Использование камней Марблс в обучении грамоте детей дошкольного возраста
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

Сюмкина Марина Александровна

Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению грамотой является одной из актуальных в педагогике, в том числе и в контексте преемственности дошкольного и начального школьного образования. От того, как ребенок в дошкольном возрасте будет введен в грамоту, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении родного языка в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kamni_marbls.docx15.68 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению грамотой является одной из актуальных в педагогике, в том числе в контексте преемственности дошкольного и начального школьного общего образования. От того, как ребенок в дошкольном возрасте будет введен в грамоту, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении родного языка в целом.

В основной образовательной программе нашего детского сада в образовательной области «речевое развитие» представлены следующие задачи по подготовке детей к обучению грамоте:

  • формирование у детей умения выделять последовательность звуков в простых словах;
  • делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами на части; составлять из них слова;
  • упражнять в составлении предложений, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности.

Обучение грамоте– довольно сложный процесс для дошкольников. Наша задача как педагогов – раскрыть перед ними такие сложные понятия, как «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». И тут нам на помощь приходят игровые технологии. В игре сложное становится дошкольнику понятным и доступным. И поэтому процесс обучения не может проходить без нее. Игра как ведущая деятельность ребенка-дошкольника делает обучение интересным, динамичным, эмоционально приятным, неутомительным и разнообразным. А это объективно подталкивает нас к поискам новых нетрадиционных игровых приемов и технологий в работе с детьми.

И такой поиск привел педагогов нашего детского сада к использованию в обучении дошкольников грамоте камешков Марблс – волшебных камешков страны Звуков, как мы их называем с детьми.

Марблс – это сияющий стеклянный шарик сплюснутой круглой, овальной или другой формы. Далекий потомок глиняных шариков, которые в древности были игрушками для людей. Камешки имеют разнообразные оттенки, цвета, красота которых завораживает настолько, что и взрослым, и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках, поиграть.

На занятиях по обучению грамоте камешки Марблс помогают нашим воспитанникам успешно проводить звуковой анализ слов: выделить в словах отдельные звуки; определить их порядок; учиться различать звуки по их качественным характеристикам (гласный-согласный, твердый-мягкий, глухой-звонкий). Также на занятии с помощью данного материала проводится работа по делению слов на слоги и составлению предложений.

Игры с камнями Марблс – это и умственное, и физическое развитие ребенка. Манипуляции с камешками тренируют мелкую моторику рук, ловкость, глазомер и координацию движений, развитию всех психических процессов дошкольников. Еще В.А. Сухомлинский говорил, что «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». В игре ребенка с камешками развиваются тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции.

Применяемые игровые приемы и средства мы используем не только в процессе непрерывной образовательной деятельности, но и в режимных моментах, и в индивидуальной работе с детьми, где дидактические игры («Гласный и согласный», «Где спрятался звук?», «Зеркало», «Знакомство с буквой»,» Слоги», «Составь предложение» и др.) с использованием камней Марблс помогают закрепить и повторить пройденный материал.

Опыт нашей работы показывает, что самое обычное задание с разноцветными камешками можно преподнести так, что оно вызовет большой интерес дошкольников, и они с удовольствием выполняют упражнения, которые в другом случае показались бы им скучными и утомительными.

Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса и неокрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезным. Именно поэтому использование нетрадиционных игровых приемов и средств в процессе обучения грамоте является одним из основных требований в работе с дошкольниками и позволяет поддерживать интерес современных детей к данному разделу, помогает в дальнейшем избежать школьных трудностей и повысить речевые и интеллектуальные возможности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс "Использование техники моделирования при обучении грамоте детей дошкольного возраста"

Мастер -класс "Использование техники моделирования при обучении грамоте детей дошкольного возраста"...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ учителя-дефектолога В.И.Погребной на 2022-2023 у.г. ТЕМА: «Использование кругов Луллия при обучении грамоте детей дошкольного возраста (3 г.о) с ЗПР».

Овладение грамотой представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребёнка с ОВЗ. Начиная осваивать азбуку, ребёнок должен представлять, что такое звуки речи. Он должен науч...

Опыт работы "Использование игровых технологий по обучению грамоте детей дошкольного возраста"

В данном материале представлено описание ипользуемых мной методов по обучению детей грамоте, дидактические игры, консультации для родителей и педагогов....

Использование развивающих технологий при обучении грамоте детей дошкольного возраста

Использование развивающих технологий при обучении грамоте детей дошкольного возраста...