Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ "Знакомство со звуками [Т], [Ть] и буквой Т»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Фомина Вера Викторовна

Конспект развработан для детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. В нем представлены игры, упражнения и задания для знакомства, запоминанию со звуками [Т], [Ть] и буквой Т, практический материал для развитя фонематического слуха и развития мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_t.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ "Знакомство со звуками [Т], [Ть] и буква Т»

Цели: - научить четко произносить звуки [Т], [Ть], дифференцировать звуки на слух и в произношении;

           - учить определять количество услышанных звуков;

           - активизировать словарь понятиями: «согласный звук», «твердый (мягкий) согласный звук»;

           - учить определять место звуков [Т], [Ть] в начале, в середине и в конце слова;

           - научить анализировать слоги: ТА, ТО, ТУ, ТИ, ТЫ; анализировать и сравнивать слова ТОМ и ТИМ, составлять звуковую схему этих слов.

           - продолжать формировать понятие звук, буква.

Материал: изображение буквы Т, зеркала на каждого ребенка; доска, маркеры для доски; демонстрационный материал «Звуки»; сигнальчики; картинки: вата, ботинки, котята, теленок, медведь, тюльпан, костюм, тюльпаны, конфета, телефон, плита, автобус, утка, утята, трость, самолет, конфета, кит, бант, танк, зонт, бегемот, тигр, вертолет, трость; тетрадь Нищевой Н.В. для средней логопедической группы детского сада №з

Ход:

  1. Знакомство со звуком [Т].

      Загадка:     Пушистая вата плывет куда-то.

                       Чем вата ниже, тем дождик ближе.    (туча)

- Какой первый звук в слове тттуча? Правильно, звук Т. Раздаются зеркала.

  • Когда мы произносим [Т], то

- Что делают губки? (губки свободны);

- Что делают зубки? (зубки сближены, но не сомкнуты);

- Что делает язычок? (язычок стучит кончиком за верхними зубками);

- Горлышко работает? (горлышко «молчит» (положить руку на горлышко)).

  • Звук [Т] согласный, его петь нельзя, так как нам мешает язычок. Этот звук согласный, твердый. Обозначается синим цветом.

Если песня не поется,

Звук согласным назовется

И для всех не секрет

У него синий цвет.

  1. Фонетические упражнения

Молоток стучит (бьют кулачком о ладошку): т-т-т-т-т

Колеса поезда стучат: тук-тук-тук.              

3. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь [Т]»:

Т, м, а, о Т                    о, т, и, д, т              к, д, м, л, т, д

Ма, то, ао, там               ту, ом, ута, да,         аду, то, ди, та

4. Работа с картинками.

На столе лежать звуковые схемы. 1. Звук [Т] в начале слова. 2. Звук [Т] в середине слова. 3. Звук [Т] в конце слова. Детям раздаются картинки, в которых звук [Т] или в начали или в середине слова, или в конце слова:  вата, теленок, конфета, плита, автобус, утка, трость, самолет, конфета, кит, бант, танк, зонт, вертолет, трость.

5. «Хлопушка»  

(- звук Т)     бин-,    сала-,    зон-,       -ом,         -аз,       - уча

(слог: ТА)   ва-,        лопа-,   конфе-,  моне-,       газе-

6. Знакомство со звуком [Ть].

Часы тикают: тьтьть…

Характеристика звука: согласный, мягкий. Обозначается зеленым цветом.

7. Дидактическое упражнение на дифференциацию звуков.

 «Поднимите синий сигнальчик, если услышите звук [Т], зеленый сигнальчик, если услышите звук [Ть]»

Т, ть, т, та, тя, то, ту, тё, ат.

8. Отгадать загадки, назвать первый звук в словах-отгадках, посчитать слоги.

Золотая голова велика, тяжела.                       Кланяется, кланяется,

Золотая голова отдохнуть прилегла.                Придет домой – растянется.

Голова велика, только шея тонка.                                (топор)

                    (тыква)

Огромная кошка,                                              Сколько по ней не иди –

Вся шубка в полосках.                                       Будет бежать впереди.

        (тигр)                                                                       (тень)

 

9. «Подари подарки Тиму и Тому». Работа с картинками. Детям раздаются картинки, в названии которых есть твердый и мягкий звук [Т, Ть].

       Жили-были два брата Тим и Том. Том был всегда хмурый, носил синюю одежду и любил есть все твердое: фисташки, картофель, черствый батон и шоколад, ездил он - на трамвае, носил – штаны, футболку, куртку, берет. Его братик Тим был наоборот весельчак. Покушать он любил: тефтели. Играть с тигренком Тюпой. Ездить на самокате. Носить зеленую одежду: шортики, ботинки, жилетик, беретик.

      Вот эти два брата пришли и к вам в гости и хотят с вами поиграть в прятки. Они принесли вам картинки и спрятались с них. Нужно назвать картинку. Подумать какой из братьев спрятались в ней и положить картинку нужному брату.

10. Звуковой анализ слов, используя цветные квадратики:

                             Том, Тим

11. Знакомство с буквой Т.

                    Т трудилась целый день.

                    Забивала гвозди в пень.

           

- Продемонстрировать букву, прописать ее в воздухе. На что похожа буква т? Буква т из пальчиков: указательный палец правой руки поднят вертикально, а указательный палец левой руки расположен горизонтально над ним. - Выложить на столе из геометрических фигур (пуговиц, камней) букву Т.

12. Анализ и чтение слогов: ТА, ТО, ТУ, ТИ, ТЫ.

- Какой звук стоит в ряду первым (последним)?

Дети выкладывают схему каждого из этих звукокомплексов с помощью кружочков на доске.

Итог:

- С какими звуками мы с вами познакомились?

- Каким цветом обозначается этот твердый звук [Т], мягкий звук[Ть]? Почему?

- Какие звуки вы уже знаете?

- В какие игры мы с вами играли?

- Какая игра больше всего понравилась?

13. Работа в тетради Нищевой Н.В. для средней логопедической группы детского сада № 3, стр. 10: дети закрашивают букву Т наполовину синим и зеленым карандашом и раскрашивают картинки.

14.  Координация речи с движением. Упражнение «Снеговик»

Давай дружок, смелей дружок              Дети идут по кругу, изображая, будто

Кати по снегу свой комок.                    катят перед собой снежный ком.

Он превратится в толстый ком              Рисуют руками большой круг

И станет ком снеговиком.                     Рисуют снеговика из трех комков

Его улыбка так светла!                          Широко улыбаются

Два глаза,                                              Показывают глаза

              шляпа,                                     прикрывают голову

                        нос,                                дотрагиваются до носа

                             метла.                              Стоят прямо, как бы держат

                                                                                  воображаемую метлу

Но солнце припечет слегка –                  Медленно приседают

Увы! – и нет снеговика.                         Разводят руками, пожимают плечиками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР Звук и буква У

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР "Звук и буква У"...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР Звук и буква У

Конспект логопедического занятия «Звук [У], буква «У»Направлен на формирование у детей понятия о гласном звуке «У». Уточнить его артикуляцию. Закрепить нав...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ «Знакомство со звуком и буквой У»

В конспекте представлен материал для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста. В нем подобраны игры и упражнения для знакомства со звуком и буквой У: "Четвертый лишний", фонетические упраже...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ Тема: «Знакомство со звуком и буквой А»

в конспекте подобраны игры и упраженеия для знакомства детей со свуком и буквой А, а именно: фонетические упражнения, "Четвертый лишний", развитие мелкой моторики и ориентировки в пространст...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ «Знакомство со звуком и буквой И»

Конспект разработан для детей старшей группы с речевыми нарушениями. Дети в игровой форме познакомятся со звуком и буквой И. Так же представлены игры и упражения для развития мелкой моторики...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ "Знакомство со звуком [М] и буквой М»

Конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста для детей с речевыми нарушениями. В конспекте игры, упражнения, задания для занкомства со звуком и буквой М...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ "Знакомство со звуком и буквой О"

Конспект является продолжения программы знакомства детей со звуками и буквами в старшей группе. Дошкольникам предлагаются различные игры и упражнения на знакомство и запоминания нового звука и буквы О...