Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква М"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Ломкина Светлана Викторовна
Ожидаемый результат:
Знать: обозначение звука [М], букву М.
Иметь: навык выделять в словах звук [М] интонационно.
Уметь: определять место звука [М] в слове и обозначать на схеме, используя условное обозначение.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx8.79 КБ
Office presentation icon bukva_m_2.pps2.28 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 93 Петроградского района Санкт-Петербурга

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте

для детей дошкольного возраста от 6 до 7 лет

Автор:

воспитатель старше подготовительной группы

Ломкина С.В.

Санкт-Петербург

2020

Цель: совершенствовать умение различать на слух звуки [м] и [мь], произносить слова и словосочетания,  формирование фонетического слуха.

Задачи:

Образовательные:

- формировать у детей умения  выделять первый согласный звук в слове;

- определять место звука в слове, познакомить с буквой Мм;

- находить слова с этим звуком и обозначать их буквой «М»

Развивающие:

- развивать речь, внимание, память, мелкую моторику, ввести условное (цветовое) обозначение твёрдых согласных (синий цвет) и мягких согласных (зелёный цвет);

- упражнять в отгадывании загадок

Воспитательные:

- формировать коммуникативные навыки (взаимодействие в команде).

          - воспитывать умение аккуратно работать в прописи.

Оборудование и материалы:

- компьютер;

- презентация;

- картинки с изображением мухи, моркови, матрёшки;

- слоговые карточки;

- зелёные и синие квадратики;

- прописи на каждого ребёнка

- простой, цветные карандаши

Используемые педагогические технологии:

- Игровые технологии

- Технология исследовательской деятельности

- Здоровье сберегающие технологии

- ИКТ

Методы и приемы: беседа, рассматривание, демонстрация, решение проблемной ситуации, творческие задания.

Образовательные области:

- Социально-коммуникативное развитие

- Речевое развитие

- Познавательное развитие

- Физическое развитие

Ход занятия

Мотивационный.

Воспитатель: -Ребята, у вас у всех есть имена! Давайте послушаем, как они звучат.

Предлагаю встать в круг радости, громко и радостно назвать своё имя.

Воспитатель: -Вы готовы?

Встань скорее,

Раз, два, три!

Измерьте свое имя. Те, у кого имя длинное – похлопайте в ладоши.

А те, у кого имя короткое – покружитесь.

Дети измеряют свое имя. У кого имя длинное – хлопают, у кого имя короткое – кружатся.

Воспитатель: -Молодцы! У вас у всех красивые, добрые имена.

Воспитатель: -Ребята, все слова состоят из звуков, вспомним, какие бывают звуки? (гласные и согласные)

Воспитатель: -Что происходит при произношении гласных звуков?

( воздух выходит свободно и их можно пропеть).

Воспитатель: -В каком домике они живут? (в красном)

Воспитатель: -Какие еще бывают звуки?(согласные)

Воспитатель: -С каким из них мы знакомы? (н, нь)

Воспитатель: -В каком домике они живут?(в синем и зеленом)Верно.

Воспитатель:-Чем отличаются согласный звук от гласного? (При произношении гласных звуков воздух выходит свободно и их можно пропеть, а при произношении согласных звуков воздух встречается с преградой).

Воспитатель: -Что ещё, вы знаете о звуках? (Звуки мы слышим и произносим).

Основной

Воспитатель:-Сейчас я вам буду загадывать загадки, вы попробуйте отгадать.

Целый день летает,

Всем надоедает.

Ночь настанет –

Тогда перестанет.  

(Муха)

Красный нос в землю врос,

А зелёный хвост снаружи.

Нам зелёный хвост не нужен,

Нужен только красный нос.

(Морковь)

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего – одна игрушка.

(Матрёшка)

Игра «Определи место звука в слове».

Определить место звука [м]  в названиях нарисованных предметов.

Воспитатель:-Назовите первый звук в названии каждого предмета.

-Где находится звук [м]  под изображением молотка?

-Где находится звук [м]  под изображением ромашки?

-Где находится звук [м]  под изображением картинки дом?

Игра на развитие фонематического слуха

Воспитатель:- Я предлагаю поиграть в игру «Твёрдый, мягкий»

Воспитатель: -У вас на столах лежат сигнальные карточки, одна зелёная, а другая синяя. Я буду называть слова на новые звуки, если вы слышите твёрдый звук поднимаем синюю карточку, если мягкий – зелёную.

Мак, мороз, метла, масло,мёд,молоко. (показываю рисунки)

Физкультминутка «Мишка косолапый».

Мы пойдём на носках.

Мы пойдём на пятках.

Мы идём как все ребятки –

Раз-два, раз – два! (Темп быстрый).

И как мишка косолапый –

Раз-два, раз-два! (Темп быстрый).

Дети выполняют движения соответственно тексту стихотворения.

Чтение стихотворения и показ буквы М

Воспитатель: -Послушайте стихотворение И. Блюмкина.

Буква М известна всем.

Посмотри, как палочки

Прочно держат галочку.

Работа в прописях

Воспитатель: -Вам нужно прописать  букву М по точкам, а затем самостоятельно.

Чтение слогов МА, МУ, МЫ вместе с воспитателем

Воспитатель: -Прочитайте слоги в своих прописях самостоятельно.

Воспитатель: -Давайте определим первый слог в названиях нарисованных предметов и соединим с соответствующим слогом.

-Машину с каким слогом будем соединять?

-Мухомор?

-Мыло?

-Молодцы хорошо справились с заданием.

Игра «Доскажи словечко».

В черном поле заяц белый

Прыгал, бегал, петли делал

След за ним был тоже бел.

Кто же этот заяц? (Мел)

В подполье, в каморке

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто же это? (Мышка)

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь,

Это зверь лесной… (Медведь)

Рефлексивно-оценочный этап.

Воспитатель: -Как вы думаете вы научились различать звуки [м] и [мь]? Сейчас мы это проверим. (Показ презентации)

Дети смотрят презентацию. Отгадывают загадки, определяют место звука [м] в слове, определяют место звука [мь] в слове.

Воспитатель: -С каким звуком и буквой познакомились мы сегодня?

-Какой это звук? Каким квадратом обозначен?

Со звуком и буквой М. Согласный. Синим(твёрдо) Зелёным (мягко)

Воспитатель: -Молодцы ребята, отлично поработали сегодня!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знакомство с буквой Миша, маленький медведь, Очень громко стал реветь: Мордочку не хочет мыть, За обедом чистым быть. Выбросил мочалку, мыло Молоко давно остыло. Хорошо известно всем: Где метро, там буква «М» М М

Слайд 2

На что похожа буква Встретились две буквы «Л», подружились И однажды в букву «М» превратились. М М М М М М

Слайд 3

Доскажите словечко Зеленеет даль полей, Запевает соловей В белый цвет оделся сад, Пчелы первые летят Гром грохочет. Угадай, что за месяц это … Каждый тут в лесу талант – и певец, и … май музыкант М

Слайд 4

Доскажите словечко Руки мыть, пошла Людмила, Ей понадобилось … Под тяжелой ношей – И спешит на помощь другу Тут народ хороший Без работы хоть убей Жить не может … В подполье в каморке Живет она в норке, Серая малышка Кто же это … муравей мышка мыло М

Слайд 5

Загадки Бусы красные висят, Из кустов на нас глядят Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи. Хозяин лесной просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. малина медведь М

Слайд 6

Загадки Жидко, а не вода, Бело, а не снег. Какой это мастер на стекла нанес И листья, и травы, и заросли роз. Белый камешек растаял, На доске следы оставил. Над рекой поперек, Великан врастяжку лег Через реку по спине, Он ходить позволил мне. мороз мел молоко мост М

Слайд 7

Физминутка Мишка – толстый, косолапый – В зоопарке машет лапой. То он сядет, то привстанет, Головой кивать нам станет. Целый день гостей смешит. Ну а ночью сладко спит. М М


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: «Буква [Ч]»

Конспект занятия подготовлен с использованием следующих пособий:Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям : Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Согласный звук [ш], буква Ш

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группеТема: Согласный звук [ш], буква Ш...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Е, звуком е»

Познакомить детей со звуком [е] и буквой, учить детей находить эту букву в трёх позициях, продолжать заменять и наращивать буквы в словах, формировать быструю реакцию на слово.Учить правильно составля...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Е,звуком е»

Программное содержание: Познакомить детей со звуком [е] и буквой, учить детей находить эту букву в трёх позициях, продолжать заменять и наращивать буквы в словах, формировать быструю реакцию на с...

КОНСПЕКТ НОД ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР НА ТЕМУ: « ЗВУКИ Т, ТЬ. БУКВА Т».

Тема:  «Звуки т, ть. Буква Т».      Цель:   познакомить детей со звуками  т, ть; познакомить  с буквой  Т....

План-конспект ООД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе на тему "Звук и буква Ш"

План-конспект фронтальной ООД содержит раздаточный материал, задания для закрепления вне занятий для воспитателей с детьми...