Познавательно-речевое развитие: дифференциация звуков и букв С-З
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Конспект организованной образовательной деятельности в образовательной области "Коррекционная работа" в подготовительной к школе группе на тему "Познавательно-речевое развитие: дифференциация звуков и букв С-З".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuki_z-s.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

  1. Четкое произношение и различение звуков С-З в слогах, словах, предложениях.
  2. Сравнительная характеристика С-З.
  3. Правописание сомнительных согласных в конце слова.
  4. Согласование числительных и существительных (закрепление).
  5. Понятие многозначности слов.
  6. Звукослоговой анализ схем слов КОЗЫ, КОСЫ.

         Оборудование:

                 Две куклы

      Предметные картинки со звуками С – З

                 Наборы для составления схем

                Листочки с картинками со звуками С – З

      Карандаши

      Игра «Поезд»

Ход занятия.

  1. Орг.момент. Здороваемся с гостями, предлагаю сесть тому, кто поймает отдельные звуки и вернет слог: а – с – ас; з – у – зу ….
  2. Выставляются две куклы, предлагается придумать им имена со звуками «C», «З». (Соня, Зоя). Кто догадался, какие звуки мы будем сравнивать на занятии? Вывод: сегодня мы будем сравнивать звуки – с, з.
  3. Произнесение звуков перед зеркалами. Характеристика звуков.
  4. Сравнение звуков – что общего? чем отличаются? (глухой, звонкий).
  5. Различение на слух (работа с индивидуальными светофорчиками):

                                           

са, за, зо, со, су, зы, зна, озн, сны, зну…… полоса, зоопарк, колесо, фазан, фасон, розы, скороговорка, пузырь, сахар, незабудки, забор, сковорода.

  1. Игра «Повтори за куклой»:
  1. Са-за-са
  2. За-са-за
  3. Са-са-за
  4. Сна-зна-сна
  5. Зна-сна-сна
  1. Придумывание чистоговорок:
  1. Са-за-са – вот летит оса;
  2. За-са-за – вот стоит коза;
  3. Сы-зы-сы – нет у нас осы;
  4. Зы-сы-зы – нет у нас козы;
  5. Зу-су-зу – я веду козу;
  6. Су-зу-су – мы видели лису;

8. Соня и Зоя очень любят играть с мячом. Соня называет все со звуком С и бросает мяч, а Зоя возвращает мяч, но со звуком З. Хотите попробовать?

  1. Са - За;
  2. Со -
  3. Су -
  4. Сы -
  5. Сэ -
  6. Соя – Зоя
  7. Суп –
  8. Косы-
  9. Лиса-
  10. Сайка-
  11. Сойка-
  1. Куклы потеряли свои вещи, они на столах у детей. Посмотрите, чьи вещи у вас? Скажите так: «У меня носок- это Сонин носок. У меня зонт – это Зоин зонт».
  2. Куклы собираются на дачу – надо помочь погрузить вещи в вагоны игрушечного поезда. В первый вагон – вещи, название которых состоит из одного слога, во второй  - из двух слогов и т.д.
  3.  Куклы едут на поезде через лес и встречают там зайцев.
  4. Физкульт.момент  с использованием пальчиковой гимнастики:

Под высокой сосной

Скачет зайка косой,

Под другою сосной

Скачет зайка другой.

  1.  Поезд выехал на поляну, Соня и Зоя  увидели много летающих стрекоз и начали их считать: одна стрекоза, две стрекозы… Почему куклам так понравилось слово «стрекоза»?  Они поняли, что бывают слова, в которых встречаются сразу два звука (с, з)? Соня и Зоя стали придумывать такие слова, запомните и повторите их: засуха, занавеска,  записка, стрекоза.
  2. Куклы, как и вы, хотят хорошо учиться в школе. Давайте вместе с ними выполним задание. Выкладывание звукослоговой схемы слова «козы». Замените звук З на С. Схема изменится? А какое получилось слово? Придумайте предложения со словом «косы» (показать на картинках многозначность  слова).
  3. Физ.момент: Оздоровительный самомассаж биологически-активных зон кожи по методике А.А. Уманской.
  4. До сих пор мы говорили о звуках, что такое звуки? Что такое буквы? Чем отличаются буквы «с», «з» друг от друга? (З- налево, С – направо, будто в ссоре эта пара)
  5.  Детям предлагается подписать картинки  для Сони и Зои буквами «с», «з» ,листки на столах.( Приложение)
  6. Поможем куклам вставить свою букву. Вы обратили внимание, что буква «з» часто стоит в начале слова и в середине, а когда она стоит в конце, то прячется. Мы сомневаемся, какую написать букву «с» или «з»? Кто нам поможет? Конечно, слова- родственники. Но надо подобрать такое родственное слово, чтобы после сомнительного согласного стоял гласный звук, тогда мы четко услышим, какую букву надо написать. Например, мороз - морозы. Детям предлагается подобрать родственные слова и вставить нужные буквы.
  1. Но.
  2. Та.
  3. Овё.
  4. Га.
  5. У.
  6. Насо.
  7. Гла.
  8. Моро.
  1. Итог: Подошло время прощаться с куклами, что вам понравилось и запомнилось на сегодняшнем занятии?

З - С


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация звуков и букв С-Ш.

Фронтальное занятие по обучению грамоте.Задачи: развивать фонематическое восприятие, учить выделять звуки , развивать слуховое восприятие, фонематический слух, развитие тактильных ощущений, чтение, на...

Занятие по логоритмике Тема "Дифференциация звуков и букв С-Ц"

Логоритмика - это система музыкально-двигательных, рече-двигательных и музыкально-речевых игр и упражнений,осуществляемых в целях логопедической коррекции. Логопедическая ритмика развивает неречевые п...

«Животные холодных и жарких стран». Дифференциация звуков и букв Ш и Ж.

1. различение звуков и букв Ш и Ж 2. Закрепление навыков звукобуквенного и слогового анализа 3. практическое усвоение притяжательных прилагательных 4. обобщение лексики по теме "Животные жарких стр...

логопедическое занятие. Дифференциация звуков и букв «С-З».

логопедическое занятие в подготовительной группе. Дифференциация звуков и букв «С-З»....

"Дифференциация звуков и букв М - Н"

Проект разработан как составляющая часть работы направленной на равитие фонематического восприятия и совершенствованию навыков звукового анализа детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Кром...

ООД на тему "Дифференциация звуков и букв С-Ш"

ООД для детей подготовительной, логопедической группы....

Самоанализ коррекционного занятия в подготовительной группе по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».

Данное занятие посвящено звуков и букв С — Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского ...