Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

Дранникова Наталья Сергеевна

 

           Трудный звук, ты мой друг!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_trudnyy_zvuk_na_sayt.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

           

(открытое занятие по обучению грамоте в          подготовительной группе)

           Трудный звук, ты мой друг!

 Воспитатель:  Дранникова Наталья Сергеевна

 Цель: Закрепление правильного произношения звука Ш, знакомство с буквой Ш.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

1. Учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звука [ш];

2. Упражнять детей в образовании относительных прилагательных.

коррекционно-развивающие:

1. Развивать навыки звукового анализа слова, упражнять в определении позиции звука в слове;

2.Развивать интонационную выразительность речи;

3. Развивать высшие психические функции (мышление, память, воображение), мелкую моторику, тактильное восприятие.

коррекционно-воспитательная:

1.Воспитывать у детей самоконтроль за речью, целеустремлённость.

Оборудование: копилка бонусов, мяч,  пазлы (змея), манка, трафареты цветов из бумаги разной фактуры (бархатная, наждачная, фольга), игрушки собака, кошка, еж, предметы (шапка, шарф, лягушка, гармошка, игрушки Лосяш и Крош), мультимедийное оборудование.

I. Организационный момент:

Под музыку из мультфильма «Маша и медведь» дети заходят в зал и произвольно располагаются рядом с педагогом.

- Посмотрите, какую красивую коробку я нашла! Тут еще и письмо!        

 

 «Здравствуйте, ребята. Я знаю, что вы скоро пойдете в школу. Думаю, вы многому научились. Это я и хочу проверить.  Дарю вам копилку бонусов. Если правильно выполните все задания  и соберете 6 бонусов, тогда вы и узнаете - кто я.»

-  Ребята, вы хотите узнать от кого это письмо? Тогда первое задание. Мы будем передавать мяч и отвечать на вопросы словами, начинающимися на один звук.

- Головной убор. (шапка)

- Их надувают на праздник. (шары)

- Там учатся дети. (школа)

- В нем хранят одежду. (шкаф)

- Часть колеса. (шина)

- Их завязывают на ботинках.(шнурки)

- Какие вы молодцы! Вот ваш бонус  (часть пазла)!

На экране появляются картинки-отгадки.

II. Сообщение темы и цели занятия:

- Давайте еще раз повторим отгадки. Как вы думаете, о каком звуке мы с вами будем сегодня говорить? (о звуке Ш) Как вы догадались? Как вы думаете, кто поет эту песенку? Сложите пазлы (змея).  Изобразите рукой движения змеи. Змея ползет и шипит: “шшшшшшш”. (Делаем волнообразные движения руками в стороны и вперед. Сначала правой, потом левой рукой и обеими руками сразу и шипим: “шшшшшшшш”)  А теперь змейки поползли в свои норки.

Дети садятся на стулья

III. Характеристика звука Ш.

-Спойте ещё раз песенку змеи.

- Как расположены губы, когда мы произносим этот звук? (губки округлены и слегка вытянуты вперед.)

На что похож язычок? (широкий язычок образует “чашечку”.)

Где он расположен? (за верхними зубками.)

Произнесем звук “ш”. Какой он - гласный или согласный?(согласный.)

Почему?  (при произношении нам помешал язычок.)

- Теплая воздушная струя идет по центру язычка. Почувствуйте её.

Голосок спит или звенит? (“спит”)

Значит он звонкий или глухой? (глухой)

Этот звук твердый или мягкий? (твердый)

Запомните, звук “ш” всегда твердый!

Слова сопровождаем движениями рук.

На экране появляются символы звука  Ш.

IV. Знакомство с буквой:

- А на письме этот звук обозначается буквой Ш.

Буква Ш с тремя шипами —

Не хватай ее руками. (рисуем в воздухе)

- На что похожа эта буква? (Ковш экскаватора, гребешок, вилы, буква Е). Давайте нарисуем букву Ш ( Дети подходят к столу и рисуют на манке.)

(На «полянке» лежат цветы из бумаги разной фактуры:

бархатной, фольги и гофрированной.)

Дети рассматривают цветы и озвучивают свои ощущения (гладкий, шершавый, ребристый и т.д.)

- Давайте проведем пальчиком по лепесткам и постараемся услышать этот звук: “шшшшшшшш”. В каком лепестке живет этот звук? С каким цветком по вашим ощущениям  подружится  буква Ш?  Почему?

- А теперь давайте встанем в пары и “нарисуем” на спине друг друга эту букву (потом дети меняются местами).

- Как эту букву можно изобразить с помощью пальцев или своего тела? (догадки детей)

- Молодцы! Вы заслужили бонус!

 

VII. Физминутка:

Как живешь? Вот так!

Как плывешь? Вот так!

Вдаль глядишь? Вот так!

Как бежишь? Вот так!

А грозишь? Вот так!

Ночью спишь? Вот так!

А молчишь? Вот так!

А сидишь? Вот так!

Дети садятся на стулья.

- А вы знаете, что у звука «ш» есть звонкий брат? Назовите его («ж»). Сейчас мы проверим, как хорошо вы умеете различать братьев между собой.

Интерактивная игра «Рыбалка».

(http://mersibo.ru/voxflex)

- Вот ваша награда (бонус).

VI. Упражнение в правильном произношении звука.

- Какой красивый малыш!

Ша – ша – ша – прокатим малыша?

Ответьте мне. (Ша – ша – ша – прокатим малыша.) А теперь вы у меня спросите, а я отвечу.

- А как произнести эту чистоговорку радостно? (Ша – ша – ша – прокатим малыша!)

Шу-шу-шу  – подарки малышу. (произнести  с разной интонацией)

- Молодцы!  (бонус)

- Хотите заработать еще бонус? Давайте поиграем в игру: «Скажи какой».

- Носки из шерсти какие? (Дети отвечают полным предложением: «Носки из шерсти шерстяные.»)

- Платье из шелка какое?

- Халат из плюша какой?

- Сок из груш какой?

- Варенье из вишни какое?

- Конфеты из шоколада какие?

- Умники! (бонус)

VIII. Работа над звуковым составом слова:

- Сколько бонусов нам не хватает, чтобы узнать имя секретного героя? (одного бонуса) Ну, тогда последнее задание. Познакомьтесь! Это Шарик (собака), кошка и еж (игрушки). Определите позицию звука в этих словах!

- У них сегодня день рождения! Давайте порадуем их. В нашем магазине есть игрушки. Купить вы можете ту игрушку, в названии которой положение звука соответствует положению звука в названии героя. Выберете нужный подарок! (шапка и шарф для Шарика; мышка и гармошка для кошки; еж получает игрушки Лосяш и Крош.)

Дети обосновывают выбор своего подарка.

- Молодцы! Вот ваш бонус!

IV Итог:

- Теперь мы можем узнать, кто написал нам письмо? Давайте соберем пазлы вместе (выкладывают изображение Маши). Ребята, именно Маша отправила нам это письмо? Что вам понравилось делать сегодня? А были ли такие задания, которые вызвали у вас трудности?

Список литературы:

  1. Спивак Е.Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет / Е.Н. Спивак. – М.: издательство ГНОМ и Д, 2007.
  2. http://mersibo.ru/voxflex


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ЗПР

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ЗПР на тему: " Звуки Б и БЬ.Буква Б " ( проведено в рамках  педагогической практики для студентов МП...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Грамоте учиться – всегда пригодиться»

Учить детей проводить звуковой анализ слова, упражнять в составлении предложений и умении составлять схему предложения....

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи» Задачи обучающие:- закреплять навык различения гласных и согласных звуков;- формировать навык звук...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе: « Маленькие грамотеи »

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе:« Маленькие грамотеи »...

Открытое занятие по обучению грамоте (подготовительная группа)

Открытое занятие по обучению грамоте по теме "Семь заданий Белоснежки" для подготовительной группы....

Конспект открытого занятия по обучению грамоте по теме: «Грамотеи»

Конспект открытого занятия по обучению грамотев подготовительной группе по теме: «Грамотеи»...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Уроки грамоты»

Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:·        закреплять понятия «звук», &la...