КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Ашихмина  Джамиля Рефатовна

Конспкты занятий по обучению  детей грамоте в подготовительной к школе группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

ФИШКИ В КОНВЕРТАХ:

- черные – 5 шт.

- красные – 3 шт.

- синие – 3 - 4 шт.

- зелёные – 2 шт.

Для демонстрации у воспитателя картинки-схемы, фишки, указка, мелкие игрушки для победителя.

КАРТИНКИ:

Мак

Утки

Бусы

Дом

Аист

Игла

Дым

Слон

Мышка

Лук

Юла

Слива

Лес

Жук

Замок

Кит

Шуба

Речка

Роза

Паук

Школа

Луна

Сани

Гуси

Мука

СХЕМЫ РАЗДАТОЧНЫЕ


КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

Занятие  1

Задачи: Закреплять представления детей о слове. Закреплять умение, различать на слух твёрдые и мягкие звуки, определять первый звук в слове.

Материал: Картинки с изображением лимона, вишни, пирамидки, лампы, волка, парохода.

Раздаточный материал: Разноцветные фишки.

Ход занятия:

  1. У детей на столах по 5-6 фишек. Предложить собрать в коробку разные слова, нужно вспомнить  какое-нибудь слово "цветок" и положить в коробку фишку. Дети называют слова, воспитатель собирает фишки в коробочку. Похвалив ребят за то, что они назвали много разных слов, он выбирает яркие по звучание слова (звонкие - "звонок", зеркало; тихие - "мышка, шишка", громкие "гром, помидор") Предложить вслушаться в их звучание.
  2. игра "Скажи, как я".

Предлагаю встать в круг, в руках мяч.  Бросая мяч детям, называть слово с интонационным выделением любого из согласных звуков (рука, самолет, ежики др.). Дети повторяют слово так, как его произнес воспитатель, перебрасывая мяч обратно. Играют все дети.

III. Выставляю на фланелеграф: лимон, вишня, пирамидка, волк, пароход. Предлагаю сказать слово лимон так, чтобы все хорошо услышали в нем первый звук «какой звук в слове первый Лимон?    "л", звук "л'" 

маленький братец, а какой у него большой братец и какое слово начитается со звука "л" /лампа/.  Дальше разбираем слово "вишня", "волк", звуки "  и "в' " братцы.   Какой из них большой братец /в/.   Далее разбираем слова "пароход", «пирамидка".  Два братца /п/ и /п'/, где маленький –братец, а где, в каком слове большой братец?

IV «Назови слово" - игра.

Дети, по заданию  воспитателя, называют  слово со звуком /п/ - пароход, пудель, папка, полка, шапка и др. /10-15 слов/ - большой братец. Слова пион, капитан, пила, за каждое слово – фишка.

Занятие 2

Задачи: Закреплять умение интонационно выделять звук в слове, выделять слова с заданным звуком. Учить делить слова на слоги, называть слова с заданным количеством  слогов.

Материал: игрушки или картинки: лиса, медведь, заяц, кот.

Ход занятия:

Предлагаю детям послушать стихотворение о коте с показом игрушки или картинки:

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе живот.

Кушать хочется,

Да лень ворочаться.

Вот и ждёт рыжий кот –

Может мышка подползёт?

Вот какой ленивый кот, заключает воспитатель.  Читаю снова     2 строчки стишка с выделением в словах звука "ж".  Какой звук жужжал в этом стихотворении ".  Дети хором и индивидуально читают стишок  /2строчки/ так, что бы все услышали в нем звук "ж".  Далее отыскиваем в стихах и  слова со звуком "ж" и произносим их        с  интонационным  выделением  в предложении звука.

II. Дети по заданию воспитателя называют 8-10 слов со звуком «ж».  Произносят их быстром темпе /без фишек/.

III. Показываю детям игрушку или картинку «лиса», «медведь», «заяц».Дети называют всех животных, как назвать одним словом: животные или звери? Предлагаю сказать слово лиса не сразу, а по частям. Как правило, это легко для детей. Произносим вместе с детьми: ли-са, дети повторяют индивидуально, на сколько частей делится слово (на  две). Какая первая часть – «ли», вторая – «са». Скажите слово по частям «ли-са». Сколько слов вы назвали? – «одно!»

Далее дети самостоятельно произносят слово «мед- ведь», «за-яц», подчеркивают количество частей, определяют первый, второй слог. По предложению воспитателя произносят слова по частям, отхлопывая каждый слог.

  1. Воспитатель предлагает вспомнить других животных в названии которых 2 слога (бел-ка, бар-сук, ка-бан, ё-жик, о-лень).Слова произносятся по слогам. За правильный ответ даётся фишка».

Занятие 3

Задачи: Учить детей делить на слоги 2-х,3-х  сложные слова, познакомить с термином «слог»; учить называть слова с заданным слогом. Закреплять умение интонационно выделять звук в слове.

Материал: Мяч, картинка с изображением малины, фишки.

Ход занятия:

I Игра «Кто у кого?»

Воспитатель называет каких-либо животных: «лиса, кошка, курица, собака». Дети в ответ называют детёнышей  этих животных: «лисёнок, котёнок, цыплёнок, щенок». Игра проводится с мячом. Предлагаю измерять слово «лиса и лисёнок». Дети отмечают, что «лисёнок» длиннее слова «лиса». Произносим оба слова по слогам. Выясняем, что в слове «лиса» - две части, а в слове  «лисёнок» - три части, оно длиннее.

 Сообщаю, что части слова, называются «слогами» потому, что слагается из них. Провожу такую же работу со словами: кошка – котёнок, собака – щенок, курица – цыплёнок, сравнивая слова по количеству слогов.

      II  игра «Отгадай  моё слово».

Воспитатель говорит: «Я задумала слово, которое начинается со слога «ма». Попробуйте отгадать загаданное мною слово, (машина, мама, малинка, маяк, малыши и др.) Они могут назвать слова  масло, марка, и т.д. с трехзвуковым слогом, содержащем «ма» - это правильный ответ. Игра продолжается пока не будет названо 10-12 слов, даже если кто-нибудь из детей отгадает загаданное слово раньше. В конце игры показываю картинку «малина» - кто назвал слово – название ягоды – Сережа! Молодец.

III игра «Кто внимательный?»

Воспитатель читает отрывок из стихотворения С.Я. Маршака, слегка выделяя в словах звук «с»: «Спи спокойно старый слон,

  Стоя спать, умеет он».

-Какой звук вы слышите чаще всего? – Звук «с» - Далее дети называют слова из стихотворения со звуком  «с», интонационно выделяя этот звук в каждом слове. Побеждает в игре тот, кто вспомнит все слова со звуком «с» - фишки.

Занятие 4

Задачи: Учить детей выделять предложение из потока речи. Познакомить с термином «предложение». Учить называть слова с заданным звуком.

Материал: Картинка к сказке «Репка», мягкие игрушки, фишки.

Ход занятия:

Воспитатель показывает детям картинку к сказке «Репка» - дети называют сказку.

– Как начинается сказка? Кто вспомнить первое предложение?

– Посадил дед репку.

– Какое в сказке второе предложение.

– Выросла репка большая-пребольшая.

– Третье?

– Стал дед репку из земли тянуть.

– Четвёртое?

– Тянет-потянет, вытянуть не может.

– Мы рассказали начало сказки «Репка», сказали четыре предложения.      О ком говорится в первом предложении, во втором, в третьем, четвёртом.

Заключаю: В каждом предложении о ком-то говорится, а слово называет только предмет, но ни чего о нем не рассказывает. Если мы просто скажем

слово «Репка», мы о ней ни чего не расскажем. А  если скажем предложение «Выросла репка большая-пребольшая», то расскажем, как выросла репка. Значит, что мы говорим, когда хотим что-то рассказать?

– Мы говорим предложениями.

Предлагаю послушать стихотворение, в котором рассказывается, как дети придумывали слова на определённый звук:

Поэт Куклин

–Вот сколько на «К» я умею назвать:

Кастрюля, кофейник, коробка, кровать,

Корова, квартира, картина, ковёр,

Кладовка, калитка, комод, коридор

–Ой, хватит, и буква ведь может устать!

– А вот что на «Т» ты сумеешь назвать?

– Топор, табуретка, тарелка и ложка.

– Ты, кажется, что-то напутал немножко?

– Ну ладно, я больше сбиваться не буду.

– Послушай на «С» назову я посуду:

Стакан, сковородка, солонка и кошка!

– Кошка?. Откуда?  Залезла в окошко?

– Спроси лучше кошку откуда пришла,

И вся ли посуда на кухне цела?

Читаю, подчеркивая голосом нужные звуки. Вот сколько разных слов придумали дети на любой звук. Давайте и мы придумаем: Будем называть слова которые начинаются со звука «Р». Я придумала «Ракета»  А вы? Дети называют слова. Дальше предлагаю назвать слова, которые начинаются со звука «Р» - рисунок,  репка,   редиска. За правильное слово – фишка. В конце занятия подвести итог кто больше назвал слов.

Занятие 5

Задачи: Повторить знания о предложении, учить составлять предложения о ком-либо. Познакомить со схемой звукового анализа слова,

закреплять умение делить слова на слоги.

Материал: Указка, картинки – белка, самолёт.

Ход занятия:

  1. Воспитатель спрашивает: «Кто помнит, что мы говорим когда рассказываем о чём-либо или о ком-либо»

 – «Предложение»

Показываю картинку с изображением белки. Кто здесь нарисован? – белка. – Что мы сейчас сказали?

– Слово.

– Мы рассказывали о чём-либо или о ком-либо

– А что нужно сказать, чтобы рассказать что-нибудь о белке?

– Нужно сказать предложение.

Даю детям возможность составить предложения, в которых рассказывается что-нибудь о белке. Дети придумывают: «Белка живёт в дупле» «У белки пушистый хвост» и др. Каждый раз я спрашиваю «О ком это предложение?» (О белке), (Что говориться о белке).

Показываю картинку с изображением «самолёта»

– Что нарисовано на картинке?

– Самолёт.

Слово называет предмет, о нем ни чего не рассказывает. Чтобы рассказать о самолёте нужно сказать предложение. Дети составляют предложения о самолёте.

II.  Предлагаю поиграть: Представьте себе, что вы вошли в лес. Одни дети зашли за деревья и не видят, где остальные .

Это будут дети первого ряда.

 Посоветовавшись, мы решили позвать своих товарищей, покричать: «Ау! Ау!» Крикнем хором «Ау» Дети первого ряда кричат «Ещё раз! Молодцы!» А остальные дети второй ряд отвечают: «Ау! Ещё раз! Молодцы!» Дети измеряют слово «Ау», отмечают что оно короткое. Коротенькое, но очень нужное «слово» много людей из беды выручило, не дало заблудиться. Интересно, а какие звуки в этом слове? Сколько их? Произношу слово «Ау», интонационно подчёркивая каждый звук. Предлагаю вслушаться и произнести также. Какой звук первый «а». Я нарисую для этого звука

домик. (Рисую квадрат на доске). Какой второй звук «у» (Рисую рядом второй квадрат). Какой звук живёт в 1-ом домике, во 2-ом? Читаем вместе

с детьми «АУ» медленно ведя указкой. Дети читают индивидуально и хором.

  1. Игра: «Телеграф».называю 2-3 сложные слова, дети отхлопывают ладошками, «передают слова».

Занятие 6

Задачи: Учить детей производить звуковой анализ слова. Закреплять умение называть первый звук в слове. Учить называть слово с заданным звуком.

        Материал: Картинка-схема – мак, 4 фишки – серые или мелкие игрушки, указка, фишки по 4 на каждого ребёнка, указки.

 Ход занятия:

  1. Игра  «Назови первый звук»

Угра проводится в кругу с мячом. Воспитатель говорит слова с интонационным выделением звука репка, лес, волк, яблоки и бросает  мяч ребёнку. Тот называет первый звук в слове р, л, в и перебрасывает мяч воспитателю. Играют все дети.

II.  Звуковой анализ слова  мак. Показываю каринку-схему – мак, какой цветок нарисован на картинке. Обращаю внимание на клеточки, нарисованные под рисунком.

– Что обозначают эти клеточки? Домики для звуков. Нарисовано три клеточки, потому что в слове мак – 3 звука. Послушайте как надо читать слово мак. Медленно произношу в соответствии с движением указки под схемой хором и индивидуально. Далее идет обучение звуковому анализу слова - выделению последовательности звуков в слове. Произношу слово с выделением первого звука  мак с задержкой на первой клеточке. Какой первый звук в слове  мак? – м. Обозначаем  первый звук голубой фишкой. Дети на столах отмечают звук синей фишкой. Произношу слово с выделением второго звука – а, мак. Какой звук они тянут, когда указка задерживается под второй клеточкой. Когда дети убедятся, что второй звук в слове – а, обозначаем его фишкой и на столах. Выделяем и третий звук , обозначаем его фишкой. Повторное чтение слова  мак с выделением над указкой звуков на схеме. У доски читают 2-3 ребенка.

  1. Игра «Назови слова» - дети называют слова со звуком  м: мак, масло, лом, сумка, лимон. За каждое правильно названное слово дети получают фишку. В конце определяется победитель.

Занятие 7

Задачи: Учить проводить звуковой анализ слова с заданным звуком. Разучить игру с заданиями.

        Материал: картинка схема – дом, указка, серые фишки, фишки по 4 на ребёнка. Картинки-схемы на каждого ребенка.

 Ход занятия:

  1. Игра «Кто внимательный». Читаю детям потешку, выделяя голосом звук  г.

Горкой, горкой, горочкой –

Шел маленький Егорочка

Протопал Егорочка

Тропочку до горочки.

Дети внимательно слушают и запоминают слова со звуком г. Побеждает тот кто запомнит больше слов.

      II.  Звуковой анализ слова  дом. Что нарисовано на картинке? Сколько клеточек под картинкой. – 3 клеточки – каждая клеточка обозначает домик для каждого звука. Значит в слове  дом три звука. Читаю вместе с детьми д – в какой клеточке живёт звук  д? В первой. Обозначаем его серой фишкой. Особое внимание уделяется выделению звука о. В слове дом есть звук, который можно громко выкрикнуть, сказать тихо, шепотом, можно протянуть, спеть, при произношении этого звука во рту ничего не мешает –ни губы, ни зубы, ни язык. Кто отгадает этот звук? – о. чтобы помочь определить необыкновенный звук можно перебрать все звуки в слове – д – нельзя; о - можно; м – нельзя. Сказать шёпотом, спеть, прокричать.

III. Игра с заданием со звуками слова  д-о-м.

Таня будет звуком д – возьми синюю фишку

Сережа будет звуком – м, Миша – о. Дети становятся в соответственном порядке, затем подзываю их к себе вразнобой, а потом предлагаю построить слово дом, встав по порядку. Дети-звуки по заданию ставят свои фишки в схему – прочитайте слово. Дети на местах, а один у доски убирают фишки.

– Убери звук  м, звук о, какой звук остался?

IV. Игра: «Назови слова».дети называют слова со звуком  д, д': дом, дача, радость, душ, дети, дятел, деньги.

Занятие 8

Задачи: Учить проводить звуковой анализ слова, находить одинаковые звуки в словах. Познакомить со словообразующей ролью звука.

        Материал: Картинка схема дом, дым, указка, серые фишки, схемы занятий, фишки.

 Ход занятия:

I. Игра «Сколько звуков слышали».Воспитатель выразительно проговаривает вперемежку отдельные звуки и прямые слоги: ы, ра, у, е, ко. на звук дети ставят на локоть одну руку, на слог – две руки.

II. Звуковой анализ слова дым. Читаю слово, ведя указкой под схемой. Дети читают хором. 2-3 детей произносят слово дым с выделением первого звука на схеме и на столах. Дети оттискивают второй звук, затем – третий обозначают их фишками. Игра с заданием в слове дым. Воспитатель называет детей звуками и по порядку – дети строят слово дым, Воспитатель читает слово, ведя указкой от ребенка до ребёнка, отходит в сторону и подзывает к себе звуки: I, II, III. Вновь предлагаю построить слово дым. Во второй раз звуки подзываю вразбивку. Подойдет звук  м, д, ы. Дети должны по порядку построить слово дым – дети ставят фишки на схемы /в свои карточки/.

III. Воспитатель предлагает вспомнить, что на прошлом занятии они разбирали слово дом. Вывешивает картинку дом, читает, выделяя звуки слова. Обозначают фишками. Затем читают слово дым – просит показать, какие одинаковые звуки в этих словах  д и м. Найдите разные звуки в словах дом и дым, о и ы . Достаточно поменять один звук в слове и получится новое слово., Значит, различать слова нам помогут звуки.

IV. По заданию дети отыскивают в слове дым звук который можно тянуть, произносить который ничего не мешает. Этот звук ы.

V. Дети на местах и ребёнок у доски убирают фишки со схем звук ы звук д, м.

Занятие 9

Задачи: Учить детей проводить звуковой анализ слова; закреплять знания о слове; о различной роли звуков. Продолжать учить называть слова с заданным звуком.

        Материал: картинка – схема  лук, серые фишки, указка и мелкие игрушки, схемы у детей.

 Ход занятия:

I.Звуковой анализ слова лук. Воспитатель читает слово лук. Трое детей повторяют. Дети производят звуковой анализ слова лук – по порядку л, у, к. подзывает к себе, называя порядковый номер, второй, третий, первый. Потом подзывает по звукам к, л, у. Дети ставят фишки на место. Последний ребёнок читает слово с указкой.

II. Дети по заданию находят в слове лук звук, который можно тянуть, петь, прокричать, произносить который во рту ничего не мешает – звук у. Послушайте стихотворение, в котором заблудился звук:

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме.

Там ползёт зелёный лук

С длинными усами!

Дети слушают и определяют в каком слове и какой звук заблудился. Заблудился звук л. В слове лук, вместо него надо произнести звук ж, чтобы получилось слово жук. Дети делают вывод, что различать слова им помогают звуки.

III. Игра «Назови слова». Дети называют слова со звуком л, затем со звуком л’: лампа, луна, салат, кукла, пол, колесо, молоко, лиса, лягушка, лётчик, соль.   

Занятие 10

Задачи: Научить детей проводить звуковой анализ слова. Продолжать называть слова с заданным звуком, закреплять знания о слове, различной роли звука.

        Материал: Картинка-схема лес, серые фишки, указка, мяч, у детей схемы, 4 фишки.

 Ход занятия:

I. Игра «Назови пару». Игра проводится в кругу с мячом. Воспитатель называет твёрдый согласный звук и бросает мяч ребёнку. Ребёнок, поймав мяч, называет пару – «маленького братца» и перебрасывать мяч воспитателю. После того, как будет названо несколько пар звуков, задание в игре меняется. Воспитатель называет согласный мягкий звук, а дети его «большого братца».

 II. Звуковой анализ слова лес. Слово лес у доски разбирает один ребёнок, хорошо усвоивший материал. Прочитывает слово с указкой, которую ведёт под клеточками, затем произносит слово лес с выделением первого звука л’, задерживая указкой под первой клеточкой, обозначает его фишкой. Далее определяет второй и третий звуки. Какой звук можно тянуть – это гласный звук е.

III. Игра с заданием в слове лес. Называю детей по звукам л, е, с. Первый звук попрыгает на месте, а потом поставит фишку на место, звук л покружись, звук е – попляши.

IV. Под диктовку вразнобой дети убирают фишки со схемы е, л, с.

V. Заблудился в слове звук:

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву.

Заблудился звук в, а нужно вместо него поставить звук с лес.

VI. Игра «Магазин». Покупать в магазине можно только те продукты, в названиях которых есть звук с: сухари, сыр, сало, сок и т.д.  Затем покупают продукты, в которых есть звук с’: сосиски, селёдка, кисель, карась. Победитель тот, кто наберёт большее количество фишек.

Занятие 11

Задачи: Учить проводить звуковой анализ слова. Закреплять умение называть слова с заданным звуком. Закреплять умение и знания о словоразличительной роли звука.

        Материал: Картинка-схема кит, серые фишки, мелкие игрушки, указка, у детей схемы, фишки.

 Ход занятия:

I. Игра «Перекличка».Воспитатель называет в вперемежку разные звуки: гласные и согласные. Дети, фамилия которых начинается с заданного звука встают, те которые не услышали своего звука и остались сидеть – проиграли.

II.Незвуковой анализ слова кит. Дети самостоятельно ставят фишки, называют I, II и III звук в слове кит.

III.Отыщите в слове звук, который можно долго тянуть, петь, кричать: и.

IV. Игра с заданием в слове  кит. Называю детей вразбивку звуками и, к, т – дети составляют слово кит. Иногда дети становятся в том порядке,  как их вызывали. Спросить, правильно ли стоят звуки? Как нужно, чтобы получилось слово кит. Прежде чем поставить фишку, детям дают задания и они их выполняют. Последний звук – ребёнок читает всё слово.  

V. По заданию дети убирают фишки со схем т, к, и.

VI. Предлагаю отгадать загадку:

С м расту на грядке,

С р я ползаю в воде

Помочь детям, показав рисунок мак. Во второй строчке предлагаю заменить звук м на звук – р, получится слово рак. При замене одного звука получается новое слово – подчеркнуть это.

VII. Игра «Построим дом». Рисую на доске дом, но не весь, а только одну стенку. Дети называют части дома, которые надо ещё нарисовать, чтобы получился дом. Назвать только те слова, в которых есть звук р: Крыша, чердак, кирпич, труба, рама, крыльцо, двери. Победил тот, кто назвал больше слов со звуками р и р’.

Занятие 12

 

Задачи: Дать детям знания о гласных звуках. Учить называть слова с заданным звуком.

        Материал: Картинки схемы: Мак, дом, дым, лук, лес, кит, красные и синие фишки, указка.

 Ход занятия:

I. На доске выставляются картинки: мак, дом, дым, лук, лес, кит, все эти картинки разбирали по звуковому составу. В каждом слове находили по одному звуку,  который можно выкрикнуть, долго тянуть, петь, при этом  во рту  ни что не мешает.  Какой  звук  можно  выкрикнуть  в   слове

мак – а. А как произнести звуки  м и к, мешают губы и язык. Звуки, которые Можно пропеть, выкрикнуть, долго тянуть, сказать тихо при этом  во рту  ни что не мешает – называются гласными. Эти звуки мы будем обозначать красными фишками. В слове дом  найдите гласный звук. Также разбираются оставшиеся слова. Глядя на схему, дети перечисляют красные  звуки а, о, у, ы, и, е – всего 6 гласных звуков – они все обозначаются красными фишками.

II. Игра: «Мамина сумка». Воспитатель спрашивает, какие продукты принесла мама из магазина в своей сумке, если она покупала только такие в названии которых, есть звук  м: масло, мука, молоко, макароны манка, маргарин. Затем назвать продукты, в названиях которых есть звук м’: сметана, помидор, мясо, мёд, пельмени – за каждое слово фишка. 

Занятие 13

Задачи: Учить производить звуковой анализ слова. Закреплять знания о гласных звуках. Познакомить со словоразличительной ролью гласных звуков. Продолжать учить называть слова с заданным звуком.

        Материал:  Картинка-схема Роза, синие фишки или мелкие игрушки, красные фишки, схемы у детей.

 Ход занятия:

I. Звуковой анализ слова роза – сколько звуков в слове  роза? Как вы узнали? – 4 клеточки. Сколько гласных, сколько согласных. Согласные – синей фишкой обозначается, гласные – красной фишкой. Какой звук I;II;

III; IV? Сколько всего звуков в слове?

      II. Сколько слогов  в слове роза? – 2 слога. В первом слоге назовете гласный звук о, во втором – а.  Сколько гласных звуков, столько и слогов в слове.

III. Игра с заданием в слове роза. Дети берут фишки: р, з, о, а. Подзываю к себе первый гласный звук,  второй гласный, затем звуки р , з. Постройте слово роза. Дети выполняют задание, о – споёт, свой звук, а – произнесёт его громко, з – подпрыгнет, р – заведёт мотор. Последний ребёнок читает слово. 

IV. Дети под диктовку убирают фишки со схемы 1, 3, 2, 4.

V. Игра «Какой звук гласный»? Воспитатель называет в вперемежку гласные и согласные звуки. Дети на гласный звук поднимает красную фишку.

Занятие 14

Задачи: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова. Дать детям понятие о том, что звуки делятся на гласные и согласные , а согласные – на твердые и мягкие.

        Материал: Картинка-схема луна и лиса. Красные, синие и зелёные фишки по 4 шт., указка, мяч, у детей схемы, фишки. 

 Ход занятия:

  1. Звуковой анализ слова луна. Какой первый звук в слове – л , согласный, что мешает во рту когда произносим звук – л. Какой второй звук – у - это гласный звук. Как вы узнали? – произносим так, что во рту ничто не мешает – обозначаем его красной фишкой. И так далее 3 и 4 звуки обозначаем синей и  красной фишкой.

Картинка- схема луна  не снимается и добавляется – лиса.

  1. Звуковой анализ слова  лиса. Первый звук л’ – зелёная фишка, второй и  – красная, третий с  – синяя, четвёртая а – красная.
  2. Сравниваем с детьми две картинки лиса и луна.

Какой первый звук в слове луна? – л. Какой первый звук в слове лиса? – л’.  Звуки, которые  произносить мешают помехи во рту – называют согласными. Звуки  л и л’- согласные. Большой братец л – твердый его обозначают синей  фишкой, маленький братец – л’- мягкий согласный звук , его обозначают  зеленой  фишкой. Дети выполняют эту работу на своих схемах./Оба слова/.

IV. Игра «Назови пару». Игра проводится в кругу с мячом. Воспитатель называет твердый согласный звук, а дети в ответ – мягкий. Согласный  звук р – р’, п - ’п, с- с’, и др. Играют все за правильный ответ получают мелкую игрушку

Занятие 15

Задачи: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова. Различать  гласные,  твердые и мягкие согласные звуки

        Материал: Картинка-схема сани.  Красные, синие и зелёные фишки по 4 шт., указка, мяч, у детей  полоски –схемы с клеточками /4/. 

 Ход занятия: Мы знаем,  что есть звуки , которые можно тянуть , теть, кричать  при этом во рту ничего не мешает. Это гласные звуки.  Какие вы знаете гласные звуки? А, о. у, е, ы, и ,э –  7 звуков. Они обозначают красными  фишками. А как называются эти звуки, которые нам мешают произносить губы, язык, зубы? Согласные! Твердые и мягкие согласные. Какими фишками они обозначаются?

(синим – твёрдые, зелёными мягкие). Мы называем большим братцем твёрдый согласный, а маленьким братцем – мягкий согласный.

II. Звуковой анализ слова «Сани». Первый звук ) – согласный твёрдый. Что мешает произносить этот звук (зубы и губы, язык). Вызванный ребёнок обозначает фишкой звук (с) на схеме у доски, а дети у себя на полоске – схеме. Так же определяются остальные звуки. (а) – гласный, красная фишка. (н)- согласный, мягкий – зелёная фишка. 2-3- детей читают слова у доски.

Сколько согласных звуков в слове «сани», сколько согласных всего. Какие? Какой первый слог? Второй? Назовите мягкий согласный, твёрдый.

III. Игра с заданием в слове «Сани». Воспитатель вызывает детей в следующей последовательности: 2 – гласный, 1 – гласный. Мягкий согласный, твёрдый согласный. Дети берут у доски соответственно фишки и выкладывают слово «сани». Правильно ли встали дети? Как нужно встать. Подзываю звуки к себе (а, н, с, и). Дети становятся в нужном порядке (сани).

Дети на листах, а ребёнок у доски убирают под диктовку фишки.

Игра: «Твёрдый и мягкий». Называют попарно твёрдые и согласные мягкие звуки. Дети соответственно поднимают фишки.

Занятие 16

Задачи: продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова. Закреплять знания о гласных, твёрдых и мягких согласных звуках. Познакомить детей со словообразовательной ролью твёрдых и мягких согласных звуков. Учить называть слова с заданным звуком.

Материал:  картина – схема «утки», фишки: красные, синие, зелёные, у детей полоска с клеточками, фишки в конверте.

Ход:

I. Звуковой анализ слова «Утки». Слово разбирает один ребёнок. Он определяет последовательность звуков в слове, голосом выделяя их. Обозначает звуки фишками – ) – гласный – красная фишка, (т) – согласный твёрдый – синяя фишка, (к) – согласный мягкий – зелёная фишка, (и) – гласный звук. Сколько гласных звуков? Назовите твёрдый согласный, мягкий. Сколько всего звуков в слове «Утка»?

II. Игра с заданием в слове «Утки». Раздать детям фишки.

Задание детям – звукам дают дети: назови пару своего звука (к)

- (у) – покружись

     - (т) – назови слова со своим звуком

     - ) – какой это звук?

III. Дети убирают фишки со схемы под диктовку воспитателя.

Загадка: «Я встретила одного малыша, который сообщил, что они купили телевизор. Поставили его в уголь»… В чём ошибся мальчик. Какое он неправильно сказал? (Уголь). Как нужно было сказать (угол). Какой звук нужно заменить  и каким мягкий согласный – твёрдым. От замены мягкого согласного звука получилось новое слово.

Игра: «Назови слова»

Дети называют слова со звуком (з), а затем со звуком (з). В конце определяется победитель.

Занятие  17

Задачи: Закрепить умение проводить звуковой анализ слова. Различать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки. Закреплять знания о различительной роли звука. Учить называть слова с заданным звуком.

Материал:  картина – схема «Аист», фишки: красные, синие, зелёные, у детей полоска с клеточками, фишки в конверте.

Ход:

I. Игра «Твёрдый и мягкий». Воспитатель вызывает вперемежку твёрдые и мягкие согласные звуки. Дети поднимают вверх соответствующую фишку.

II. Звуковой анализ слова «Аист». Слово у доски поочерёдно разбирают 4 детей. После звукового анализа слова вопросы по его составу:

 - какие гласные звуки?

- какие согласные?

Сначала идут 2 гласные, затем 2 согласные. Сколько всего звуков  в слове?

III. Игра с заданием в слове «Аист». Вызываю звуки (и т, с, а). Задания звукам дают дети.

Дети убирают фишки (т, с, и). Какой звук остался? (а)

Стишок, в котором заблудился звук.

«Синеет море над нами

Летают майки над волнами»

Отмечаем, что нужно было сказать не «майка», а «чайка». Заблудился звук (м), нужно вместо него поставить звук ). Получится слово «Чайка»

Игра: «Назови слова». Дети называют слова- названия животных, птиц в которых есть звук (с) или (сь)- сова,  лось,  гусь,  лиса, соловей, синица, собака, слон и др.

Определяется победитель.

Занятие 18

Задачи: Продолжать развивать умение проводить звуковой анализ слова. Различать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки. Закреплять знания о различительной роли звука. Учить называть слова с заданным звуком.

Материал: Картинка- схема  лист, фишки. У детей полоска, фишки.

Ход занятия:

I. Игра «Назови пару». Игра проводится в кругу с мячом. Называю твёрдый звук г, д, в, з, к, р и бросаю мяч ребёнку. Ребёнок должен бросить мяч назад и назвать мягкий звук.

II. Звуковой анализ слова «Лист». У доски слово разбирают 4 детей. Сколько звуков в слове? – /4/; сколько согласных? – /3/; сколько гласных? – /1/. Сколько слогов в слове? – /1/. Как вы узнали?  Назовите гласный звук. Назовите согласные звуки: твёрдый, мягкий. Сколько гласных звуков, столько в слове и слогов.

III. Игра с заданием в слове «Лист». Предлагается названным детям взять фишки: звуки с, л, и, т воспитатель вызывает к себе 1, 3, 2, и 4 звуки. Задание звукам-детям дают дети.

IV. Стишок, в котором заблудилась буква.

На болоте нет дорог

И по кошкам скок да скок

Заблудилась буква ш, надо сменить её на ч будет слово кочкам.

V. Игра: «Назови слово». Предложить детям назвать слова, которые начинаются с того же звука , что и слово лист. Все ли поняли задание. Определяется победитель.

Занятие 19

Задачи: Закрепить умение проводить звуковой анализ слова. Различать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки. Закреплять знания о различительной роли звука. Учить называть слова с заданным звуком.

Материал: Схема «слон», фишки, у детей – полоска, фишки.

Ход занятия:

I. Игра «Кто внимательный». Какие бывают звуки?. Дети называют гласные, согласные, твёрдые, мягкие. Давайте поиграем, возьмите 3 фишки: красную, синюю, зелёную. Положите их перед собой. Если я назову гласный звук – поднимите кранную фишку, если твёрдый согласный – синюю, если мягкий согласный – зелёную. /Называю  8 - 10 звуков/.

II. Звуковой анализ   слова слон. У доски поочерёдно разбирают 4 детей. Сколько звуков в слове?  – /4/; сколько согласных? – /3/; сколько гласных? – /1/. Сколько слогов в слове? – /1/.  Почему? Как вы узнали?    Потому что в слове  один гласный звук. Назовите согласные звуки, Что можно о них сказать. /Все они твёрдые/.

III. Дети убирают фишки со схемы: л ,о, н, с.

IV.  Заблудилась буква:

Миша дров не напилил,

Печку кепками топил.

Заблудился звук щ./щепками/

V. Игра: «Поймай конец и продолжай». Воспитатель подбирает слово, а дети должны продолжить цепочку таким образом, чтобы каждое слово начиналось с последнего звука предыдущего слова  /выделяя голосом последний звук/  шарр – ракк – китт – танкк. Каждому ребенку, продолжившему слово, дается фишка.

Занятие 20

Задачи: Закрепить умение проводить звуковой анализ слова. Различать гласные,  согласные звуки.  Учить называть слова с заданным звуком.

Материал: Схема – юла, фишки у детей, полоски, фишки.

Ход занятия:

I. Звуковой анализ слова «юла». Воспитатель читает слово с выделением первого звука, спрашивает, какой первый звук в слове юла /.  Звук «й»  всегда согласный, который всегда  мягкий и  у него нет твёрдой пары. Обозначим звук й – зелёной фишкой.  Второй звук у - /йу/ - красной  фишкой -  гласный звук. Сколько всего звуков в слове? Сколько гласных звуков в слове? Сколько слогов? Второй гласный – а . второй слог – ла . Первый – ю. Сколько согласных звуков? Какие? 

II. Игра с заданием в слове юла. Дети берут фишки, затем подзываю звуки к себе (2 – 1, 3 - 4), предлагаю рассказать детям о том , какие у них звуки? Дети ставят фишки на свои схемы.

III. Дети убирают фишки со схем (а у, л, й) ель, юла, ягодка, ёжик, край, майка, чай, сарай, лайка, Яша.

Занятие 21

Задачи: Закрепить умение проводить звуковой анализ слова. Различать гласные, согласные звуки. Закреплять знания о словоразличительной роли твёрдых и мягких согласных звуков. Учить называть слова с заданным звуком.

Материал: Схема юла, фишки у детей, полоски, фишки.

Ход занятия:

I. Игра «Назови слово», игра с мячом. Воспитатель бросает мяч и говорит слова начинающиеся с твёрдого согласного звука /нос, воз, мать, вол, мал, рад, лук, вазы/.Ребёнок бросает мяч воспитателю назад, называя слово с парного мягкого звука /нёс, вёз ,мять, вёл, мял, ряд, люк, вязы/.

II. Звуковой анализ слова жук. У доски разбирает один ребёнок. Звук ж всегда твёрдый согласный. У него нет мягкой пары. Звук ж обозначаем синей фишкой. Как из слова жук, сделать слово жуки? Нужно прибавить  звук и, добавить красную фишку. Если мы добавим звук  и, каким стал звук к? Мягким согласным – зелёная фишка.

III. Игра с заданием в слове жуки. Воспитатель раздаёт фишки. /Звуки дети/ выполняют задания которые им задают дети.

IV. Игра «Назови слова». Воспитатель, предлагает назвать слова с твёрдым звуком ж: Жаба, кружево, рожок, ножницы, жираф, жёлудь, ножик, мороженое. В конце определяется победитель.

Занятие 22

Задачи: Продолжать развивать умение проводить звуковой анализ слов. Различать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки. Продолжать учить называть слова с заданным звуком.

Материал: Схема шуба, предметные картинки, фишки, у детей полоски-схемы, фишки.

Ход занятия:

I. Игра «Кто внимательный». Дети кладут перед собой фишки разных цветов. Воспитатель вперемежку называет звуки. Дети соответственно поднимают нужную фишку.

II. Звуковой анализ слова Шуба. Поочерёдно слово разбирают 4 человека. Звук ш – всегда твёрдый, у него нет мягкой пары. Ещё какой звук всегда твёрдый? – ж.

III. Дети убирают фишки со схемы, у, б, ш, а.

IV. Игра «Угадай-ка». На доске предметные картинки: Кот, рыба, крот, мяч. Цветными мелками чертим модели звукового анализа слова – название картинки.

с.н.с. – нос          мяч – с. н. с. и т. д.

Занятие 23

Задачи: Продолжать развивать умение проводить звуковой анализ слов. Различать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки. Продолжать учить называть слова с заданным звуком.

Материал: Схема паук, предметные картинки, фишки, у детей полоски-схемы, фишки.

Ход занятия:

I. Игра «Кто внимательный». Дети кладут перед собой фишки разных цветов. Воспитатель вперемежку называет звуки. Дети соответственно поднимают нужную фишку.

II. Звуковой анализ слова паук. Поочерёдно слово разбирают 4 человека. Звук п –  твёрдый, согласный; а – гласный, его обозначаем красной фишкой; у – гласный, его обозначаем красной фишкой; к – твёрдый, согласный – обозначаем синей фишкой.

III. Дети убирают фишки со схемы, а, п, к, у.

IV. Игра «Магазин». Назови  слова. Вы пришли в магазин. Что вы покупаете в отделе одежды, если купить можно только те товары, в названии которых есть звук ш. /шарфик, шорты, шапка, шуба, шинель/. Что можно купить в отделе игрушек со звуком ш? Матрёшка, машина, мишка. 

 Занятие 24

Задачи: Закреплять умение детей делить слова на слоги. Учить выделять в слове ударный слог. Закреплять умение проводить звуковой анализ слова.

Материал: Полоска с 4 клеточками, фишки, указка, у детей схемы, фишки.

Ход занятия:

  1. Воспитатель читает отрывок из стихотворения:

Кто вас дети крепко любит,

Кто вас нежно приголубит.

Мама дорогая!

– Какое слово самое любимое у всех детей в мире? – Мама.

 Разбор слова  мама у доски. После разбора спрашиваю:

 –Сколько звуков в слове?

– Сколько гласных? – Назовите.

– Сколько слогов в слове? – Назовите.

– Назовите 1-й слог, 2-й слог.

II. Слоги в слове мама одинаковые. Одинаково ли они произносятся.  Маа/ма. Какой произносится продолжительнее? Первый слог –  ма. Дети повторяют слово хором и индивидуально, также на первом слоге делая ударение. Далее предлагаю послушать слово, делая ударение на втором слоге Ма/маа. Правильно ли я назвала слово? Нет, не правильно. Слог,  который произносится чуть протяжнее,  который заметнее в слове, называется ударный. Мы, как бы ударяем его голосом, незаметным молоточком. Есть даже стихотворение об ударении:                              .

Ударный слог, Ударный слог,

Он назван так не даром!

Эй, невидимка-молоток

Отметь его ударом!

И молоток стучит, стучит,

И чётко речь моя звучит.

III. Игра «Поищи слова».

Есть слова коротенькие, которые прячутся в более длинных словах. Какое слово спряталось в слове песок сок, пе-сок – 2 слога. Ры-бак, ку-лак, Бо-рис, пи-рог, ко-роль.

Занятие 25

Задачи: Проводить звуковой анализ слова, учить выделять словесные ударения, определять его место в слове. Закреплять знания о словоразличительной роли звука.

Материал: Схема  Гуси.

Ход занятия:

I. Игра «Назови пару». Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет твёрдый согласный звук, а  он в ответ – мягкую пару.

II. Звуковой анализ слова гуси. Проводит у доски разбор слова подготовленный ребёнок. Назовите гласные звуки , согласные. Сколько их? Найдите первый слог, гу-у-у, какой гласный звук в слоге у. В ударном слоге протяжно произносится гласный звук. Читает слово с ударением ведя указкой по схеме. Вызвать 3-4 детей, прочитать слово с ударением на 1-м слоге. Как правильно сказать слово гу-у-си или гу-сии? Гласный звук в ударном слоге называется ударным. Слог ударный и гласный звук в этом слове тоже ударный. Какой же слог ударный в слове гуси – гу. Ударный звук мы будем обозначать чёрной фишкой и ставить над красной фишкой. Дети читают слово с ударением все остальные звуки называются безударными гласными. Какой безударный звук в слове гуси звук – и. Дети выполняют работу на своих местах: определяя согласные звуки.

  1. Послушайте стихотворение об ударных звуках:

Как-то вздумали газели

Со звуком т затеять игры

И за это чуть не съели

Их безжалостные…тигры.

III. Игра «Поищи слова».

Есть слова коротенькие, которые прячутся в более длинных словах. Какое слово спряталось в слове песок сок, пе-сок – 2 слога. Ры-бак, ку-лак, Бо-рис, пи-рог, ко-роль.

Занятие 26

Задачи: Продолжать учить проводить звуковой анализ слова, различать звуки. Учить выделять словесные ударения и определять его место в слове. Познакомится со словообразовательной ролью ударения, продолжать учить называть слова заданным звуком.

Материал: Полоска- схема, фишки, мелкие игрушки.

Ход занятия:

I. Вспомнить какие бывают звуки гласные и согласные. Какие бывают согласные твёрдые и мягкие. Какие бывают гласные ударные и безударные. Какой фишкой обозначаем ударные гласные – чёрной.

II. Звуковой анализ слова  мука. Слово разбирают 4 ребёнка. После анализа вопросы: Какие гласные звуки в слове мука. Произношу слово так, чтобы в нём был слышан ударный гласный звук. Какую фишку поставили? Над ударным гласным звуком – чёрную. Мука. А потом, переставив фишку на гласный звук у –читаю слово с ударением на первый слог муука. Получилось другое слово.

Пересохла глина,

Рассердилась Нина

Не мука, а мука

Поварам  наука.

От смены ударения в слове получилось совсем другое слово. Ударение помогает нам различать слова.

III. Игра «Назови слово». Дети называют слова со звуком н’- няня, нёс, Нюра, низко, нитка, конь. Затем со звуком – н – лента, нора, лимон, насос. В конце определяется победитель.

Занятие 27

Задачи: Продолжать учить проводить звуковой анализ слова, различать звуки. Учить выделять словесные ударения и определять его место в слове. Познакомится со словообразовательной ролью ударения, продолжать учить называть слова заданным звуком.

Материал: Полоска- схема бусы, фишки, мелкие игрушки.

Ход занятия:

I. . Вспомнить какие бывают звуки гласные и согласные. Какие бывают согласные твёрдые и мягкие. Какие бывают гласные ударные и безударные. Какой фишкой обозначаем ударные гласные – чёрной.

II. Звуковой анализ слова  бусы . Слово разбирают 4 ребёнка. После анализа вопросы: Какие гласные звуки в слове бусы. Произношу слово так, чтобы в нём был слышан ударный гласный звук. Какую фишку поставили? Над ударным гласным звуком – чёрную. Буусы. А потом, переставив фишку на гласный звук ы – читаю слово с ударением на первый слог Бусыы. Как правильно, где нужно поставить фишку, ударный слог.

III. Игра «Назови слово». Дети называют слова со звуком н’- няня, нёс, Нюра, низко, нитка, конь. Затем со звуком – н – лента, нора, лимон, насос. В конце определяется победитель.

Занятие 28

Задачи: Продолжать учить проводить звуковой анализ слова, различать звуки. Учить выделять словесные ударения и определять его место в слове. Познакомится со словообразовательной ролью ударения, продолжать учить называть слова заданным звуком.

Материал: Полоска- схема игла, фишки, мелкие игрушки

Ход занятия:

I. Также производится разбор слова игла. Игла – ударный гласный – а.

II. Игра с заданием в слове игла. См. конспект 10,ч.3

III. Игра «Назови слово». Произношу слово с ударением на гласный звук и, дети самостоятельно придумывают слова, такие чтобы ударение падало на звук и.

Занятие 29

Задачи: Учить проводить звуковой анализ слова. Закреплять умение называть слова с заданным звуком. Закреплять умение и знания о словоразличительной роли звука.

Материал: Схема мишка, фишки, у детей полоски-схемы, фишки.

Ход занятия:

I. Звуковой анализ слова мишка.

II.  Игра «Назови слово».  с ударным гласным звуком а, дети называют слова с ударным гласным звуком а. В конце игры определяется победитель.

Занятие 30

Задачи: Учить проводить звуковой анализ слова. Различать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки. Закреплять знания о различительной роли звука. Учить называть слова с заданным звуком.

Материал: Картинка- схема  мышка, фишки. У детей полоска, фишки.

Ход занятия:

I. Звуковой анализ слова мышка,  мышка.

II. Игра с заданием в слове  мышка. См. конспект 10,ч.3

  1. Игра «Назови слово».  С ударным гласным звуком а, дети называют слова с ударным гласным звуком а. В конце игры определяется победитель.

Занятие 31

Задачи: Закреплять умение проводить звуковой анализ слова. Учить называть  слова с заданным звуком.

Материал: Картина-схема школа, фишки.  У детей полоски-схемы, фишки в конвертах.

Ход занятия:

I.  Игра «Кто внимательный». Воспитатель называет гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки. Дети каждый поднимает соответствующую фишку.

II. Звуковой анализ слова Школа. Сначала дети делают разбор слова самостоятельно на схемах – полосках. Затем 5 детей разбирают слово у доски. Дети обозначают звуки. Ставят ударение и читают слово с перенесенным ударением.

III. Игра с заданием в слове школа. Взять фишки 1-гласный звук, 2- гласный, 1-согласный, 2-согласный, 3-согласный. Задания детям-звукам дают дети. Потом дети убирают фишки на место ш, о, к, а, л.

IV. Игра «Поймай конец», «Продолжай» или «Цепочка слов»

В заключении: Сегодня у нас было последнее занятие. Вы научились делить все слова на слоги, находить все звуки в словах. Это вам поможет быстро научиться читать и писать в школе.

Примечание: Занятия можно изменять, дополнять, придерживаясь основной схемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе

в этом конспекте собраны задания для детей 6-7 лет, для того чтобы узнать как дети усвоили материал по грамоте....

Итоговое занятие по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе «Аленушка» Тема: Приключения в Школе Волшебников

Программное содержание:-закрепить умение детей проводить звуковой анализ слов, дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки.- закрепить умение делить слова на слоги, определять количеств...

Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе. На тему : Школа. Школьные принадлежности.

Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе. На тему : Школа. Школьные принадлежности....

Занятие по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ»

совершенствование умения различать на слух и в произношении звукиразвитие элементарного осознания языковой действительности, закрепление с детьми терминов «звук», «буква»формир...

Итоговое занятие по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе

Итоговое занятие по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе...

Комплексное занятия по познавательному развитию Включающее в себе математическое развитие и обучение детей грамоте в подготовительной к школе группе.

Данное занятие включает в семя несколько областей развития ребёнка :математическое развитие,обучение детей грамоте. Материал следует испоьзовать для закрепление полученных раннее знаний и умений...