Обучение грамоте детей дошкольного возраста: работа с родителями
статья (старшая, подготовительная группа)

Поденако Марина Анатольевна

В материале представлены конспекты беседы с родителями детей дошкольного возраста, а также тест и анкета, определяющие уровень готовности ребенка к обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_roditelyami_1.docx23.32 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа  с  родителями  на  тему:

«Первые  шаги  к  успехам  в  чтении».

Вашему сыну или дочери скоро исполнится шесть лет. Перед вами встанет вопрос, как подготовить ребенка к школе, когда начать эту подготовку, чтобы период школьной адаптации не был трудным.

Вы, конечно, заметили, что в старшем дошкольном возрасте у ребенка появляются новые интересы и запросы: он чаще задает вопросы, на которые порой взрослому нелегко ответить; неожиданно для вас пишет на песке, снегу и бумаге цифры и буквы;  просит вас рассказать сказку, почитать книгу, активно обсуждает со взрослыми телепередачи. Дошкольник проявляет интерес к книгам, спрашивает: «Что тут написано? Какая эта буква? Как пишется мое имя?». Зная несколько букв, он пытается самостоятельно читать и писать отдельные слова, иногда в этом ему помогают старшие братья и сестры.

Все это следует учесть, чтобы вовремя удовлетворить познавательный интерес ребенка и направить его желание и волю на овладение важными для школьного обучения умениями.

Важной особенностью психического развития детей старшего дошкольного возраста является повышенная чувствительность, во-первых, к усвоению нравственных норм и правил поведения и, во-вторых, готовность детей к овладению целями и способами систематического обучения. Можно сказать, что в этот период у ребенка возникает состояние, которое можно назвать обучаемостью. Чувствительность этого периода и высокая обучаемость проявляются и в процессе освоения грамоты. Если педагоги и родители упустят этот момент, запоздают с обучением грамоте, то в дальнейшем ее освоение может проходить с большими трудностями.

Чтение связано с предшествующим опытом ребенка. Успехи в овладении чтением зависят от многого, в частности, от личности ребенка в целом; отношения к книгам; отношений с родителями и педагогами; самостоятельности и уверенности в себе; мышления и чувственного опыта; уровня развития устной речи.

Все это является результатом физического, умственного, эмоционально-волевого и социального развития ребенка.

Чтение — это не просто механическое складывание букв в слова, а слов в предложения. Чем больше к моменту освоения чтения у ребенка накопилось собственного жизненного опыта, с которым он может связать смысл прочитанных слов, тем больше эти слова для него значат.

Для того чтобы занятия с ребенком не шли вразрез с методическими требованиями школы, предлагаем придерживаться следующих рекомендаций:

  • надо регулярно читать вслух малышу детские стихи с повторяющимися фразами, сказки, рассказы, считалки и потешки. Желательно выбирать для этого книги с хорошими иллюстрациями, яркими картинками;
  • при отборе материала для чтения необходимо учитывать интересы ребенка: рассказы о животных, цирке, путешественниках;
  • для содержательного общения с ребенком устраивайте нечто вроде экскурсий, прогулок, выходов в театр, музей, цирк, на выставки. При этом обсуждайте увиденное. Это способствует развитию речевого общения.

Беседа  с  родителями  на  тему:

«Первый  этап  обучения  ребёнка  чтению».

Малышу исполнилось шесть лет. Это последний год перед поступлением детей в школу. Все больше определяется характер, ярче проявляется интерес к происходящим событиям, вырабатывается привычка к труду.

Скоро-скоро входить ребятам в большую жизнь. Школа принесет им много радости, но она предъявит к ним и свои требования. Справится ли с ними ребенок?

С уверенностью можно сказать, что справится, если вы будете соблюдать довольно простые, но очень нужные правила.

Первое правило — ни в коем случае нельзя заставлять малыша заниматься насильно. Лучше отложить занятия на время, подождать, пока у ребенка возникнет интерес к ним, постараться вызвать его. Как это сделать — вы помните из нашего предыдущего разговора — через занимательные словесные игры, задания и упражнения.

Правило второе — ребенка надо учить с охотой и желанием, умело используя при этом любую ситуацию. Что бы вы ни делали, не забывайте беседовать с ребенком, стремитесь к тому, чтобы это привычное общение стало целенаправленнее и глубже, чем обычно. Вслушивайтесь в звуки природы, в слова-названия окружающих предметов, составляйте предложения о цветах, деревьях и др., сочиняйте занимательные истории, из камешков выкладывайте знакомые буквы, складывайте слова.

Эти ваши занятия могут быть короткими, иногда 2—3 минуты. Берите примеры бытовые, знакомые и понятные малышу. Тогда заниматься ему будет всегда интересно и не трудно.

Правило третье — обращайте свое внимание на общее развитие ребенка, расширяйте его кругозор, стремитесь к тому, чтобы сделать активной его мысль.

Любознательность, пытливость, желание узнать — это те самые первые, школьные черты характера, которые вы должны развивать и воспитывать в ребенке. Не разбудите, не воспитаете в нем поисковую, творческую жилку — и будет он всегда равнодушно посматривать в школьное окно, с томлением ждать конца урока и первым собирать ранец после звонка.

Правило четвертое — развивайте в ребенке умение трудиться. В конечном счете именно любовь и привычка к труду определяют школьную судьбу каждого ученика.

Если вы эти качества воспитаете в детях, то и трудовой ритм школьной жизни не будет для них слишком неожиданным. Они легко войдут в него.

Правило пятое — никогда не сердитесь и не упрекайте ребенка за неправильно выполненное задание, а тем более не наказывайте, потому что науку, вколачиваемую ремнем, можно только ненавидеть.

Мы уверены, что вы желаете помочь ребенку, поэтому попытайтесь понять, в чем причина его неудач, и помогите преодолеть их.

Тест  для  родителей:  «Показатели  готовности  к  чтению»

Вопросы

Да

Иногда

Нет

РАЗВИТИЕ ПОЗНАНИЯ

1. Владеет ли ребенок основными понятиями (правый/левый, большой/маленький; в/из)?

2. Способен ли ребенок понять простейшие случаи классификации (вещи, которые могут катиться, и вещи, которые катиться не могут)?

3. Может ли ребенок угадать концовку незамысловатой истории?

4. Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?

5. Может ли ребенок назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита?

БАЗОВЫЙ ОПЫТ РЕБЕНКА

6. Приходилось ли ребенку сопровождать вас на почту, в сберкассу, в магазин?

7. Был ли ребенок в библиотеке?

8. Приходилось ли ребенку бывать в зоопарке, деревне, музее?

9. Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать ему истории?

10. Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо, есть ли у него какое-либо увлечение?

ЯЗЫКОВОЕ РАЗВИТИЕ

11. Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?

12. Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?

13. Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи:

щетка, пылесос, холодильник?

14. Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под столом?

15. В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь произошедший с ним случай?

16. Четко ли ребенок выговаривает слова?

17. Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?

18. Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию или играть в домашнем спектакле?

УРОВЕНЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

19. Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?

20. Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?

21. Легко ли малышу «переключиться» при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?

22. Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?

ОБЩЕНИЕ

23. Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними?

24. Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?

25. Способен ли ребенок слушать других не перебивая?

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

26. Хорошо ли ребенок слышит?

27. Хорошо ли он видит?

28. Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?

29. Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?

30. Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?

31. Выглядит ли ребенок здоровым, сытым и отдохнувшим?

ЗРИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

Зрительное различение

32. Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы (например, найти картинку, не похожую на остальные)?

33. Может ли ребенок различать буквы и короткие слова (например, б/п, кот/год)?

Зрительная память

34. Может ли ребенок заметить отсутствие картинки если ему показать серию из трех картинок, а затем одну убрать?

35. Знает ли ребенок свое собственное имя и хотя бы 6—8 названий предметов, встречающихся в его повседневной жизни.

Зрительное восприятие

36. Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?

37. Понимает ли ребенок, что читают слева направо?

38. Может ли он самостоятельно, без посторонней помощи сложить головоломку из 15 элементов?

39. Может ли ребенок интерпретировать картинку: сформулировать главную мысль, проследить связи?

СЛУХОВЫЕ СПОСОБНОСТИ

Различение на слух. Запоминание со слуха.

Понимание на слух

40. Может ли ребенок рифмовать слова?

41. В состоянии ли он различать слова, начинающиеся на разные звуки, например лес/вес?

42. Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?

43. Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

ОТНОШЕНИЕ К КНИГАМ

44. Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?

45. Внимательно и с удовольствием ли он слушает, когда ему читают вслух?

46. Задает ли ребенок вопросы о словах и других печатных знаках?

        Интерес  к  чтению  высокий — если  ответов  «ДА»  35 и  более;  средний — если  ответов  «ДА»  21 – 34;  низкий — если  ответов  «ДА» 20  и  меньше

АНКЕТА  для  родителей.

  1. Во  сколько  лет  Ваш  ребёнок начал  интересоваться  буквами,  задавать  вопросы:  «Какая  это  буква?»  и  т.п. ________________________________

  1. Знает  ли  Ваш  ребёнок  названия  букв?

                  ДА             НЕТ            НЕ  ВСЕ

  1. Проявляет  ли  Ваш  ребёнок  интерес  к  занятиям  по  обучению  грамоте?

            ДА              НЕТ              ИНОГДА

  1. Охотно  ли  Ваш  ребёнок  выполняет  задания,  связанные  с  написанием  букв,  слов?

              ДА              НЕТ              ИНОГДА

  1. С  охотой  ли  Ваш  ребёнок  учится  читать?

              ДА              НЕТ              

  1. Как  часто читает  Ваш  ребёнок  (если  умеет  читать)? __________________
  2. Стремится  ли  Ваш  ребёнок  показать,  что  он  умеет  читать?  Например,  читает  вывески  на  магазинах  и  т.п. ________________________________
  3. Часто  ли  Вы  читаете своему  ребёнку? ______________________________
  4. Какие  книги  Вы  читаете  чаще?  Что  более  интересно  Вашему  ребёнку?  (рассказы  о  животных,  рассказы  и  повести  о  людях,  сказки,  энциклопедии,  стихи,  сказки  в  стихах) ______________________________________
  5. Беседуете  ли  Вы  с  ребёнком  о  прочитанной  сказке,  рассказе… _______

_________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Консультация для родителей "Обучение грамоте детей дошкольного возраста"

Прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ слов. Возраст от 2 до 5 лет сензитивен к звуковой стороне речи,...

Задачи работы по обучению грамоте детей дошкольного возраста

Задачи работы содержат в себе три этапа ...

Консультация Нейропсихологический подход в работе по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста с ОВЗ

Консультация педагогам Нейропсихологический подход в работе по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста с ОВЗ...

Задачи работы по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста

Задачи работы по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста...

Опыт работы "Использование игровых технологий по обучению грамоте детей дошкольного возраста"

В данном материале представлено описание ипользуемых мной методов по обучению детей грамоте, дидактические игры, консультации для родителей и педагогов....

Опыт работы: Современные требования к проведению занятий по обучению грамоте детей дошкольного возраста.

Подготовка к обучению грамоте – одна из основных задач учителя – логопеда в детском саду. Многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста позволяет утверждать, что около половины дош...