ООД на тему "Дифференциация звуков и букв С-Ш"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Коваленко Валентина Сергеевна

ООД для детей подготовительной, логопедической группы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_na_temu_differentsiatsiya_zvukov_i_bukv_s-sh.docx24.55 КБ
Файл prezentatsiya.pptx98.95 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: звуки [с] - [ш], буквы С – Ш.

Цели:

коррекционно – образовательные: учить дифференцировать звуки [с] - [ш] в слогах, словах, предложениях и буквы С – Ш при чтении и письме;

коррекционно – развивающие: развивать зрительное восприятие, внимание, мелкую моторику;

коррекционно – воспитательные: воспитывать желание говорить правильно.

Оборудование: конверт, картинки Нюши и Савуньи; схема характеристики звуков; зеркала по количеству детей; презентация; телевизор; мяч; картинка «шарик»; карточки с пропущенными звуками по количеству детей; простые карандаши; картинки со звуками [с] - [ш]  по количеству детей.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Логопед предлагает детям припомнить слова со звуком [ш] в середине слова.

  1. 1.Сравнение звуков [с] - [ш].

Утром логопеду пришло письмо. Логопед: «От кого это письмо?» Дети: «Это письмо прислали «Смешарики». Логопед: «Посмотрим, что здесь лежит». В конверте находятся фотографии «Смешариков». Логопед предлагает детям назвать тех, кто на фото. (Нюша и Совунья).

- Какой звук мы слышим в слове Нюша? [ш]. Расскажите о звуке [ш]. (Согласный, глухой, твердый.)

- Какой звук мы слышим в слове Совунья? [с]. Расскажите о звуке [с]. (Согласный, глухой, твердый.)

Логопед предлагает сравнить эти звуки. Дети берут зеркала.

- Чем похожи эти звуки? Чем они отличаются?

  2. Дифференциация изолированных звуков [с] - [ш] на слух и в произношении. (слайд №1)

- Произнесите звуки по схеме, где стрелки указывают положение языка:

Смешарики любят играть с мячом. И мы с вами поиграем.

- Игра «Эхо» (с мячом). Логопед говорит слоги, ребенок повторяет.

са-са-ша      со-со-шо      су-су-шу     сы-сы-ши

са-ша-ша      со-шо-шо     сы-ши-ши     су-шу-шу

- Игра «Наоборот».

Логопед называет слово со звуком [с], а ребенок заменяет его на звук [ш]:

сок – шок; сутки - шутки; басня - башня; каска – кашка; миска - мишка; усы - уши; нас – наш; вас – ваш.

- Игра «Произнеси отчетливо». Смешарики еще нам что- то прислали. Это картинка. Давайте вместе произнесем: «Саша шапкой шишку сшиб».

  1. Физминутка.
  1. Логопед: «Смешарики еще нам положили что-то в конверт. Что это?» (Дети: «Шарик»). Давайте с вами сделаем пальчиковую гимнастику: «Шарик». Ладони сомкнуты, пальцы прижаты к друг другу. Произносится звук [с] и одновременно пальцы округляются, изображая шар. Затем произносится звук [ш] – пальцы принимают исходное положение.
  2. «Будь внимательны».

- Если в слове услышите звук [ш] – хлопаете в ладоши.

- Если в слове услышите звук [с] – встаете на носочки.

  1. Дифференциация звуков [с] - [ш] при чтении и на письме.
  1. Чтение слов.

Дети читают слова, объясняя их значение.

УСЫ – УШИ                    СУША

МИСКА – МИШКА         СТИШОК

СУТКИ – ШУТКИ           СЫНИШКА

КАСКА – КАШКА           МАШИНИСТ

  1. «Буква потерялась»

Посмотрите в словах пропали буквы. Нюша и Совунья стерли их. Вам задание. Поставьте их на место. Дети вставляют нужную букву С или Ш.

  1. «Собери слова».

Нюша и Совунья перепутали буквы. Вам нужно поставить буквы по размеру, начиная с самой большой, и прочитать слово. (Сушка).                                    

                                                 К  Ш  С  А  У

  1. Выделение звуков [с] - [ш] из состава слова.

А сейчас ребята мы с вами подарим картинки Совунье со звуком [с], а Нюше – со звуком [ш].

  1. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Логопед предлагает детям припомнить слова со звуком [ш] в середине слова.

  1. 1.Сравнение звуков [с] - [ш].

Утром логопеду пришло письмо. Логопед: «От кого это письмо?» Дети: «Это письмо от «Смешариков». Логопед: «Посмотрим, что здесь лежит.» В конверте находятся фотографии «Смешариков». Логопед предлагает детям назвать тех, кто на фото. (Нюша и Совунья).

- Какой звук мы слышим в слове Нюша? [ш]. Расскажите о звуке [ш]. (Согласный, глухой, твердый.)

- Какой звук мы слышим в слове Совунья? [с]. Расскажите о звуке [с]. (Согласный, глухой, твердый.)

Логопед предлагает сравнить эти звуки. Дети берут зеркала.

- Чем похожи эти звуки? Чем они отличаются?

  2. Дифференциация изолированных звуков [с] - [ш] на слух и в произношении. (слайд №1)

- Произнесите звуки по схеме, где стрелки указывают положение языка:

Смешарики любят играть с мячом. И мы с вами поиграем.

- Игра «Эхо» (с мячом). Логопед говорит слоги, ребенок повторяет.

са-са-ша      со-со-шо      су-су-шу     сы-сы-ши

са-ша-ша      со-шо-шо     сы-ши-ши     су-шу-шу

- Игра «Наоборот».

Логопед называет слово со звуком [с], а ребенок заменяет его на звук [ш]:

сок – шок; сутки - шутки; басня - башня; каска – кашка; миска - мишка; усы - уши; нас – наш; вас – ваш.

- Игра «Произнеси отчетливо». Смешарики еще нам что- то прислали. Это картинка. Давайте вместе произнесем: «Саша шапкой шишку сшиб».

  1. Физминутка.
  1. Логопед: «Смешарики еще нам положили что-то в конверт. Что это?» (Дети: «Шарик»). Давайте с вами сделаем пальчиковую гимнастику: «Шарик». Ладони сомкнуты, пальцы прижаты к друг другу. Произносится звук [с] и одновременно пальцы округляются, изображая шар. Затем произносится звук [ш] – пальцы принимают исходное положение.
  2. «Будь внимательны».

- Если в слове услышите звук [ш] – хлопаете в ладоши.

- Если в слове услышите звук [с] – встаете на носочки.

  1. Дифференциация звуков [с] - [ш] при чтении и на письме.
  1. Чтение слов.

Дети читают слова, объясняя их значение.

УСЫ – УШИ                    СУША

МИСКА – МИШКА         СТИШОК

СУТКИ – ШУТКИ           СЫНИШКА

КАСКА – КАШКА           МАШИНИСТ

  1. «Буква потерялась»

Посмотрите в словах пропали буквы. Нюша и Совунья стерли их. Вам задание. Поставьте их на место. Дети вставляют нужную букву С или Ш.

  1. «Собери слова».

Нюша и Совунья перепутали буквы. Вам нужно поставить буквы по размеру, начиная с самой большой, и прочитать слово. (Сушка).                                    

                                                 К  Ш  С  А  У

  1. Выделение звуков [с] - [ш] из состава слова.

А сейчас ребята мы с вами подарим картинки Совунье со звуком [с], а Нюше – со звуком [ш].

  1. Итог занятия. Оценка деятельности детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

УСЫ УШИ

Слайд 3

СУТКИ ШУТКИ

Слайд 4

КАСКА КАШКА

Слайд 5

МИСКА МИШКА

Слайд 6

СТИШОК СЫНИШКА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....