Конспект НОД по оо «Речевое развитие» (обучение грамоте) в подготовительной к школе группе.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Жардан Ольга Константиновна

НОД начинается с чтения письма от Пиши-читая, в котором он передаёт задания для детей внимательных, любознательных и добрых. В течение НОД дети показывают свои знания по пройденному программному материалу по темам: "Звуковой анализ слова", "Ударение", "Обозначение звуков буквами", "Подбор слов на заданный звук, в заданной позиции", "Предложение", "Чтение слов с ранее изученными буквами" а также знакомятся с буквами "Пэ" и "пэ". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по оо «Речевое развитие» (обучение грамоте) в подготовительной к школе группе.

Цель Познакомить детей с буквами «Пэ» и «пэ» и тем, что они обозначают звуки «п» и «пь».

Тема: «Знакомство с буквами «Пэ» и «пэ». Ударение. Чтение на материале пройденных букв».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».

Программное содержание:

Развивающие задачи:

  • Развивать фонематический слух,  связную речь (монологические и диалогические формы), зрительное восприятие буквенных обозначений звуков, память. 

Образовательные задачи:

  • Совершенствовать навыки чтения детей;
  • Познакомить с буквами «П», и «п» и тем, что они обозначают звуки «п» и «пь»;
  • Продолжать учить проставлять ударение в словах и читать их с использованием ударения;
  • Закреплять умение выкладывать предложение с применением пройденных правил;

Воспитывающие задачи:

  • Воспитывать любознательность,  познавательную активность, навыки самостоятельной деятельности,  умение внимательно слушать и отвечать на вопросы педагога не перебивая друг друга.

Здоровьесбережение:

  • Закреплять умение двигаться в соответствии с текстом физминутки.
  • Формировать правильную осанку.

Речевые задачи:

  • Формировать умение отвечать на вопросы чётко и полно. Активизировать грамматический словарь: «звуковой анализ», «заглавная буква» и т. п., т. е. слова, относящиеся к выполнению заданий по обучению грамоте.

Подготовка воспитателя: подготовила план-конспект, подобрала  приветствие, физминутку, подготовила материалы.

 

Предварительная работа с детьми:  дидактические игры: «Назови букву и расскажи про неё, что знаешь», «Составь слово», «Скажи наоборот», «Составь предложение» «Сколько звуков в слове?», «Слоги», «Отгадай слово»; беседа «Как хорошо уметь читать»; чтение слогов, слов и предложений с ранее изученными буквами и др.

3.Оборудование и материалы: письмо от Пиши - читая; кубик, на гранях которого согласные буквы (л, ж, ч, в, д, м), фишки зелёные, синие, красные, чёрные (на каждого); полоска белой бумаги размером ¼ А4, авторучка и простой карандаш (на каждого); азбука с пройденными буквами, указки (на каждого); карточки с буквами П и п.

                              Формы и методы совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

         Игровая

Игровая мотивация.  Дидактические игры.  Игровой сюжет НОД.  Решение проблемной ситуации.

          Речевая

 Художественное слово (приветствие «Доброе утро»); подбор слов на заданный звук, чтение  слов, предложения; наводящие вопросы;  поощрения; пояснения; напоминания; индивидуальные ответы детей; фронтальный опрос.

  Продуктивная

Письмо букв, выкладывание фишек при проведении звукового анализа. Зарисовка схемы предложения.

  Двигательная

Физкультурная пауза: д/и «Алфавит»

       Трудовая

Подготовка материалов к занятию, уборка материалов после занятия.

Часть

НОД

Методы и приёмы

Совместная деятельность воспитателя и детей

Вводная часть

Словесно –

наглядные

Художественное слово

Сюрприз

Дети встают в круг около воспитателя.

- Ребята, давайте поприветствуем  друг друга и гостей (речёвка – девиз):

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

Вместе с солнышком встаём,

Вместе с солнышком живём!

Воспитатель берёт приготовленный конверт с письмом, показывает детям.

- Ребята, на адрес нашей группы пришло письмо из страны «Пиши – читай» от самого мудрейшего Пиши – читая. Послушайте, что он пишет: «Здравствуйте,

дорогие  ребята! Мне известно, что вы готовитесь к школе, получаете знания, которые

помогут вам хорошо учиться. В конверте найдёте

Мотивация

на образовательную д-ть

задания, которые по силам только любознательным, внимательным, добрым детям. Удачи вам. Ваш друг Пиши-Читай.»

 - Ребята, я думаю, что задания от  Пиши – читая как раз будут вам по силам. Ведь вы  и есть любознательные, внимательные и добрые дети.

                                                                                Основная часть.

Основная часть.

Игровая

мотивация

Поощрения

Подсказка

Наводящие

Вопросы

Напоминания

Поощрение

Практикум

Подсказка

1. Дидактическая игра с кубиком «Назови букву и расскажи про неё, что знаешь» (на гранях согласные буквы, ранее изученные)

Воспитатель вкладывает кубик в руки одному из детей. Ребёнок называет букву и рассказывает о ней:

 - Это буква «эм», обозначает два звука: согласный твёрдый «м» и согласный мягкий «мь». (Аналогично с остальными буквами).

2. Работа с предложением (повторение правил написания предложения).

 - Послушайте, что я  скажу: «Петя поёт».  Что я сказала? (Предложение) Сколько слов в этом предложении? (Два) Назовите первое слово (Петя), второе (Поёт). Нарисуйте схему этого предложения.  (Дети берут карандаши и листки и рисуют схему предложения. Того, кто справился раньше других, воспитатель приглашает к доске, где ребёнок рисует схему и проговаривает правила написания предложения. Остальные проверяют правильность выполнения задания).

3. Звуковой анализ слов в предложении,

обозначение звуков фишками  соответствующего цвета.

Петя – 4 звука, 2 – согласные и 2- гласные.  

«Пь» - согл. мягк., зелёной фишкой;

«э» - гл., кр. фишкой;

«ть» - согл. мягк., зел. фишкой;

«а» - гл., красной фишкой.

поёт – 5 звуков, 3 – согласные и 2 – гласные.

«п» - согл. тв., синей фишкой;

«а» - гласный, красной фишкой;

«й» - согл. мягк., зелёной фишкой;

«о» - гласный, красной фишкой;

«т» - согл. тв., синей фишкой.

   Ребёнка, выполнившего задание раньше других,

                                                                                         

                                                        Основная  часть.

                                                                           Основная часть.

  Фронтальный

опрос

Рассматривание

Художественное

слово

Практикум

Напоминание

воспитатель приглашает к доске. Ребёнок проговаривает звук, рассказывает про него и выставляет соответствующую фишку.

4. Знакомство с буквами «Пэ» и «пэ».

    Воспитатель показывает карточку с буквами «Пэпэ»

- Ребята, звуки «п» и «пь» обозначаются буквами заглавной (большой) «Пэ» и строчной (маленькой) «пэ». Из каких элементов состоит буква? (Три палочки: две длинные и одна короткая)

 - Нарисуйте в воздухе букву «Пэ». (Дети рисуют в воздухе воображаемым мелом букву «Пэ» )

 - На что похожа буква «Пэ»? (На перекладину)

 - Букву «Пэ» в спортивном зале

    Перекладиной назвали

    Ну – ка милый, не ленись,

    Подойди и подтянись!

 - Найдите в своих азбуках эти буквы.

А теперь выложите предложение «Петя поёт» буквенными карточками. (Дети выкладывают предложение с помощью букв, вызванный ребёнок выкладывает предложение у доски, проговаривая правила написания предложения).

 - Какой буквой обозначили звуки «п» и «пь»?

 - Давайте определим ударные гласные звуки в словах. Какой гласный звук ударный в слове Петя?

(гласный «э» в первом слоге),  какой гласный ударный в слове «поёт» (гласный «о» во втором слоге). (Дети обозначают ударение).

5. Дидактическая словесная игра «Назови слова»

    Воспитатель просит детей назвать сначала слова, начинающиеся на звук «п», а потом слова, начинающиеся на звук «пь». За каждое правильно названное слово ребёнок получает фишку. В конце игры фишки подсчитываются. Выиграл тот, кто назвал больше слов.

   Слова: пушка, пушок, падать, пухлый, паинька, парашют, порошок, пазлы, платок, палатка, порхать, пушинка, пахнет, плакать, плыть, полёт и т.д.

                Пена, петь, печка, пёс, петух, пенал, пенсия, первый, перья, перевозить, пять, пить, пятиться, пенёк, пешком,  перепутать  и т. д.

    Заключительная

часть

Похвала

Фронтальный опрос

 

 - Ребята, вы выполнили все задания, приготовленные для вас Пиши-читаем. Какое из заданий для вас оказалось наиболее интересным? А какое наиболее трудным? Пиши – читаю мы напишем ответное письмо, в котором поблагодарим его, расскажем о наших достижениях и попросим как можно чаще присылать нам самые  интересные задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи «Звук и буква Р».

Конспект фронтально-подгруппового занятия по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте. Второе занятие по этой теме....

Конспект открытой организованной деятельности по подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «Дорога в школу».

Конспект итоговой открытой организованной деятельности по подготовке  обучению грамоте в подготовительной к школе группеОбразовательная область "Речевое развитие"Тема: «Дорога в ш...

Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для учителей (в рамках преемственности со школой).

Закрепление пройденного материала по подготовке детей к обучению граммоте для подготовительной группы...

Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие» (обучение грамоте) в подготовительной к школе группе

Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие» (обучение грамоте) в подготовительной к школе группе...

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) в подготовительной к школе группе "В поисках Букваря"

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) в подготовительной к школе группе "В поисках Букваря"...