Звук Ц и буква Ц
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Обучение грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_ts_i_bukva_ts.docx17.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте "Звук Ц. Буква Ц" в подготовительной к школе группе

                                                                                                     Подготовила:Зимирева И.В.

Задачи: Учить детей выделять заданный согласный звук  в начале,

             в середине и в конце слов, из потока слов, из текста;

           Закреплять понятие «слог»;

           анализ, синтез  и чтение слогов и слов из 2-х и 3-х звуков.

Организационный момент (на ковре).

Воспитатель: -Ребята, сегодня мы с вами вспомним, какие бывают звуки, и поиграем в игры с ними, познакомимся с новой буквой, а какой, вы узнаете чуть позже.

1. -Какие бывают звуки?

Дети: -Гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие.

Назовите гласные ,которые вы знаете?

Почему они гласные?

Назовите согласные.

Почему они согласные?

2. Воспитатель: А сейчас послушайте загадки:

На шесте дворец

Во дворце певец (скворец)

Кто все пугается, под кустом спасается

Злому волку в зубы попадается (заяц)

Без окон, без дверей

Полна горница людей (огурец)

Дети:(отгадывают)

Воспитатель: -Скажите, какой последний звук вы услышали в словах-отгадках?

Дети: -Звук Ц.

Вы должны не только отгадать, но ещё определить первый звук в отгадке, разделить слова-отгадки на слоги.

Воспитатель:(предлагает повторить еще раз все слова- отгадки, но так, чтобы четко слышался звук Ц).

Составление предложений по картинкам-отгадкам.

А теперь давайте составим предложения со словами-отгадками

3.Характеристика звука.

В: Произнесите правильно звук Ц.

Дети произносят звук Ц хором, индивидуально.

Воспитатель: -Как вы думаете, звук Ц гласный или согласный?

Дети:(отвечают).

Воспитатель: -Поднесите ладонь ко рту и произнесите звук Ц. Как выходит воздух изо рта (несвободно, толчками).Что является преградой воздуху (язык, зубы).

А теперь положите руку на горлышко, произнесите еще раз звук Ц. Горлышко дрожит?

Дети: -Нет.

Воспитатель: -Голос есть (нет).Значит звук Ц какой (глухой).

-Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились

Пришло время немного поиграть

4. Упражнение на дыхание.

Сделать несколько коротких вдохов через нос и долгий выдох через рот

5. «Один и много». Я буду называть один, а вы должны назвать много.

(Курица – курицы, мельница- мельницы, рукавица, пуговица, луковица, лисица.)

5а Игра «Волшебный колодец».

В центре группы из коробки оборудуется «колодец». Там находятся картинки: цапля, цепь, кольцо, яйцо, колодец, индеец, цветок, овца, огурец, молоток, пила, кошка, синица. 

Выбирается ведущий. Он «вылавливает» из колодца картинку.  Если в ее названии есть звук ц, он отдает ее любому ребенку, который составляет с этим словом предложение (Пестрая курица снесла яйцо. У моей мамы золотое кольцо). После того, как ребенок скажет свое предложение, дети все вместе считают, загибая пальцы, сколько слов в этом предложении

6. Я буду произносить слова. Если в слове слышится звук Ц – подпрыгните и хлопните в ладоши над головой. Если звука Ц нет -  сделайте приседание.

7. Закончить слова слогом ЦА.

А теперь я буду говорить слова, а вы заканчивайте это слово слогом ЦА: мельни (ЦА), води(ЦА), певи(ЦА), кури(ЦА), умни(ЦА), больни(ЦА).

1)Воспитатель: -Первое задание на первой строчке: обозначьте место звука Ц кружочком (в начале, середине, конце слова)к каждому рисунку, простым карандашом.

Дети:(выполняют задание)

Второе задание: на второй строчке поделите слова на слоги, которые я произнесу (борец. певица, продавец

8. Воспитатель: -Сейчас вы будете не ребятами, а превратитесь в цаплю, которая поджидает на болоте лягушку. (выполнение движения в соответствии с текстом)

Физкультминутка"Цапля".

Цапля серая носатая                          (руки к носу)
Целый день стоит, как статуя             (руки на пояс, лопатки свести)
На одной ноге постой-ка ,                  (руки на поясе поднимаем левую ножку)
Если ты солдатик стойкий.
А теперь постой на правой,                 (руки на поясе, поднимаем правую ножку)
Если ты солдатик бравый.
Цапля серая носатая,                          (на двух ножках, руки к нос
Целый день стоит, как статуя.             ( руки  на пояс)

9. Перед вами схема слова. Сколько звуков должно быть в слове? (Четыре). Предлагаю вам вспомнить как можно больше слов, которые состоят из четырех звуков. За каждое слово вы будете получать фишку. Кто наберет больше всех фишек – получит звездочку.

Ребус «Отгадай слово по первым буквам картинок»

. Составление схемы слова ЦЫП.

-Давайте составим схему слова ЦЫП.

10.Знакомство с буквой Ц.

«Что за хвостик на конце,

На конце у буквы Ц?

Этот хвостик не виляет,

Комаров не отгоняет».

Вот какая буква Ц

С коготочком на конце.

Коготок-царапка,

Как кошачья лапка.

Ц- цепочка, украшение

Людям всем на загляденье.

-Давайте повторим вместе (повторяют 2 раза).

Пальчиковая гимнастика

«Цепь»

Пальчики перебираем

И цепочку получаем.

 Анализ и чтение слогов и слов: ац, оц, уц, иц, ца, цо, цу, цап, цок.

Пишем букву Ц и слоги.

Итог.

-Давайте ещё раз , вспомним, какой звук «Ц»

(согласный, твёрдый и глухой). И назовите мне слова,, в которых есть звук «Ц»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")

Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\']  и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...

Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".

Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...

Конспект занятие на тему: «Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н.»

Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н, занятие для детей ТНР старшего дошкольного возраста...

Презентация "Звуки В, Вь. Буква В. Путешествие с волшебным волком к букве В"

Мультимедийная презентация к занятию по обучению грамоте  детей с тяжелыми нарушениями речи по теме "Звуки [В],[В,], буква В". Путешествие с волшебным волком к букве В"...

Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".

Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»

Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...