Нужно ли готовить дошкольника к обучению грамоте?
статья по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Сажаева Надежда Константиновна

Я очень часто и не первый год слышу этот вопрос из уст родителей своих воспитанников. Что входит в это понятие? Что такое "Подготовка к обучению грамоте"? Когда начать подготовку к обучению грамоте? Может это сделает школа? Вопросов много и каждый родитель решает для себя сам. В данной статье рассматривается исторический экскурс, даются основные понятия "Звук", "Слог", "Слово", "Предложение", "Текст", учитываются специальные речевые умения дошкольников. Статья будет интересна, прежде всего, педагогам, интересующихся этим вопросов, родителям детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nuzhno_li_gotovit_doshkolnika_k_obucheniyu_gramote.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

Нужно ли готовить дошкольника к обучению грамоте?

     Не одно десятилетие педагоги задают себе этот вопрос. В разные исторические периоды методы обучения грамоте в русской школе менялись. Самым древним является буквенный метод, суть которого сводилась к запоминанию буквы с её названием и начертанием. Буквенный метод впоследствии сменился слоговым и был предложен русским классиком и педагогом Львом Николаевичем Толстым. Метод по сути был слогослуховым и за единицу грамоты был принят слог. В тридцатые годы двадцатого века отечественная методика использовала метод целых слов, а чуть позже применялся звуковой метод, основанный на анализе звучащей речи. Но не все эти методы были совершенны. Давайте вспомним, что сейчас предъявляет современная школа к будущим школьникам. Это, прежде всего: сформированный фонематический слух, умение членить слова на слоги, умение членить простые предложения на слова, умение составлять предложения из 3-5 слов, умение составлять рассказ по серии картинок. Если посмотреть в суть проблемы, то современный дошкольник, который идёт в школу, должен обладать специальными речевыми умениями, а именно:

  1. Владение аналитико-синтетическими операциями с языковыми единицами, то есть уметь анализировать и синтезировать;
  2. Наличие представлений об основных единицах языка, таких как: звук, слог, слово, предложение, текст;
  3. Высокий уровень сформированности фонематического слуха и фонематического восприятия;

     Опыт показывает, что дети, у которых сформированы вышеперечисленные специальные речевые умения, успешно овладевают грамотой и остальными учебными дисциплинами. Сразу возникает следующий вопрос: «Что формировать и как грамотно сформировать специальные речевые умения?». Современный метод обучения грамоте – звуковой аналитико-синтетический и основан на связи устной и письменной речи. Ребёнка старшего дошкольного возраста необходимо учить анализировать звуковой состав слова, чтобы впоследствии он различал такие понятия, как «звук» и «буква» («Звуки мы слышим и говорим, буквы мы видим и пишем»); учить анализировать слоговую структуру слова, так как основной единицей чтения является слог; учить анализировать словесный состав предложения для того, чтобы в дальнейшем ребёнок правильно записывал предложение.

     Рассмотрим вышесказанное подробнее.

     Понятие «Звук»

     Дошкольник может овладеть следующими характеристиками понятия «звук».

  1. Звуки бывают гласные и согласные (Гласные звуки состоят из голоса, воздушная струя при их произнесении проходит свободно. Согласные звуки состоят из шума и голоса, воздушная струя при их произнесении встречает преграду в ротовой полости). Для формирования этого понятия активно используется метод моделирования. Гласный звук – красная фишка, согласный звук – жёлтая. На этом этапе ребёнок будет учиться чтению со зрительной на гласный звук.
  2. Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие. (Твёрдость и мягкость различается по степени подъёма языка. При произнесении твёрдых согласных язык прямой, при произнесении мягких согласных язык «горочкой»). Для обозначения твёрдых согласных используется синяя фишка, для обозначения мягких согласных – зелёная.
  3. Согласные звуки бывают звонкие и глухие. (Звонкость и глухость определяется работой голосовых связок. При произнесении звонких согласных они работают, а при произнесении глухих согласных – нет). Определить звонкость/глухость звука можно с помощью тактильно-вибрационного контроля. Усвоение ребёнком дифференциации понятий «звонкость/глухость» в дальнейшем помогает ему успешно освоить звуко-буквенный анализ слова.

     Понятие «Слог»

     Способом деления слова на слоги старший дошкольник овладевает самостоятельно. Выделяют 2 способа деления слова на слоги: послоговое проговаривание (сопровождается движением руки) и использование односложных слов. Мы должны помнить, что обращение к слоговой структуре слова помогает ребёнку в дальнейшем успешно овладеть механизмами письма и чтения. Допустимо дать первичное представление ребёнку, что слогов в слове столько, сколько гласных звуков.

     Понятие «Слово»

     Дошкольник вполне может овладеть такими признаками слова, как:

  1. Номинативность, то есть каждое слово всегда имеет определённое значение;
  2. Звуковой состав слова, то есть слово состоит из звуков;
  3. Синонимия/антонимия, то есть слова могут быть близкими и далёкими по своему значению.

    В современной методике применяется большое количество игр по формированию этих признаков (отгадывание загадок, договаривание слов, выделение слова в потоке речи, игры на классификацию, обобщение, сериацию и так далее). При формировании этих признаков дети, в первую очередь, учатся сопоставлять слова с их лексическим значением.

     Некоторые методисты спорят: «Нужно ли учить ребёнка в дошкольном возрасте определять ударение в слове или нет?». Я считаю, что ребёнок старшего дошкольного возраста может овладеть этим умением. Педагогу необходимо выделять ударный гласный с помощью голоса. Вводя понятие «ударение», педагог «готовит почву» для успешного овладения звуко-буквенным анализом в младшем школьном возрасте.

     Понятие «Предложение»

     Не надо полагать, что ребёнок – это неразумное существо. Ребёнок многое может и педагогу, в первую очередь, необходимо опираться на « зону ближайшего развития», описанную Львом Семёновичем Выготским. Дошкольнику вполне доступно осознание и понимание основных характеристик предложения. Это:

  1. Предложение выражает законченную мысль.
  2. Первое слово в предложении пишется с большой буквы.
  3. Имена людей, клички животных пишутся с большой буквы.
  4. Предложение состоит из слов, которые отделяются друг от друга.
  5. В конце предложения всегда ставится знак, указывающий на то, что предложение закончено.

     При формировании представлений о характеристиках предложения активно используются графические схемы, которые понимаются детьми.

     Понятие «Текст/Рассказ»

     При успешном освоении понятия «предложение» дети без особых проблем усваивают понятие «текст/рассказ». Текст – это, прежде всего, совокупность нескольких предложений, объединённых одной темой. При этом внимание дошкольников фиксируется на таких вопросах, как: «О чём говорится в тексте?», «Что об этом говорится?».

     Давайте вернёмся к нашему вопросу: «Так нужно ли готовить дошкольника к обучению грамоте или нет?».  Конечно, необходимо готовить дошкольника к обучению грамоте. Но эта подготовка должна заключаться не в тупом повторении букв, а в целенаправленном формировании у ребёнка специальных речевых умений,  которых говорилось выше. Нужно также иметь в виду, что дошкольная подготовка имеет свои отличительные признаки от школьного обучения. Это, прежде всего:

  1. Подготовка к обучению грамоте предполагает формирование готовности к овладению графикой, которая имеет свои характерные особенности, а школьное обучение предполагает овладение графикой и подготовку к овладению орфографией.
  2. На этапе дошкольной подготовки порядок знакомства с буквами определяется степенью сложности артикуляции звука, которая обозначается данной буквой, то есть в основе лежит принцип речевого онтогенеза (более простые по артикуляции звуки появляются в речи раньше, более сложные – позже). На этапе школьного обучения порядок знакомства с буквами определяется частотностью буквы в языке.
  3. На этапе подготовки к обучению грамоте у ребёнка формируется представление об основных единицах речи (звук, слог, слово, предложение, текст), а при школьном обучении происходит формирование понятия «язык» как системы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нужно ли готовить ребенка к школе!

Нужно ли готовить ребенка к школе...

Консультация для родителей детей подготовительной группы " Нужно ли готовить детей к школе заранее?"

Родители зачастую спорят, нужно ли заранее готовить ребенка к школе, когда нужно начинать такую подготовку и в чем она заключается....

консультация " Готовить или не готовить ребенка к обучению к школе?"

Детство – особый период в жизни человека. В дошкольном и младшем школьном возрасте закладывается фундамент личности, интенсивно формируются основы мировоззрения, складываются многообразные отношения с...

Как нужно родителям готовить ребенка к поступлению в детский сад

Материал предназначен для родителей, чьи дети впервые начнут посещать детский сад....

Нужно ли готовить ребенка к школе.

Сейчамс родители готовят своих детей к школе с самого раннего возраста. Нужно ли это или у детей должно быть детство....

Нужно ли готовить ребенка к школе заранее?

Не правы те родители, которые боятся перегрузки детского ума. Не правы и те, которые загромождают детское сознание большим количеством разрозненн...

Готовить или не готовить ребенка к обучению  к школе?

Детство – особый период в жизни человека. В дошкольном и младшем школьном возрасте закладывается фундамент личности, интенсивно формируются основы мировоззрения, складываются многообразные отнош...