Дидактическое пособие по речевому развитию посредством пособия-лэпбук.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Дидактическое пособие по речевому развитию «Лэпбук «Говоруша» предназначено для детей дошкольного возраста (4-6 лет). В пособии представлены игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи у детей, внимания, памяти. Лэпбук может быть использован в процессе образовательной деятельности «Развитие речи» так и в совместной и самостоятельной деятельности детей, в индивидуальной работе с ребенком и подгруппой детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл govorusha_-_lepbuk.docx362 КБ

Предварительный просмотр:

G:\разв. речи\Рисунок

Дидактическое пособие

по речевому развитию

посредством

пособия-лэпбук.

Автор-составитель: Латыпова Е.И.

ЛЭПБУК «ГОВОРУША»

Дидактическое пособие по речевому развитию «Лэпбук «Говоруша» предназначено для детей дошкольного возраста (4-6 лет). В пособии представлены игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи у детей, внимания, памяти. Лэпбук может быть использован в процессе образовательной деятельности «Развитие речи» так и в совместной и самостоятельной деятельности детей, в индивидуальной работе с ребенком и подгруппой детей.

Введение.

Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном увеличении количества детей, имеющих различные нарушения речи.

Речь ребёнка не является врожденной функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка.

Правильная речь - важное условие в развития личности ребёнка.

Чем богаче у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

В дошкольном возрасте наступает новый этап и в развитии грамматического строя речи. Это период усвоения морфологической системы языка, склонений и спряжений. Освоение форм склонений у дошкольников происходит при главной роли ориентировки ребенка на форму слова, то есть его окончание в именительном падеже.

Решить эту задачу помогают дидактические игры, которые являются не только игровым методом обучения детей дошкольного возраста, но и самостоятельной игровой деятельностью, а также средством всестороннего развития ребенка.

Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала, а также при самостоятельной деятельности.

Идея включения дидактической игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов.

Еще Константин Дмитриевич Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей.

Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи.

В игре ребенок получает возможность:

• обогащать и закреплять словарь;

• формировать грамматические категории;

• развивать связную речь;

• расширять знания об окружающем мире;

• развивать словесное творчество;

• развивать коммуникативные навыки.

Работая с такими детьми, педагоги нередко отмечают отсутствие мотивации у детей, снижение познавательной активности и это заставляет нас, педагогов, использовать в своей работе не только традиционные, но и современные, более актуальные способы обучения наших воспитанников.

В нашей работе скапливается много дидактических игр, направленных на речевое развитие у детей. Лэпбук прекрасный способ систематизировать собранный материал, интересно подать его ребенку, помочь ему закрепить полученные знания. В маленькой папке, удобной формы собраны игры и задания, которые ребенок может выполнять сначала вместе с воспитателем, затем самостоятельно. Использовать лэпбук можно в процессе индивидуальной, подгрупповой и групповой работы.

Цель: развивать связную речь, совершенствовать грамматический стой речи.

Задачи:

  • Обогащать и активизировать словарный запас ребенка.
  • Учить составлять предложения, подбирать правильные прилагательные к словам.
  • Развивать зрительное внимание и восприятие, память, мышление.
  • Воспитывать познавательный интерес.
  • Расширять представления детей об окружающем мире.
  • Воспитать аккуратность и самостоятельность.

Основная часть.

Лэпбук «Говоруша» - настоящая книга-сокровищница, предназначенная для организации интересных познавательных занятий по развитию речи дошкольников. Комплект кармашков и карточек на липучках превратит любое занятие в увлекательное путешествие по исследованию особенностей речевого развития.

Ожидаемый результат.

С помощью данного дидактического пособия «Лэпбук «Говоруша»» будет совершенствоваться связанная речь, грамматический стой речи у детей, обогащаться и активизироваться словарный запас ребенка. Развиваться зрительное внимание и восприятие, память и мышление. Расширяться представления детей об окружающем мире. Формироваться навык сотрудничества, взаимопонимания и доброжелательности.

Шаблоны МААМ

Дидактическая игра "Назови одним словом"

Цель: Закрепить умение называть предметы, закрепить умение называть предметы одним словом.

Задачи: - Развивать зрительное восприятие - Расширение кругозора - Пополнение словарного запаса

Ход игры: Показать ребенку карточки и предложить назвать изображенные предметы. Можно играть не только для группирования предметов по их свойствам, отдельные карточки можно раскладывать по цветам, сортировать живое и неживое, съедобное и несъедобное. Эту игру можно использовать как в самостоятельной деятельности детей, так и на занятиях.

Дидактическая игра по развитию речи «Кузовок».

Цель: развивать умение анализировать слоговую структуру слова.

Задачи: -формировать грамматический строй речи.
-закрепить умения согласовывать слова;
- развивать внимание и словесно-логическое мышление.

Ход игры:

Детям предлагается два «кузовочка» и набор предметных картинок. Рассмотрев картинки, дети складывают в первый кузовок все картинки, на которых все изображенные предметы оканчиваются на –ок, во второй кузовок складывают изображенные предметы оканчиваются на –ка.

Пример : «Это волшебный кузовок, мы будем складывать туда все слова, которые заканчиваются на «- ОК», я кладу в кузовОК яблОК мешОК, а вы, что положите в кузовок?». Далее «кузовок» передаётся по кругу и каждый играющий называет слово, заканчивающееся на – ок, если слово названо правильно, играющий берёт себе фишку. Выигрывает тот, кто больше всего соберёт фишек.

Примечание: игра может использоваться и в других вариантах, в зависимости от дидактических задач. Например: выбрать слова, начинающиеся или оканчивающиеся на определенные буквы; слова, в которых есть заданные буквы. Для этого стоит лишь заменить вставки в «кузовочках».

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Цель: Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснить, почему этот предмет является лишним.

Задачи:

• Развивать мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать.

• Развивать зрительное восприятие.

• Развивать монологическую и диалогическую речь.

• Воспитывать внимание, целеустремлённость.

Оборудование: набор карточек, на каждой карточке изображены 4 предмета, 3 предмета связаны общим признаком, а 4-й лишний.

Ход игры.

Перед игроками четыре картинки. Три из предложенных картинки относятся к одной группе предметов, четвертый - к другой группе. Дети называют лишнюю картинку, объясняя свой выбор. Например: яблоко, груши, апельсин - это фрукты, а лук - это овощ. Поэтому лук лишний.

Игра "Один-много"

Цель: обучение детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа;

Задачи:

  • Закрепить понятия "один, два, много."
  • Развивать внимание, память, мышление, наблюдательность.
  • Воспитывать познавательный интерес.

Ход игры.

1. Взрослый называет предметы, а ребенок называет множественное число этих предметов.

2. Взрослый называет предметы во множественном числе, а ребёнок называет в единственном числе.

3. Ребенок называет и показывает картинку в единственном числе, а потом находит картинку и называет в множественном числе. Далее все эти картинки раскладываются по полочкам.

Картинки могут быть разные например с овощами и фруктами, транспортом, мебелью, животными, птицами, посудой, одеждой, обувью и многое другое.

Дидактическая игра «Что из чего сделано»

Цель: Познакомить детей с понятием «свойство предметов», научить обобщать предметы по материалам, из которых они сделаны.

Задачи:

Формировать представление о свойствах предметов и материалов.

Обогащать словарный запас детей по названиям материалов и предметов: «дерево», «ткань», «стекло», «резина» , «пластмасса».

Побуждать к названию материалов и их значимости в быту.

Формировать умение соблюдать в игре правила культурного поведения, продуктивно участвовать в совместной деятельности, усидчивость, терпение.

Развивать зрительное восприятие, память.

Дидактический материал:

В пособии представлены 5 карточек с изображением материалов.

Дидактическая игра «Изучаем предлоги».

Цель: уточнить и закрепить правильное употребление предлогов.

Задачи:

-закрепить знания детей в правильном использовании простых и сложных предлогов У, НА, НАД, ПО, ЗА, К

- развивать умение составлять грамматически правильные предложения, используя предлагаемые предлоги;

- оптимизировать процесс развития грамматического строя речи детей за счёт

включения в работу двигательного, зрительного, слухового анализаторов;

- воспитывать у детей, познавательный интерес, активность.

Дидактическая игра: Расскажи «Какой? Какая? Какие?»

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными по теме

Задачи:

  • Учить выделять и называть признаки предмета.
  • Развивать словарный запас, зрительное внимание и память.
  • Воспитывать познавательный интерес.

Материал: предметные картинки.

Ход игры: ребенок выбирает предметную картинку, воспитатель задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.

Рыбка (какая?) –красная, желтая, зеленая…

Суп (какой ?) – рыбный, грибной, гороховый….

Варенье (какое ?) – грушевое, яблочное, персиковое…

Дидактическая игра «Послушай и повтори»

Цель: Формирование фонематического восприятия у детей.

Задачи:

  • Обогащать и активизировать словарный запас ребенка.
  • Развивать внимание, память.
  • Расширять представления детей об окружающем мире.

Дидактическая игра «Слушай и выбирай»

Цель: Научить детей выбирать одинаковые слова

Задачи:

  • Обогащать и активизировать словарный запас ребенка.
  • Развивать внимание, память. Учить детей находить картинки (чем отличаются картинки, чем похожи).
  • Расширять представления детей об окружающем мире.

Дидактическая игра «Расскажи сказку по картинкам»

Цель: научить составлять связный рассказ по картинкам из знакомых сказок.

Задачи:

Формировать речевые высказывания с опорой на наглядный материал.

Развивать логическое мышление, зрительное восприятие, связную речь, расширять словарный запас детей.

Воспитывать умение выслушивать друг друга, взаимопомощи, внимательности.

Дидактическая игра по развитию речи «Кто что делает?»

Цель: учить составлять связный рассказ по картинкам .

Задачи:

- учить детей внимательно рассматривать картинку и называть изображенные на ней предметы (или людей, животных,птиц, их качества,действия;

- активизировать словарь детей;

- учить согласовывать в речи существительные, прилагательные и глаголы, использовать предлоги.

Самый простой уровень - картинки с одним действием, например - кукла спит или кукла кушает. Задание посложнее - картинки с несколькими действиями. Например: мальчик сидит на стуле и одевает брюки. Самый сложный уровень - составление предложений с использованием разных предлогов. Например: кошка спит на кровати, а собака под кроватью, на коврике.

Дидактическая игра «Времена года»

Цель:

- формирование у детей дошкольного возраста представлений об окружающем мире – о делении года на четыре времени, каждая из которых, в свою очередь, делиться на три месяца;

Задачи:

- выработка умений различать месяца по природным явлениям, приметам, характерным особенностям видов деятельности людей, одежде;

- активизация детского внимания, развитие всех компонентов устной речи, памяти, мышления, эмоций;

- воспитание осознанного и правильного отношения к природе.

Вариант 1. Игра «Когда это бывает?»

Задачи:

  1. Закрепить знания о природных явлениях.
  2. Формировать представления о временах года, о месяцах.
  3. Развитие внимания, зрительного восприятия.

Задание: Подобрать картинки и предметы, соответствующие определенному времени года.

Правила: вспомнить характерные особенности данного времени года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Положительное воздействие дидактических пособий на речевое развитие детей дошкольного возраста»

Цель: использование       дидактических пособий в воспитательно-образовательном процессе.Задачи: познакомить педагогов с  разнообразными методами и приёмами, которые...

мультимедийное дидактическое пособие по речевому развитию "Загрузим поезд"

используетсмя как часть занятия или в свободное время....

Дидактическое пособие для речевого развития детей младшего дошкольного возраста «Книжка-малышка»

Данное дидактическое пособие, способно в игровой форме развивать у детей речь, мелкую моторику рук, внимательность, пространственное воображение, логику, мышление, самостоятельность, инициативность и ...

Дидактическое пособие по речевому развитию "РЕЧЕВИЧОК"

Цель:создание условий для развития речи детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Образовательные:• расширять и активизировать словарь детей;• дать возможность применить на практике получен...