Персрективное планирование в старшей группе ОО "Обучение грамоте"
материал по обучению грамоте (старшая группа)

Биркли Ирина Сергеевна

Основные задачи по обучению грамоте детей 5-6 лет:

Основой для планирования ООД по обучению грамоте у нас служит пособие Н.В.. Нищевой  «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» парциальная программа.

 

Целью данной Программы является обучение грамоте детей дошкольного возраста с 4 до 7 лет.

Одной из важнейших здач Программы является профилактика нарушений письменной речи у детей в дальнейшем при обучении в начальной школе. Задачей прграммы можно считать овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

Программа построена на принципе гуманно-личностного отношения к ребенку и позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, формирование базовых основ культуры личности, дает возможность сформировать у детей все психоческие процессы

 

Ктроме того, Программа имеет в своей основе также следующие принципы:

  • принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
  • принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
  • принцип поддержки детской инициативыи формирования познавательных интересов каждого ребенка;
  • принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов приемов и условия образования индивидуальным  и возрастным особенностям детей;
  • принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
  • принцип постепенности подачи учебного материала;

 

 

Содержательные цели и задачи по этому направлению для детей старшей группы:

 

  • формирование понятия буква и представления о том, чем звук отличается от буквы;
  • ознакомление с гласными буквами А, У, О, И, с согласными буквами Т, П, Н, М, К,Б, Д, Г, Ф, В, Х;
  • формирование навыков конструирования букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки или песка и в воздухе. Обучение узнаванию «зашумленных», изображенных с недостающими элементами пройденных букв, нахождению знакомых букв в ряду правильно и зеркально изображенных букв;
  • формирование навыков составления и чтения слияний гласных, закрытых и открытых слогов и слов с пройденными буквами, осознанного чтения коротких слов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_pespektivnoe_planirovanie.docx25.76 КБ

Предварительный просмотр:

Основные задачи по обучению грамоте детей 5-6 лет:

Основой для планирования ООД по обучению грамоте у нас служит пособие Н.В.. Нищевой  «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» парциальная программа.

Целью данной Программы является обучение грамоте детей дошкольного возраста с 4 до 7 лет.

Одной из важнейших здач Программы является профилактика нарушений письменной речи у детей в дальнейшем при обучении в начальной школе. Задачей прграммы можно считать овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

Программа построена на принципе гуманно-личностного отношения к ребенку и позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, формирование базовых основ культуры личности, дает возможность сформировать у детей все психоческие процессы

Ктроме того, Программа имеет в своей основе также следующие принципы:

  • принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
  • принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
  • принцип поддержки детской инициативыи формирования познавательных интересов каждого ребенка;
  • принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов приемов и условия образования индивидуальным  и возрастным особенностям детей;
  • принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
  • принцип постепенности подачи учебного материала;

Содержательные цели и задачи по этому направлению для детей старшей группы:

  • формирование понятия буква и представления о том, чем звук отличается от буквы;
  • ознакомление с гласными буквами А, У, О, И, с согласными буквами Т, П, Н, М, К,Б, Д, Г, Ф, В, Х;
  • формирование навыков конструирования букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки или песка и в воздухе. Обучение узнаванию «зашумленных», изображенных с недостающими элементами пройденных букв, нахождению знакомых букв в ряду правильно и зеркально изображенных букв;
  • формирование навыков составления и чтения слияний гласных, закрытых и открытых слогов и слов с пройденными буквами, осознанного чтения коротких слов.

Перспективно-тематический план ООД

«Обучение грамоте»

№ недели

Программные задачи,

тема.

Источник методической литературы

Сентябрь

1

Адаптация

2

Адаптация

3

Звук [а] и буква А. Ознакомление с артикуляцией звука (а), формирование умения узнавать звук (а) в ряду гласных звуков, ударный начальный звук (а), в словах. Знакомство с буквой А.

Н.В.Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» стр.36, занятие №1

4

Звук (у) и буква У. Ознакомление с артикуляцией звука (у), формирование умения узнавать звук (а) в ряду гласных звуков, ударный начальный звук (у), в словах. Знакомство с буквой У. Составление и чтение слияний АУ, УА.

Н.В.Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» стр.40, занятие №2

Октябрь

1

Повторение и закрепление пройденного. Формирование умения различать звуки (а), (у) вряду звуков, слияний глассных, в начале слов. Закрепление знания букв А, У. Закрепление навыка узнавания букв А,У в словах.

 Н.В.Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» стр.44, занятие №3

2

Звук (о) и буква О.  Ознакомление с артикуляцией звука (о), формирование умения узнавать звук (о) в ряду гласных звуков, ударный начальный звук (о), в словах. Знакомство с буквой О. Формирование умения узнавать букву О в словах. Составление и чтение слияний АО, ОА, УО, ОУ.

Н.В.Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» стр.46, занятие №4

3

Звук (и) и буква И. Ознакомление с артикуляцией звука (и), формирование умения узнавать звук (и) в ряду гласных звуков, ударный начальный звук (и), в словах. Знакомство с буквой И. Формирование умения узнавать букву И в словах. Составление и чтение слияний ИА, АИ, ИУ, УИ,ИО,ОИ.

Н.В.Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» стр.50, занятие №5

4

Звук (т) и буква Т. Ознакомление с артикуляцией звука (т). Формирование навыка выделения конечного и начального звука (т) из слов.Формирование умения подбирать слова, заканчивающихся звуком (т). Формирование умения подбирать слова, начинающиеся со звука (т). Формирование умения делить двусложные слова (тата, тото) на слоги. Знакомство с буквой Т. Чтение обратных и прямых слогов с буквой Т. Чтение двусложных слов с буквой Т. Узнавание буквы Т в  словах. Ознакомление с правилом «Имена людей и клички животных пишутся с большой буквы».

Н.В.Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» стр.54, занятие №6

5

Повторение и закрепление пройденного. Подбор слов на заданные звуки. Синтез и анализ слогов из двух звуков. Слоговой анализ двусложных слов. Составление и чтение слогов и слов из пройденных букв. Формирование умения различать правильно и неправильно написанные буквы. Закрепление знания правила «Имена людей и клички животных пишутся с большой буквы».

Н.В.Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» стр.58, занятие №7

                                                  Ноябрь

1

Звук (п) и буква П. Ознакомление с артикуляцией звука (п). Формирование навыка выделения конечного и начального звука (п) из слов.Формирование умения подбирать слова, заканчивающихся звуком (п). Формирование умения подбирать слова, начинающиеся со звука (п). Формирование умения делить двусложные слова (папа) на слоги. Знакомство с буквой П. Чтение обратных и прямых слогов с буквой П. Чтение двусложных слов с буквой П. Узнавание буквы П в  словах.

Н.В.Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» стр.61, занятие №8

2

Повторение и закрепление пройденного.Закрепление знания пройденных букв и умение читать слоги и слова с ними. Формирование навыков звукового анализа и синтеза открытых и закрытых слогов.

Н.В.Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» стр.65, занятие №9

3

Звук (н) и буква Н. Ознакомление с артикуляцией звука (н). Формирование навыка выделения конечного и начального звука (н) из слов.Формирование умения подбирать слова, заканчивающихся звуком (н). Формирование умения подбирать слова, начинающиеся со звука (н). Формирование умения делить двусложные слова (Нина, Ната) на слоги. Знакомство с буквой Н. Чтение обратных и прямых слогов с буквой Н. Чтение двусложных слов с буквой Н. Узнавание буквы Н в  словах.

Н.В.Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» стр.67, занятие №10

4

Звук (м) и буква М. Ознакомление с артикуляцией звука (м). Формирование навыка выделения конечного и начального звука (м) из слов.Формирование умения подбирать слова, заканчивающихся звуком (м). Формирование умения подбирать слова, начинающиеся со звука (м). Формирование умения делить двусложные слова (мама) на слоги. Знакомство с буквой М. Чтение обратных и прямых слогов с буквой М. Чтение двусложных слов с буквой М. Узнавание буквы М в  словах. Формирование понятия о предложении.

Н.В.Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» стр.72, занятие №11

Декабрь

1

Повторение и закрепление пройденного.Различие звуков (н) – (м) в ряду звуков, слов, слогов. Подбор слов на заданный звук. Синтез и анализ слогов из двух звуков. Слоговой анализ двусложных слов. Составление и чтение слогов и слов из пройденных букв.  Закрепление знания правила «Имена людей и клички животных пишутся с большой буквы»

Н.В.Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» стр.76, занятие №12

2

Звук (к) и буква К. Ознакомление с артикуляцией звука (к). Формирование навыка выделения конечного и начального звука (к) из слов.Формирование умения подбирать слова, заканчивающихся звуком (к). Формирование умения подбирать слова, начинающиеся со звука (к). Формирование умения делить двусложные слова (маки, мука,кати) на слоги. Знакомство с буквой К. Чтение обратных и прямых слогов с буквой К. Чтение двусложных слов с буквой К. Узнавание буквы К в  словах.

Н.В.Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» стр.79, занятие №13

3

Повторение и закрепление пройденного. Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа. Совершенствование умения подбирать слова, начинающиеся с заданных звуков. Формирование умения определять место заданного звука в слове. Совершенствование умения различать правильно и неправильно написанные буквы. Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений с пройденными буквами.

Н.В.Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» стр.83, занятие №14

4

Повторение и закрепление пройденного. Совершенствование умения подбирать слова, начинающиеся с заданных звуков.Совершенствование умения определять место заданного звука в слове. Формирование навыков звуко-буквенного анализа. Совершенствование умения различать правильно и неправильно написанные буквы.Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений с пройденными буквами.

Н.В.Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» стр.87, занятие №15

5

Каникулы

1-2

Январь Каникулы

3

Повторение и закрепление пройденного. Совершенствование навыка выделения начальных и конечных звуков из слов. Закрепление знания пройденных букв, умения читать слоги, слова, предложения с пройденными буквами.

Н.В.Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» стр.91, занятие №16

4

Звуки (б), (б’) и буква Б. Ознакомление с артикуляцией звуков (б) и (б’). Формирование понятий твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Выделение начальных звуков (б) и (б’). Подбор слов начинающихся со звуков (б) и (б’). Звуковой анализ слогов со звуками б) и (б’). Буква Б. Чтение слогов, односложных и двусложных слов с буквой Б. Узнавание буквы Б в словах.

Н.В.Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» стр.95, занятие №1

5

Повторение и закрепление пройденного. Упражнения в различении звуков (б) – (п). Узнавание буквы Б в словах. Закрепление понятий о твердости-мягкости и звонкости-глухости согласных звуков. Составление слов из данных звуков.

Н.В.Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» стр.100, занятие №2

Февраль

1

Звуки (д), (д’) и буква Д. Ознакомление с артикуляцией звуков (д) и (д’). Формирование понятий твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Выделение начальных звуков (д) и (д’). Подбор слов начинающихся со звуков (д) и (д’). Звуковой анализ слогов со звуками (д) и (д’). Буква Д. Чтение слогов, односложных и двусложных слов с буквой Д. Узнавание буквы Д в словах. Узнавание наложенных и «зашумленных» изображений пройденных букв.

Н.В.Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» стр.103, занятие №3

2

Повторение и закрепление пройденного. Упражнение в выделении начальных звуков из слов и соотнесении их с соответствующими буквами. Чтение слов и предложений с пройденными буквами.                         

Н.В.Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» стр.108, занятие №4

3

Звуки (г), (г’) и буква Г.  Ознакомление с артикуляцией звуков (г) и (г’). Формирование понятий твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Выделение начальных звуков (г) и (г’). Подбор слов начинающихся со звуков (г) и (г’). Звуковой анализ слогов со звуками (г) и (г’). Буква Г. Чтение слогов, односложных и двусложных слов с буквой Г. Узнавание буквы Г в словах.Формирование понятия о предложении.

Н.В.Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» стр.111, занятие №5

4

Повторение и закрепление пройденного. Упражнения в различении звуков (г) – (г’). Узнавание буквы Г в словах. Закрепление понятий о твердости-мягкости и звонкости-глухости согласных звуков. Упражнение в звуковом анализе слогов со звуком (г).

Н.В.Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» стр.116, занятие №6

Март

1

Повторение и закрепление пройденного. Упражнения в различии звуков (к) – (г), (к’) – (г’) в словах. Упражнения в составлении и чтении слов с пройденными буквами. Упражнение в подборе данных звуковых схем к словам. Упражнение в чтении предложений с пройденными буквами.

Н.В.Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» стр.119, занятие №7

2

Звуки (ф), (ф’) и буква Ф. Ознакомление с артикуляцией звуков (ф) и (ф’). Формирование понятий твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Выделение начальных звуков (ф) и (ф’). Подбор слов начинающихся со звуков (ф) и (ф’). Звуковой анализ слогов со звуками (ф) и (ф’). Буква Ф. Чтение слогов, односложных и двусложных слов с буквой Ф. Узнавание буквы Ф в словах.Формирование понятия о предложении.

Н.В.Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» стр.122, занятие №8

3

Звуки (в), (в’) и буква В. Ознакомление с артикуляцией звуков (в) и (в’). Формирование понятий твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Выделение начальных звуков (в) и (в’). Подбор слов начинающихся со звуков (в) и (в’). Звуковой анализ слогов со звуками (в) и (в’). Буква В. Чтение слогов, односложных и двусложных слов с буквой В. Узнавание буквы В в словах.

Н.В.Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» стр.127, занятие №9

4

Повторение и закрепление пройденного. Совершенствование навыка звукового анализа трехзвучных слов. Упражнение в узнавании букв в условиях наложения. Упражнение в определении места звуков (в) – (в’) в словах. Упражнение в различении звуков  (в) и (ф).Формирование навыка решения кроссворда.

Н.В.Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» стр.132, занятие №10

Апрель

1

Звуки (х), (х’) и буква Х. . Ознакомление с артикуляцией звуков (х) и (х’). Формирование понятий твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Выделение начальных звуков (х) и (х’). Подбор слов начинающихся со звуков (х) и (х’). Звуковой анализ слогов со звуками (х) и (х’). Буква Х. Чтение слогов, односложных и двусложных слов с буквой Х. Узнавание буквы Х в словах.

Н.В.Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» стр.137, занятие №11

2

Повторение и закрепление пройденного. Работа в тетрадях.

тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста №1, №2

3

 Повторение и закрепление пройденного. Работа в тетрадях.

тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста №1,№2

4

Повторение и закрепление пройденного. Работа в тетрадях.

тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста №1,№2

5

Повторение и закрепление пройденного. Работа в тетрадях.

тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста №1, №2

МАЙ

1

Повторение и закрепление пройденного. Работа в тетрадях.

Педагогическая диагностика знаний и умений детей.

тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста №1,№2

2

Повторение и закрепление пройденного. Работа в тетрадях.

Педагогическая диагностика знаний и умений детей.

тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста №1, №2

3

Повторение и закрепление пройденного. Работа в тетрадях.

Педагогическая диагностика знаний и умений детей.

тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста №1, №2

4

Повторение и закрепление пройденного. Работа в тетрадях.

Педагогическая диагностика знаний и умений детей.

тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста №1, №2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по бучению грамоте в старшей группе Праздник Грамоты

Закреплять понятия «слово», «слог», «звук», «гласные», «твердые согласные», «мягкие согласны» звуки и буквы, умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, различать на слух тверд...

Конспект ООД по обучению грамоте в старшей группе "Маленькие грамотеи"

Конспект ООДпо обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»Подготовила:Яковлева И.Н. воспитатель первой квалификационной категории, МОУ Леснополянская Н.Ш. им.К.Д.Ушинского, ЯМР,...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи» Задачи обучающие:- закреплять навык различения гласных и согласных звуков;- формировать навык звук...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе: « Маленькие грамотеи »

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе:« Маленькие грамотеи »...

Перспективное планирование в старшей группе по обучению грамоте

Перспективный план по образовательной области«Речевое развитие»(Подготовка к обучению грамоте)Старшая группа...