«Обучение грамоте: сущность, методы, этапы работы»
статья по обучению грамоте

Проблема подготовки детей к обучению грамоте в последнее время не только не теряет своей актуальности, но приобретает ещё большую остроту в связи с изменениями психологических и социальных условий, в которых находится как ребёнок, так и воспитывающий его взрослый. От эффективности такой подготовки зависит успешность последующего обучения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

«Обучение грамоте: сущность, методы, этапы работы»

Психологами и педагогами проводилась большая экспериментальная работа при изучении процесса обучения грамоте дошкольников. На основе исследований таких ученых, как Л.И. Божович Л. С. Выготский, А. П. Усова, был сделан вывод: в детском саду обучать грамоте вполне возможно. При существующих условиях обучение грамоте является прямой обязанностью школы. Но детский сад должен взять на себя определенную работу по подготовке детей к школе. В связи с этим воспитателям детских садов нужно знать, чему учат детей в школе и как подготовить воспитанников детских садов к успешному усвоению программы начальной школы. По мнению И. Н. Садовниковой, письменная речь в отличие от устной формируется только в условиях целенаправленного обучения, т. е. механизмы письменной речи складываются в период обучения грамоте, и совершенствуются в ходе дальнейшего обучения. Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью. Овладение грамотой – это сложная умственная деятельность, которая требует определенной степени зрелости многих психических функций ребенка. Для успешного овладения грамотой в школе каждому ребенку старшего дошкольного возраста необходимо иметь определенный уровень сформированности когнитивного, моторного, языкового, личностного, эмоционально – волевого компонентов готовности к обучению грамоте. Рассмотрим подробнее языковую готовность к овладению грамотой. Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. Одним из разделов речевого развития детей 6-7 лет является «Подготовка к обучению грамоте». Он осуществляется в разных видах деятельности, в том числе на занятиях по обучению грамоте. От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. В основе методик начального обучения чтению, существующих в советской педагогической практике, лежит звуковой аналитико-синтетический метод, требующий, как анализа звуковой стороны речи, в процессе обучения, так и синтеза ее уже при чтении. Исходя из этого, предлагаемая здесь подготовка к обучению грамоте, направленная на формирование ориентировки в звуковой стороне речи, тем и ценна, что позволяет всем детям, прошедшим ее, успешно учиться дальше чтению (и вообще русскому языку), независимо от того, как будут учить (по какой методике) и где будут учить (в детском саду или школе). Советский психолог Д. Б. Эльконин создал оригинальный метод обучения чтению в первом классе, способствующий формированию правильного отношения к звуковой основе языка. Специальное введение в мир звуков помогает дальнейшему изучению языка, поэтому обучение грамоте должно непременно начинаться с погружения ребенка в звуковую сферу родного языка. В современной методике обучения грамоте принят звуковой аналитико-синтетический метод. Самоназвание его говорит о том, что в основе обучения лежат анализ и синтез звуковой стороны языка и речи. В основе этого метода лежит позиционный принцип чтения, т. е. произнесение согласной фонемы при чтении должно производиться с учетом позиции следующей за ней гласной фонемы. Например, в словах мал, мял, мел, мыл, мул согласный звук м произносится всякий раз по-разному в зависимости от того, какой звук за ним следует.

При обучении грамоте это проявляется в том, что обучающиеся должны:

 различать четко все гласные и согласные фонемы;

 находить гласные фонемы в словах;

 ориентироваться на гласную букву и определять твердость или мягкость предшествующей согласной фонемы;

 усваивать согласные фонемы в сочетании со всеми гласными.

Анализ механизма чтения приводит к выводу, что дети должны приобрести широкую ориентировку в звуковой стороне речи. Необходимо уделять большое внимание развитию фонематического слуха. Фонематический слух – это способность воспринимать звуки человеческой речи. Развитие фонематического слуха, формирование широкой ориентировки детей в языковой действительности, умений звукового анализа и синтеза, а также развитие осознанного отношения к языку и речи составляет одну из специальных задач подготовки к обучению грамоте. Поскольку в основе обучения грамоте лежит опора на речевой слух, на фонематическое восприятие и навыки звукового, а затем звукобуквенного анализа, то возникает необходимость более раннего выявления у детей недостатков фонематического слуха и организации систематической работы по его развитию. У детей в возрасте до 5 лет наблюдается повышенная чувствительность к звуковой стороне речи. В дальнейшем такая восприимчивость теряется, поэтому так важно именно в этом возрасте развивать фонематический слух и речевое восприятие, а не предлагать сразу буквы, которые относятся к другой языковой действительности – знаковой системе. То есть, при обучении грамоте необходимо наличие добуквенного, чисто звукового периода обучения, который будет проходить ряд этапов: от умения различать звуки (как речевые, так и неречевые) до звукового анализа и синтеза. То есть, прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов (называть по порядку звуки, из которых состоят слова). Дети должны постичь определенную систему закономерностей родного языка, учиться слышать звуки, различать гласные (ударные и безударные), согласные (твердые и мягкие), сравнивать слова по звучанию, находить сходство и различие, делить слова на слоги, составлять слова из слогов, из звуков. Позднее учиться делить речевой поток на предложения, предложения на слова и только после этого знакомиться с буквами русского алфавита, овладевая послоговым, а затем слитным способом чтения. Таким образом, работа по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте должна начинаться уже с маленькими детьми, с развития у них слухового внимания и заканчиваться формированием у детей старшего дошкольного возраста первоначальных навыков звукобуквенного анализа, то есть начальному обучению чтению и письму печатными буквами. Дети должны научиться выделять слова в связном коротком предложении, уметь указать в нём количество слов, составить предложение из данных слов. Все эти упражнения направят познание ребёнка на изучение слова. При обучении на занятиях педагог применяет различные дидактические игры и упражнения, которые позволят детям эффективно и качественно усваивать программный материал. Данный метод предусматривает также последовательное формирование умственных действий: звуковой анализ слов, изменение слов, чтение. Учитывая это, система обучения грамоте включает два раздела: – первый – формирование широкой ориентировки в звуках, – второй – обучение чтению. Такая последовательность построения системы диктуется не только логикой самого предмета, но и возрастными возможностями усвоения дошкольниками знаний по грамоте. Программа предполагает начинать обучение с подготовительного этапа в четыре года, т. е. в средней группе детского сада. В речевые занятия включаются специфические задачи, непосредственно связанные с грамотой, с целью усвоения четырехлетними детьми звуковой стороны речи. Без такой предварительной подготовки начальный этап обучения грамоте всегда вызывает у детей серьезные трудности. Занятия, проводимые в средней группе, помогают предотвратить их. Во время занятий ребенок вслушивается в слова и звуки, интонационно выделяет звуки в словах, определяет первый звук в слове, различает на слух твердые и мягкие согласные звуки (не употребляя при этом самих терминов твердый и мягкий согласный), подбирает слова на заданный звук. Основной задачей становится формирование способа интонационного выделения звука в слове, т. е. подчеркнутого его произношения во время слитного проговаривания всего слова. Например, рррак или макаррроны: кот или мышка и т. д. При этом выделяются только согласные звуки, поскольку выделять гласные не составляет труда – они поддаются протяжному произнесению. Существует два приема выделения согласных звуков в слове: первый – длительное и протяжное произнесение заданного звука (мммак, кошшшка, носсс, и т. п.); второй – громкое и подчеркнутое произнесение звука (рыбка, дом, рот и т.п.). Это зависит от самого согласного звука – одни можно длительно произносить (шипящие, свистящие, сонорные), другие не поддаются длительному произнесению, их можно выделить только голосом (взрывные, губные). Детей нужно учить интонировать звук, помогать, им овладеть своей артикуляцией и управлять ею. Следует обязательно называть звуки так, как они слышатся в словах, т. е. конкретной фонемой. В слове лллес первый звук – [л'], а в слове лллак – [л] и т. д. В русском языке есть твердые и мягкие согласные звуки, которые, как правило, обозначаются одной буквой (М – [м], [м]; Б – [б], [б]; К – [к], [к]; Р – [р], [р] и т. д.). Это и составляет основную трудность в дальнейшем, при чтении прямых слогов: ма, мя, ло, ле, ру, рю... Дети пяти и шести лет неодинаково восприимчивы к разным этапам обучения грамоте. Поэтому начинать обучать звуковому анализу и предоставить возможность вплотную заниматься только звуковой стороной речи необходимо именно в пять лет, и не позднее, поскольку шестилетки уже не достигают таких высоких результатов в данной области. Они теряют особую восприимчивость и чувствительность и в большей степени предрасположены к чтению. Обучение в старшей группе детского сада начинается непосредственно с обучения звуковому анализу. Звуковой анализ – это определение, во-первых, порядка звуков в слове, во-вторых, выделение отдельных звуков, в-третьих, различение звуков по их качественным характеристикам. Для русского языка свойственно противопоставление гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных. Умение слышать и выделять все звуки по порядку предупреждает в будущем при письме пропуск букв. Дети пяти лет после занятий в средней группе подготовлены к овладению звуковым анализом: они умеют интонационно выделить звук и определить первый звук в словах. Но чтобы ребенок мог проанализировать слово, его звуковой состав должен быть материализован. Сказанное слово ускользает, и выделить в нем на слух какие-то части, элементы ребенку очень трудно. Его нужно показать дошкольникам в предметном плане, представив звуковую структуру в виде модели. С этой целью используется картина – схема звукового состава слов. На ней изображается предмет, слово – название которого ребенок разбирает и ставит ряд фишек под рисунком по количеству звуков в слове. Рисунок помогает все время видеть предмет, название которого анализируется. Схема дает возможность определить количество звуков в слове и проконтролировать правильность ее заполнения фишками. Получившаяся модель слова отражает отдельные звуки и их последовательность. Дети разбирают вначале трех звуковые слова (мак, кит, лес и др.), потом четырех – и пяти звуковые (луна, лиса, гуси, мышка, мишка, грибы). Когда дошкольники работают с трех звуковыми словами, они обозначают все звуки фишками одного нейтрального цвета (серого). После того как дети научились разбирать трех звуковые слова, их нужно познакомить с гласными звуками. Знакомство происходит в форме загадок, секретов. Ребята узнают, что гласные звуки – особенные, волшебные, которые можно громко крикнуть, спеть, при их произнесении воздух свободно выходит изо рта, ему не мешают ни губы, ни зубы, ни язык. 20 Так они отгадывают «волшебные» звуки а, о, у, ы, и, э в словах (мак, дом, лук, дым, кит, лес). Это гласные звуки, которые с этого момента обозначаются красными фишками. Дети самостоятельно для себя открывают характеристику гласных звуков и поэтому легко запоминают этот материал. О согласных звуках дошкольники узнают после того, как познакомятся с гласными и перейдут к разбору четырех звуковых слов. Это происходит также в форме загадок. Дети отгадывают особенные звуки, при произнесении которых воздух во рту встречает преграды: губы, зубы, язычок. Выделение звуков осуществляется по принципу сопоставления их пар ([л] – [л], [р] – [р], [б] – [б] и т. д.), твердых и мягких согласных. Например, выделив первые звуки в словах луна и лиса – л и ль, дети, как уже отмечалось раньше, дают им название двух братцев. Поэтому им легко усвоить, что «старший братец» – [л] звучит жестко, твердо и называется твердым согласным звуком, а «младший», [л], – нежно, мягко и называется мягким согласным. С этого момента твердые согласные обозначаются синими фишками, а мягкие согласные – зелеными. Вот теперь звуковая модель, представленная в цвете (красные, синие, зеленые фишки), отражает качественные характеристики звуков и дает детям возможность наглядно воспринимать различные звуковые структуры. Например, слово луна представлено следующими фишками: синяя, красная, синяя, красная, что означает: твердый согласный, гласный, твердый согласный, гласный; лиса – зеленая, красная, синяя, красная, т. е. мягкий согласный, гласный, твердый согласный, гласный; слон – синяя, синяя, красная, синяя, т. е. твердый согласный, твердый согласный, гласный, твердый согласный; утки – красная, синяя, зеленая, красная, т. е. гласный, твердый согласный, мягкий согласный, гласный и т. д. При этом ребенок видит модель, ориентируется на цвет и работает с ней как с реальностью, постигая особенности фонетики родного языка 21 (некоторые согласные звуки не имеют мягкой пары – ж, ш, и твердой пары – й, ч). В процессе обучения звуковому анализу детям предлагается еще одна задача – определение словесного ударения и различение ударных и безударных гласных звуков. Эта задача специально включена в работу с детьми пяти лет, так как она дает возможность в будущем осуществить быстрый переход от чтения по слогам к чтению слитному, целыми словами. Дети пяти лет уже способны вычленить словесное ударение, различить ударные и безударные гласные звуки. Они выделяют звук интонационно, знают, что ударный гласный произносится в слове громче, длительнее, при этом слово сохраняет свой смысл. Такая работа не вызывает у детей особых трудностей. Ударные гласные обозначаются дополнительно фишкой черного цвета, которая длиннее красной и ставится за ней так, чтобы ее было видно. Чтобы закрепить и углубить знания звуковой стороны речи, детям предлагается разбирать пяти звуковые слова различной структуры. У ребенка – дошкольника игра – его ведущая деятельность. Поэтому в обучении используются дидактические игровые ситуации и приемы. С помощью развлекательных моментов можно поддержать стойкий интерес к занятиям, желание узнавать новое и усваивать знания и умения. Дидактические игры проводятся при повторении и закреплении пройденного материала. Они направлены на увеличение словарного запаса, совершенствование звуковой культуры речи. В процессе обучения дети последовательно овладевают анализом все более сложных по структуре слов. Они учатся вслушиваться в звуки речи, различать в ней твердые и мягкие согласные, определять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные, сравнивать слова по звукам, звуковым моделям, находить сходство и различие и т. д. В результате дети уже в пять лет приобретают ориентировку в звуковом строе речи, столь необходимую для обучения шестилеток чтению, грамотному письму в школе, для изучения родного языка. В шесть лет дети, научившись проводить звуковой анализ слов, начинают активно интересоваться буквами и чтением. Подготовленные шестилетки успешно занимаются и в первом классе, и в подготовительной к школе группе детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте детей дошкольного возраста: работа с родителями

В материале представлены конспекты беседы с родителями детей дошкольного возраста, а также тест и анкета, определяющие уровень готовности ребенка к обучению грамоте....

Этапы работы по обучению грамоте

Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением....

Конспект НОД развитию речи (обучение грамоте) Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш\

Упражнять детей в отчётливом произнесении слов со  звуками « ж и ш»; развивать  фонематический  слух:  упражнять  в  различении  (на  слух)  зн...

Проект по обучению грамоте "Нетрадиционные методы обучения грамоте детей с ОВЗ"

Проект направлен на подготовку к школе детей старшего дошкольного возраста...

«Обучение грамоте: сущность, методы, этапы работы»

«Обучение грамоте: сущность, методы, этапы работы»...