Речевое развитие "Звук и буква А"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Шуртанкина Светлана Алексеевна

Конспект занятия по речевому развитю для детей подготовительной к школе группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skoro_v_shkolu_1.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) для старшего дошкольного возраста.

Тема: «Звук и буква «А».

 Задачи:

 - уточнить произношение звука [а];

 - определять позицию звука в слове;

 - формировать и расширять у детей словарь по теме «Фрукты, животные, овощи»;

 - учить детей выделять звук [а] из состава слогов, слов и предложений;

- учить выделять гласный звук [А] и обозначать его буквой.

- закрепить понятие «гласный звук».

- автоматизировать звук [А] в слогах, словах, предложениях.

- развивать мышления на основе отработки операций анализа и синтеза, внимания на основе формирования способности к распределению.

 - развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику;

 - учить детей изменению силы и высоты голоса;

 - развивать фонематический слух и восприятие;

 - воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Оборудование: Картинки фруктов, животных, письмо, буква А , счетные палочки, тетради- прописи, три схемы-буква в середине, начале и в конце, картинки –наало, середина и конец, музыка для физминутки.

Ход:

  1. Организационный момент.

Правило поведения на занятии.

 - Раз, два, три, четыре, пять

 Будем мы сейчас опять

 Смотреть, слушать, размышлять,

 Но друг другу не мешать.

 Внятно, четко говорить,

 Не вертеться, не шалить.

  1. Игровая ситуация.

(Стук в дверь. Приходит почтальон. Приносит письмо).

В: Ребята, к нам пришло письмо. Но нам надо отгадать, от кого оно. Так захотел сам автор письма.

Имя девочки начинается с буквы «А». Это чувашское имя, потому что девочка живет в деревне.

(Дети отгадывают имя девочки).

Д: Анюк.

В: Анюк хочет загадать вам загадки. Они или начинаются с буквы «А», или в этих словах встречается звук «А».

  1. Отгадывание загадок.

ОН большой, как мяч футбольный,

Если спелый- все довольны.

Так приятен он на вкус!

Что это за мяч?

( арбуз).

Кругла, а не луна, бела, а не бумага ,с хвостиком, а не мышь.

( репа).

Над землей трава,

Под землей бордовая голова.

(свекла).

В огороде желтый мяч,

 Только не бежит он вскачь.

Он как полная луна,

Вкусные в нем семена.

( тыква).

В: Молодцы, отгадали загадки. Анюк, оказывается, на следующий год тоже пойдет в школу. Она хочет знать о букве «А» . Поможем Анюк? Все, что мы сегодня проведем, мы заснимем на видео, и отправим Анюк в деревню. Согласны, ребята?

(Ответ детей).

4.Фонетическая зарядка.

- Что просит сказать врач, когда осматривает горло? ( А –а-а…)

- Как девочка укачивает куклу? (Аа –аа – ааа…)

- Бабушка плохо слышит. Как она переспрашивает внучку? (А?)

- С какого звука начинаются слова: ананас, аист, адрес, арбуз, абрикос, азбука ,аквариум?

-Какие звуки вы слышите в начале имен Антон, Анна, Алиса?

Д: Везде мы произносим звук А.

В: Чем отличается буква от звука?

Д: Букву мы пишем, а звук произносим.

Ребята, посмотрите на доску. Это буква А. Запомните, звук [а] на письме обозначается буквой А.

В: «А»- это гласный или согласный звук?

Д: Гласный.

В: Почему?

Д: Он призносится свободно, ему ничего не мешает.

В:  Какой фишкой мы обозначаем звук «А»?

Д: Красной фишкой.

В:- Гласные звуки мы будем обозначать обозначаем красным цветом- красным кружочком.

Теперь мы проведем звуковой анализ слова «репа»

5.Звуковой анализ слова «Репа»

В:Сегодня мы будем с вами много произносить слов со звуком А

 Но сначала разомнем наши губки и язычок.

6.Фонетические упражнения.

 - упражнения для губ: « Улыбка, хоботок, заборчик»;

- упражнения для языка: «Вкусное варенье», «часики»

7.Игра «Что на картинке?»

 1.Посмотрите на картинку. Что на ней нарисовано? Что вы замечаете? (все слова, в которых встречается звук А и  стоит в начале слова.)

2. Найдите на картинках и назовите фрукты, названия которых начинаются на звук А

8.Игра « Добавь букву» 

 морковк.... луковк..., редиск..., малин.., картошк.., земляник..., клубник...

9.Игра «Повтори-ка» 

 Повторяйте за мной только те слова, в которых услышите звук А:

Лу-у-ук, лак, мак, бок, бак, сом, сам, ток, так.

10. Физкультминутка

Слушайте меня внимательно и выполняйте соответствующие движения: автобус( дети едут по разным дорожкам)- арбуз (приседают)- жираф (поднимают руки вверх). Затем порядок слов меняется. (дети имитируют движения под музыку)

11.Игра « Звук А в начале, в середине или в конце»

(на доску вывешиваются картинки и схемы: в начале, в середине или в конце слова звук)

Мышка, кошка, аист, арбуз, абрикос, автобус, слива, апельсин, книга, ангел, акула, жираф, ананас,  улитка, пчела

12.Игра «Один и много»

Я вам буду называть слово в единственном числе, а вы должны будете называть слово во множественном числе. (например : окно - окна)

Дом - дома;Лицо - лица;Поезд – поезда;Стекло – стекла;Рог - рога;Глаз - глаза;Жеребёнок - жеребята; Доктор - доктора;Ребенок – ребята ;Котёнок - котята;Ведро - ведра;Яйцо - яйца;Кольцо – кольца; Слонёнок – слонята.

13.Игровое упражнение «Кто больше?».

1) Придумайте слова, в которых звук (а) был бы в начале (август, астры. аист), в середине (банка, собака, плавать), в конце слова (доска, сестра, голова).

2) Назовите имена людей, клички животных, которые начинаются со звука (а).

3) Перечислите месяцы года, в которых есть звук (а).

14.Игра «Закончи предложение словом со звуком А»

На поле расцвела…

Грызет орешки...

Мы купили круглый...

На крыше дома свил гнездо...

15. Выкладывание буквы «А» из счетных палочек. Сколько счетных палочек надо взять, чтобы выложить букву А?

16.Работа в прописях.

Молодцы, ребята! Вы отлично справились со всеми заданиями! Теперь мы наш видеофильм можем отправить Анюк.

Рефлексия.

- Ребята, с каким звуком мы сегодня играли?

 - Что понравилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-речевое развитие: дифференциация звуков и букв С-З

Конспект организованной образовательной деятельности в образовательной области "Коррекционная работа" в подготовительной к школе группе на тему "Познавательно-речевое развитие: дифференциация звуков и...

Речевой праздник "Путешествие в страну букв и звуков"

Речевой праздник – итог  коррекционной работы по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, имеющих   речевые  нарушения. Игровой сюжет стимулирует речевую активность де...

Конспект занятий в средней группе Развитие речевого восприятия «Звук и буква М»

Конспект занятий в средней группеРазвитие речевого восприятия «Звук и буква М»...

Тема: «Речевые и неречевые звуки. Звуки [а], [о], [у]. Буквы А, О, У».

Программное содержание:закреплять умение различать речевые и неречевые звуки;повторить произношение и артикуляцию звуков [а], [о], [у], закрепить умение выделять звуки в словах;учить придумывать слова...

Речевая малоподвижная игра "Буква под зонтиком"

Дети с  нарушения речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Многие с трудом выдерживают длительное пребывание в коллективе. Для детей с дизартрическими нарушения...