Конспект занятия по обучению грамоты "Звук и буква "Д""
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Марина Николаевна Осипова

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект74.44 КБ

Предварительный просмотр:

МУДО «Сланцевский детский сад №10 комбинированного вида»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР

«Звук и буква Д»

                                                                                   Составила: учитель-логопед

                                                                                         Осипова Марина Николаевна

Тема: «Звук и буква «Д»»

Задачи:

1. Познакомить  детей с согласным звуком  [Д], [Д‘]  и графическим образом буквы Д.

2.Закрепить  умение  детей правильно давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [Д], [Д‘].

3.Продолжать формировать навыки звукового анализа, через составление схем к словам с данным звуком.

4.Развивать связную речь, умение использовать в речи распространённые предложения,  навыки словообразования прилагательных от существительных.

5. Развивать фонематический слух,  мелкую и общую моторику, речевое дыхание и силу голоса.

6.Упражнять детей в умении определять месторасположение звука в словах, в умении придумывать слова на заданную букву.

7.Воспитывать интерес к занятию, любознательность и уверенность в себе.

Оборудование: картинки с предметами со звуком «Д», мягкие и твёрдые игрушки, картотека графических диктантов, разрезные картинки с разными предметами на звук «Д», домики с заданиями, образец печатания маленькой и заглавной букв.

Ход занятия

1.Сегодня в садик пришло для вас послание из страны звуков и букв! (Показывает конверт) “Дорогие ребята! Приглашаем вас посетить наш город, познакомиться с новым звуком и научиться узнавать  букву, обозначающую этот звук, а поможет вам в этом наши помощники: Даша и Дима. Давайте собираться в путь.

2. Работа над дыханием и голосом

Ой, ребята, посмотрите,  сколько здесь разных камней, они мешают нам пройти. Нужно перепрыгивать с камня на камень и называть звук, буква которого там изображена. Чем больше  камень тем громче, резче и точнее мы произносим звук.

               Дидактическая игра «Назови звук».

Вот мы и добрались  до нужного места. А вот и домик перед нами, наверное там живут буквы. Нам, ребята, предстоит отгадать “Кто в каком домике живёт?” Дети отгадывают:

 лиса – в норе,  волк – в логове, медведь – в берлоге, белка – в дупле, бобёр – в хатке…

Правильно, ребята, это разные домики, но для каждого зверя это – дом. Давайте, ребята. Нарисуем по клеточкам дом для Даши и Димы.

3. Графический диктант «Домик».

Цель: продолжать учить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку, ориентироваться в пространстве.

Ребята, посмотрите, сколько, много, получилось у нас домиков для Даши и Димы. А в каждом домике ребята для нас приготовили интересные задания.

1 задание.

На карточках нарисованы картинки: дом, дым, дрозд, диван, дятел, дерево.

Дети называют слова, выделяя  первые звуки этих слов.

Дом [Д]       Дятел [Дь]

Педагог: Да  именно об этих звуках мы сегодня и будем говорить.

4. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Вопросы по схеме:

- Мешает ли что-либо выходить воздушной струе изо рта? (да, язычок)

- Как мы называем звуки, при произношении которых воздушная струя встречает преграду? (согласные). Значит, звуки  [Д] и [Дь] какие? (согласные).

- А мы знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки - звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесём звуки [Д] и [Дь]. … Чувствуете как звенит голос? Значит звуки [Д] и [Дь] какие? (звонкие).

-Да, а еще согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми. Твердые звуки мы каким цветом обозначаем? (синим). А мягкие? (зеленым).

2 задание.

5. Произношение звука в словах. Определение позиции звука в слове

Ребята, мы справились с заданием. Дети на столах работают с разрезными картинками ( составляем картинку из 2 частей): дом, дым, дрозд, диван, дятел, дерево, медаль, комод, еда.

Все картинки можно разделить картинки еще на 2 группы:  слова, где звук Д и ДЬ встречается в начале слова -  собирают на зеленый коврик; слова, где  звуком Д и ДЬ встречаются в середине слова -  на коричневый.

3 задание.

 Давайте встанем в круг, Даша и Дима хотят с нами поиграть. Я говорю слово, а вы определяете какой звук (Д) в этом слове: мягкий или твёрдый.   Если  мягкий, то приносим по одной твердой игрушке в корзину, а если мягкий, то мягкую игрушку. В зеленую корзинку надо собирать мягкие игрушки, а в синюю твердые игрушки.

Слова: дом, дым, дрозд, диван, дятел, дерево, медаль, комод, еда.

 4 задание

 Посмотрите, наши проводники что-то заскучали. Давайте выполним щё одно задание.

6.Обозначение звуков [Д] и [Дь] буквой “Д”.

Ребята, звуки «д и дь» мы слышим, а видим мы что?  Да, нам нужна буква, которая обозначает эти звуки. Вот она – Д.

Дети садятся за столы для письменных работ. Педагог  показывает на карточке букву Д.

: Ребята, соберите букву  Д из элементов, которые лежат у каждого на столе.  А чтобы буква получилась красивой, надо размять пальчики.

7. Пальчиковая гимнастика.

Ночью строим из окна.

Видим – полная луна.

Утром мы возьмём альбом

Нарисуем небо в нём.

Привезли огромный камень

И поставили фундамент.

Дом теперь красив на вид

Это буква «Д» стоит.

Дети конструируют  букву: из камней и скрепок.

Детям предлагается напечатать большую и маленькую буквы в тетрадях.

             5 здание

А сейчас давайте поиграем. Я называю слово, а вы показываете мне сигнальную карточку: синюю или зелёную.

8. Игра «Камень и вата» 

Цель: если звук мягкий, то карточка зелёная, если твёрдый – синяя.

Молодцы. А сейчас я прочитаю предложения, а вы будите их заканчивать.

Жил да был весёлый гном,

Он в лесу построил ... (дом).

Рядом жил поменьше гномик,

Под кустом он сделал ... (домик).

Самый маленький гномишко

Под грибом сложил ... (домишко).

Старый, мудрый гном - гномище

Выстроил большой ... (домище).

Был он стар и был он сед

И большой был ... (домосед).

А за печкой, за трубой

Жил у гнома ... (домовой)

Очень строгий, деловитый,

Аккуратный ... (домовитый),

Мох, калину, зверобой -

Всё из леса нёс ... (домой).

Есть любил он суп вчерашний,

Пил он только квас ... (домашний).

Вечером привык встречаться

Гном с любимым ... (домочадцем) -

Вместе посмотреть кино,

Поиграть с ним в ... (домино).

Каждый день соседи-гномы

Навещали деда ... (дома),

Всех встречал радушно гном,

Все любили этот ... (дом).

Сколько слов получилось? Какое слово лишнее, не относится к слову "дом"?

Ребята, с какой буквой мы сегодня с вами познакомились? Правильно с буквой «Д». Найдите на рисунке фигуры с этой буквой и раскрасьте их одним любым цветом. Что получилось?

C:\Users\Екатерина\Desktop\БАЛЛЫ\8676_html_47f489b3.jpg

9. Итог занятия.

 Ребята, что нового мы с вами сегодня узнали?  Чему научились? Что было для вас трудным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению плаванию детей среднего дошкольного возраста (второй год обучения)

Задачи: Формировать гигиенические навыки:раздеваться и одеваться в определенной последовательности; аккуратно складывать одежду; самостоятельно пользоваться полотенцем; последовательно вытирать час...

Конспект занятия по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, построенного в соответствии с современными требованиями развивающего обучения.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использованием здоровьесберегающего  сопровождения   в соответствии с  современными требованиями раз...

Конспекты занятий по обучению грамоте детей . Второй год обучения.

Лиманская О.Н. Конспекты занятий по обучению грамоте в подготовительной группе....

Конспект занятия по обучению грамоте для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У», буква У,у).

Конспект занятия по обучению грамоте  для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе  «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У&raq...

Конспект занятия по обучению грамоте Логопедическая группа 2-ой год обучения Тема: Звуки [Л] [ЛЬ] буква Л

Конспект занятия по обучению грамотеЛогопедическая группа 2-ой год обученияСоставила Турова Н.В., учитель-логопед МБДОУ “Золотой ключик» р.п. ВаниноОбразовательная область: коммуникацияТем...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе « Обучению звуковому анализу»

Закреплять умения детей делить слова на слоги.Закреплять знания детей о гласных, мягких и твердых согласных звуках.Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова.Закреплять умения называть сло...

Конспект занятия по обучению дошкольников английскому языку» (2 год обучения) на тему"Фиксики"

Занятие включает: знакомство с лексическими единицами по теме «Школа», закрепление лексич. единиц по темам «Овощи и фрукты», «Посуда», «Дикие звери», &l...