 Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании ут...