План по самообразованию «Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы»
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

Галаова Залина Юрьевна

План по самообразованию

«Подготовка к обучению грамоте

детей подготовительной к школе группы»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

воспитатель Галаова Залина Юрьевна

 

 

Цель: Повысить педагогическую компетентность по теме «Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы»;

Повысить уровень подготовки детей к будущей учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovanii_2020-2021.docx30.05 КБ

Предварительный просмотр:

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО

БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД №7» (ДЕТСКИЙ САД №12)

План по самообразованию

«Подготовка к обучению грамоте

детей подготовительной к школе группы»

Выполнила:

воспитатель Галаова Залина Юрьевна

Цель: Повысить педагогическую компетентность по теме «Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы»;

Повысить уровень подготовки детей к будущей учебной деятельности.

Задачи:

1.Учить детей выделять в произношении заданный звук сравнивать (различать, дифференцировать) звуки, близкие в артикуляционном или акустическом отношении (твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные, шипящие и свистящие).

2. Определять на слух звук, который встречается в ряду из 4 – 5 слов. Замечать слова с заданным звуком в потешке, скороговорке, подбирать слова с заданным звуком, формировать представление о слове, звуке, слоге, предложении;

3.Проводить звуковой анализ, работая со словом (коротким, длинным) и

используя при этом различные игры; активизировать представление о слове, звуке, слоге, предложении.

4. Уделять внимание подготовке руки к письму, формированию элементарных графических умений и подготовке к технике письма.

5. Развивать умения письменной речи: читать отдельные слова и словосочетания, писать печатные буквы.

6. Повышение компетентности родителей в подготовке детей к будущей учебной деятельности.

Актуальность темы:

Грамота – это овладение умением читать и

писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при

чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл

текста, то есть овладение письменной речью. Один из критериев

выпускника в области «Речевое развитие» - ребенок должен овладеть всеми

средствами звукового анализа слов, определять основные качественные

характеристики звуков в слове (гласный – согласный, твердый - мягкий),

место звука в слове, проявлять интерес к чтению. От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его

успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов,

большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать

обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений

формировать в детском саду.

Взрослый дошкольник обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой

стороне речи, поэтому работа со словом должна идти в другом

направлении: от смыслового значения слова осуществляется переход к

звуковому. Необходимо помнить, что чтение и письмо – сложные навыки,

требующие определенного уровня развития ребенка (психологического,

физиологического и лингвистического). Речевое и языковое развитие

каждого ребенка должно плавно протекать в рамках его возрастных

возможностей и индивидуальных особенностей.

Этап работы над темой самообразования: 1 год.

Планируемый результат: 

Ожидаемые результаты (в виде целевых ориентиров)

-хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение».

-дифференцировать понятия «звук» и «буква»;

-различать гласные и согласные звуки;

-осуществлять звуковой и слоговой анализ слов;

-выявлять различие в звуковом (слоговом) составе двух слов, знать буквы.

План самообразования воспитателя

месяц

Формы работы

С детьми

С педагогами

Самообра-зование

С родителями

сентябрь

Подбор наглядного материала с картинками на разные звуки. 

Пополнение предметно-пространственной среды

Подвижная игра «Облака»

НОД Л.Е.Журова

«Обучение грамоте в д.с» по плану.

изучить уровень

компетентнос-ти педагогов по данной

проблеме.

изучить и проанализировать

психолого-педагогическую и

специальную литературу,

педагогический опыт по обучению

дошкольников грамоте и подготовки

их руки к письму. Составление перспективного плана.

Подбор методической литературы и конспектов НОД для совместной деятельности с детьми.

Подбор и изготовление картотеки дидактических игр по обучению грамоте.

Подбор и изготовление картотеки скороговорок чистоговорок и стихов.

изучить мнение

родителей по данной проблеме через

их анкетирование

октябрь

Изготовление дидактического материала «Звуковые домики»,

«Найди место звука в слове», «Схемы слов».

Упражнение «Будь внимательным».

Подвижная игра «Отгадай чей голосок»; «Передал, садись»; «Лошадка».

Упражнение «Что получиться».

Упражнение «Буква потерялась».

НОД Л.Е.Журова

«Обучение грамоте в д.с» по плану.

Работа с картотекой скороговорок и потешек.

Задания для развития мелкой моторики рук «Готовим руку к письму»

Консультация «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста»

Оформление консультации для родителей «С чего начинать обучение»

Памятка для родителей о различии звука и буквы, как правильно обозначать звуки, как грамотно выполнять звуковой анализ совместно с ребенком.

ноябрь

Дидактическая игра

 «Закончи слово»;

«Угадай слово»  

Подвижные игры: «Насос»; «Жмурки с колокольчиком»; «Ловишки в звеньях».

Упражнение «Найди букву».

Упражнение «Подбери слова».

Игра с мячом «Раздели на слоги».

НОД Л.Е.Журова

«Обучение грамоте в д.с» по плану.

Работа с картотекой скороговорок и потешек.

Задания для развития мелкой моторики рук «Готовим руку к письму»

Методические рекомендации для педагогов «С чего начинать обучение грамоте?»

Пополнить картотеку с артикуляционной гимнастикой.

Подбор материала по формированию графических умений.

Оформление картотеки с пальчиковыми играми.

Оформить папки-передвижки:

"Готовимся к школе. Игры,

развивающие речь ребёнка»

Беседа «Как подготовить руку к письму?»

декабрь

Дидактическая игра

 «Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный)»;

«Веселый поезд» Упражнение «Распугай буквы».

Упражнение «Волшебные линии».

Игровое упражнение «Найди место звука».

Пальчиковая гимнастика «Пальчики-зверюшки».

Подвижные игры: «Сова и комары»; «Змея»; «Лес шумит»; «Пчёлы и медвежата».

НОД Л.Е.Журова

«Обучение грамоте в д.с» по плану.

Работа с картотекой скороговорок и потешек.

Задания для развития мелкой моторики рук «Готовим руку к письму» (прописи, тетради)

отчет о проделанной работе за 1 полугодие

Консультация «Развитие мелкой моторики у детей»

Памятка-рекомендация для родителей, по развитию мелкой моторики рук.

январь

Дидактическая игра

 «Найди братца»;

«Красный – белый» Подвижные игры: «Поезд»; «Воробушки»; «Два Мороза».

Упражнение «Назови буквы».

Упражнение «Подбери схему».

Упражнение «Подбери слова к схеме».

Пальчиковая гимнастика «Мы в печи варили щи».

НОД Л.Е.Журова

«Обучение грамоте в д.с» по плану.

Работа с картотекой скороговорок и потешек.

Задания для развития мелкой моторики рук «Готовим руку к письму»

Консультация "Использование

дидактических игр в процессе

фронтальных занятий с детьми по обучению грамоте"

Изготовление дидактических игр: «Слоговые таблицы», «Составь слово»

Оформлены папки-передвижки

"Как научить ребенка пересказывать»; "Подготовка руки ребёнка к письму»" (упражнения по

подготовке руки к письму);

«Речевые игры по дороге домой»

февраль

Дидактическая игра

 «Найди братца»

Подвижная игра «Карусели»; «Апельсин»; «Как у дедушки Лиона».

Упражнение «Почини буквы».

Упражнение «Раскрась кружки».

Упражнение «Составь схему».

Пальчиковая гимнастика «Облака».

НОД Л.Е.Журова

«Обучение грамоте в д.с» по плану.

Работа с картотекой скороговорок и потешек.

Задания для развития мелкой моторики рук «Готовим руку к письму»

Пополнение картотеки с чистоговорками и скороговорками

Памятка для родителей по обучению грамоте

старших дошкольников;

Папка-передвижка «Игры для подготовки ребёнка к школе»

март

Дидактическая игра

«Веселый поезд»;

Дидактическая игра

«Волшебные кубики» Подвижная игра «На коняшке».

Упражнение «Подбери схему».

Упражнение «Четвертый лишний».

Игра с мячом «Цепочка».

Упражнение «Определи место звука в слове».

Упражнение «Составь и прочитай слова»

НОД Л.Е.Журова

«Обучение грамоте в д.с» по плану.

Работа с картотекой скороговорок и потешек.

Задания для развития мелкой моторики рук «Готовим руку к письму»

Обновление наглядного материала на звуки

Консультация «Использование

игровых методов и приемов в

обучении детей грамоте в домашних

условиях»

рекомендации родителям по обучению детей грамоте "От А до Я"

Папка-передвижка «Множество почему перед школой»

апрель

Досуг "В стране звуков" (по

обучению дошкольников грамоте и

подготовке их руки к письму)

Подвижная игра «Кот Васька»; «Что пропало?»; «Тишина».

Упражнение «Раздели на слоги».

Упражнение «Подбери слово».

Упражнение «Синий – зеленый».

Упражнение «Собери буквы – составь слова».

НОД Л.Е.Журова

«Обучение грамоте в д.с» по плану.

НОД "В стране звуков"

Задания для развития мелкой моторики рук «Готовим руку к письму»

Досуг "В стране звуков"

Подбор материала для проведения итогового мероприятия:

Игра-викторина «Клуб Весёлых и Находчивых дошколят»

Папка-передвижка «Адаптация к школе. Как помочь ребёнку» Буклеты для родителей «Поговорим о звуках и буквах»

май

Итоговое

мероприятие. Игра-викторина «Клуб Весёлых и Находчивых дошколят»

Мониторинг уровня развития детей по обучению грамоте и подготовки руки к письму.

Анализ работы. Отчёт о проделанной работе за 2020-2021 учебный год.

Итоговое родительское собрание

Выход темы:

Отчёт о проделанной работе за 2020-2021 учебный год.

Список литературы: 

1. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Воронеж 2009г.

2. Ушакова О. С. Развитие речи детей 5 – 7 лет. ООО «ТЦ –Сфера»2014г.

3. Курицына Э. М. Игры на развитие речи. Говорим правильно. Росмен 2014г.

4. Журова Л. Е , Варенцова «Обучение грамоте . Конспекты.

5. Большакова, С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения

[Текст]: / С. Е. Большакова– М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.

6. Гаврина, С. Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво

рисовать[Текст]:/ С. Е. Гаврина, Н. Л Кутявина., И. Г Топоркова., С. В.

Щербина – Ярославль, 2000. - 192 с.

7. Колунова Л. А. Речевое развитие ребенка в детском саду (новые подходы). –Ростов н/Д.: Феникс, 2002.

8. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. Москва ЭКСМО, 2010.

9. Левик О.Н. «Я учусь грамоте»» пропись-раскраска. – Краснодар: Флер, 2016– 64 с.

10. Кыласова Л. Е. Дидактический материал для занятий с детьми 6 – 7 лет по развитию речи. Волгоград 2015г.

11. Интернет ресурсы



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка итогового занятия за 2015 - 2016 учебный год по развитию речи. Раздел: Подготовка к обучению грамоте.Подготовительная к школе группа.

Тема: Сундучок  для гномика.Цель: Определить уровень сформированности у детей звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.Задачи:Выявить уровень умений детей:...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ. Тема: Дидактические игры как средство подготовки детей к обучению грамоте (подготовительная к школе группа)

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте).Уточнение артикуляции и произношения звука [д]. Буква Д.Открытое занятие по речевому развитию (обучение грамоте).Дидактические игры по обучению гра...

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте (подготовительная к школе группа) Тема: «Грамотейка».

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте(подготовительная к школе группа)Тема: «Грамотейка».Цель: закрепить знания по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Коррекционно...

План по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы»

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...

план по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы

план по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы...

Презентация " Космическое путешествие на планету "Грамотейка" ООД по развитию речи и подготовке к обучению грамоте подготовительная к школе группа.

Презентация к занятию по развитию речи и подготовке  к обчению грамоте в подготовительной  школе группе....