ПАСПОРТ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ ЛЭПБУК «В СТРАНЕ ЗВУКОВИЧКА»
методическая разработка по обучению грамоте

Ирина Сергеевна Додина

Образовательная область: «Речевое развитие»

Актуальность: основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е определение порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик. Данное дидактическое пособие может быть использовано воспитателями и воспитанниками старшего дошкольного возраста в совместной и самостоятельной деятельности

Цель лэпбука: формирование звуковой аналитико – синтетической активности, как предпосылке обучения грамоте

Задачи:

  1. Развивать артикуляционную, пальчиковую моторику, речевое дыхание.
  2. Развивать фонематический слух, определение места звука в слове
  3. Развивать навыки звуко - буквенного анализа слов
  4. Группировать предметы по общим признакам, называть группу предметов одним словом

Инновационность проекта: Использование разнообразных игровых технологий, креативного оформления и творческого воображения, направленных на умение закреплять и обобщать полученные знания;

Развитие речевых навыков с использованием элементов наглядного моделирования в виде схем, моделей, символов.

Предполагаемый результат:

  • Повышение уровня развития речи
  • Повышение уровня познавательной активности детей, формирование представления о способах поиска новой информации и ее изложении в виде лэпбука
  • Повышение уровня социализации ребенка в обществе, т.е жизненных компетенций
  • ​ Развитие творческих способностей, позитивных эмоций, сотрудничества, эмпатии.

Возрастная аудитория: дети 5 – 6 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский  сад № 119»

ПАСПОРТ

МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ
ЛЭПБУК «В СТРАНЕ ЗВУКОВИЧКА»

Разработчики: Додина Ирина Сергеевна

Евстюничева Татьяна Николаевна

г.Череповец, 2020 г

ПАСПОРТ  МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ
ЛЭПБУК «В СТРАНЕ ЗВУКОВИЧКА»

Образовательная область: «Речевое развитие»

Актуальность: основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е определение порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик. Данное дидактическое пособие может быть использовано воспитателями и воспитанниками старшего дошкольного возраста в совместной и самостоятельной деятельности

Цель лэпбука: формирование звуковой аналитико – синтетической активности, как предпосылке обучения грамоте

Задачи: 

  1. Развивать артикуляционную, пальчиковую моторику, речевое дыхание.
  2. Развивать фонематический слух, определение места звука в слове
  3. Развивать навыки звуко - буквенного анализа слов
  4. Группировать предметы по общим признакам, называть группу предметов одним словом

Инновационность проекта: Использование разнообразных игровых технологий, креативного оформления и творческого воображения, направленных на умение закреплять и обобщать полученные знания;

Развитие речевых навыков с использованием элементов наглядного моделирования в виде схем, моделей, символов.

Предполагаемый результат:

  • Повышение уровня развития речи
  • Повышение уровня познавательной активности детей, формирование представления о способах поиска новой информации и ее изложении в виде лэпбука
  • Повышение уровня социализации ребенка в обществе, т.е жизненных компетенций
  • ​ Развитие творческих способностей, позитивных эмоций, сотрудничества, эмпатии.

Возрастная аудитория: дети 5 – 6 лет.

Наша авторская интерактивная книга для детей   лэпбук  «В стране Звуковичка»  предназначена для детей 5-6 лет  и состоит из 16 различных заданий ,игр и упражнений. Все игры направлены на развитие речи, активизации словаря, развитие  мелкой моторики рук ,подготовки руки к письму, игры с артикуляционной гимнастикой ,использованы жанры фольклора: скороговорки, чистоговорки и потешки. Кармашки выполнены в различной технике. При изготовлении использовали яркий картон. Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде: информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал), полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально.

        

Лэпбук «В стране Звуковичка» состоит из следующих разделов:

1.CD – диск «Логопедические аудио уроки на автоматизацию звуков»

Описание: в конвертике находится  CD диск на котором записано более 300 вариаций заданий для занятий по отработке произношения звуков.

Цель: выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения, а также укрепление мышц лица, языка, губ, мягкого неба. Формирование правильного произношения звуков

2. «Весёлые стишки для дифференциации звуков» (карточки 54 шт)

Описание: в кармашке находятся цветные карточки с текстом. Воспитатель читает, а дети повторяют стишок.

Цель: развитие фонематического слуха, восприятия, умения различать звуки.

3. «Волшебные чистоговорки» (карточки – 24 шт)

Описание: В кармашке имеется набор цветных  карточек с чистоговорками.

Цель: автоматизировать звуки в связной речи; развивать чувство ритма и рифмы, интонацию; память, контроль над звукопроизношением

4.«Артикуляционная гимнастика в картинках»

Описание: В карточке имеется набор картотеки с артикуляционной гимнастикой.

Цель: Развитие артикуляционного аппарата, совершенствование артикуляционной моторики инормализация мышечного тонуса языка, развитие речевого дыхания.

5.Дидактическая игра «Какие буквы спрятались за забором?» (карточки – 14 шт)

Описание: В кармашке имеются карточки на которых нарисован заборчик и за которым спрятались буквы.  Ребенок рассматривает их, узнает  и называет.

Цель: Развивать мелкую моторику рук. Совершенствовать  фонематический слух у детей, воспитывать наблюдательность, связную речь

6.Дидактическая игра «Слоговые баночки»

Описание: в конверте находятся слоговые баночки на которых написано сколько слогов в каждой баночке. Детям даются маленькие фишки – карточки и они должны правильно определить, куда отнесем ту или иную карточку, предварительно определив количество слогов  в слове.

Цель: закрепление представлений о слоговом составе слова, совершенствовать умение выделять количество слогов в  заданном  слове

7.Дидактическая игра «Найди слова на букву…» (карточки – 10 шт)

Описание: в конверте представлены набор карточек в количестве 10 штук. Детям нужно назвать слово на определенный звук и найти место этого звука в слове.

Цель: развитие фонематического слуха

8.Дидактическая игра «Подружи звуки» (карточки – 6 шт)

Описание: в конверте находятся карточки на которых изображены буквы и путь следования. Ребенку воспитатель говорит, что звуки поссорились , вам необходимо их подружить а для этого ребенку  предлагается пальчиком от одного звука провести линию ко второму звуку, при этом пропевая, что получится, если звуки будут вместе дружить,звучать.

Цель: выработать интерес у детей к повторению различных звуков, слогов. Стимулировать у детей самостоятельные речевые реакции, развитие мелкой моторики рук.

9.Дидактическая игра «Звуковые дорожки» (карточки – 10 шт)

Описание: в конверте представлены карточки с различными дорожками и картинками. Ребенок пальчиком проводит по дорожке при этом произносит определенный звук.

Цель: автоматизация поставленного звука в словах в разных позициях, развитие звукового анализа слов. Формирование у ребенка навыков самостоятельно контроля за речью. Совершенствование зрительно =- моторных координаций и ориентировка в пространстве.

10. «Символы звуков» (наглядный материал – карточки 6 шт)

Описание: в конверте находятся наглядные мини – карточки на которых изображен человек, который артикуляционно показывает, как выглядит и как нужно произносить тот или иной звук. Сначала воспитатель показывает и рассказывает, а потом дети могут самостоятельно выполнять задание. Опираясь на звуковые символы, дети учатся осознавать звук, как единицу речи на наглядно – действенно основе.

Цель: развитие познавательного интереса детей, развитие логического и абстрактного мышления.

11. Дидактическая игра «Собери из букв слова» ( карточки – 15 шт)

Описание: в конверте представлены карточки на которых нарисованы различные предметы и картинки, а сверху буквы все перепутаны. Ребенку из предложенных букв необходимо составить слово и правильно вписать его в квадратики.

Цель: Развивать мелкую моторику рук. Совершенствовать  фонематический слух у Цель: приучат слышать звуки в слове, развивать фонематическую память. Развивать умение составлять из букв слова. Развитие звуко – буквенного анализа слов. Развитие мелкой моторики рук.

12. Дидактическая игра «Логопедические лабиринты на автоматизацию звуков» (карточки – 7 шт)

Описание: в конверте представлены карточки с лабиринтами и с заданным звуком. Ребенку нужно провести фишку по заготовленному маршруту, проговаривая названия картинок.

Цель: закрепление правильного произношения звуков, автоматизация и дифференциация звуков. Развитие фонематического слуха.

13. Дидактическая игра «Логопедические улитки» (картинки – 7 шт)

Описание: в конверте находятся картинки – улитки с разными звуками  и картинками. Воспитатель пред началом игры читает стихотворение:

Улитка медленно ползет, качаясь на листке,

Улитка целый день несет картинки на себе!

Ребенок называет картинки, четко проговаривая поставленные звуки и правильно согласовывая существительное с числительным

Цель: автоматизация и дифференциация звуков, развитие фонематического слуха, совершенствование лексико – грамматических категорий речи.

14. Дидактическая игра «Угадай предмет по контуру» (карточки – 8 шт)

Описание :В кармашке имеется набор картинок со звуками «Ц», «Ш», «З», «Ч», «Р», «С», «Ж», «Л»..Ребенок называет картинки и определяет звук, место звука в слове. Потом раскрашивает их.

 Цель: Развивать словарный  запас,  память, внимание мышление и формировать мелкую моторику рук.

15. Дидактическая игра «Зашумленные картинки»  («Путаница» ) (карточки – 6 шт)

Описание: В кармашке имеется набор картинок со звуками «Л’», «Р, Р’», «Ч»,  «Ш» «Щ», «Л».Ребенок называет картинки среди запутавшихся предметов и определяет звук, который встречается в названии всех предметов. 

Цель: Развивать словарный  запас,  память, внимание мышление и формировать мелкую моторику рук.

16. - Дидактическая игра «Обучающие карточки» (карточки – 10 шт)

Описание: в конверте представлены карточки формата А4

Цель: подготовка детей к обучению грамоте, коррекция нарушений фонетической стороны речи, развитие фонематического анализа и синтеза.

Варианты игры:

-«Правильно слышишь»

Найти на карточке картинки, названия которых начинаются на заданный звук.

- «Определи первый звук в словах»

Определить первый звук в словах и правильно обозначить его буквой.

- Наглядные опорные схемы «Звуки и буквы»

Описание: в конверте представлен наглядный методический материал, который педагог может использовать при организации НОД, а также в совместной и индивидуальной деятельности. Здесь представлена теоретическая информация о гласных и согласных звуках (характеристика, отличия). Дана информация о буквах и звуках , чем они отличаются. Артикуляция звука. Также отдельная информация о разграничении согласных звуков.

Цель: оптимизация процесса подготовки детей к обучению грамоте, развитие познавательного интереса детей

-Раскраски – лабиринты (7 шт)

Описание: в конверте представлены раскраски – лабиринты, которые можно менять, они заламинированы, что позволяет несколько раз использовать одну и ту же раскраску. Ребенку дается заклание найти определенную букву и маркером он отмечает ход следования только по заданной букве.

Цель: развитие интеллекта ребенка, подготовка к  обучению грамоте и чтению, развитие мелкой моторики рук.

Список литературы и интернет источников:

  1. https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/09/29/lepbuk_po_razvitiyu_rechi_metod_rekom.docx
  2. Батяева С. В. Логопедические пазлы /С. В. Батяева. — М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС». 2012. — 12с.
  3. Бреславцева Е. В. Лэпбук как средство обучения детей с нарушениями речи // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 26-30.
  4. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.
  5.  Комарова Л. А. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л. А. Комарова. — М.: Издательство Гном и Д, 2012-32 с.
  6. Ладутько Л.К., Шкляр С.В. «Картотека дидактических игр  и упражнений по развитию речи дошкольников». 2010.
  7. Микхиева Н.Ю., Мартин И.В. «Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников». Издательство: «Детство Пресс», Санкт-Петербург, 2010.

Нищева Н.В. «Играйкасобирайка». Издательство: «Детство Пресс», Санкт-Петербург, 2010

  1.  Нищева Н.В. «Развитие связной речи  дошкольного возраста». Издательство: «Детство Пресс», Санкт-Петербург, 2018.
  2. ШвайкоГ.С. «Игры и игровые упражнения по развитию речи». Издательство: «Айрис дидактика», М., 2008.