Знакомство с буквой "о"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Пьянкова Оксана Анатольевна

В данном конспекте даётся материал о том, как интересно и в игровой форме познакомить детей с буквой "о"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_o_polnostyu.docx15.73 КБ

Предварительный просмотр:

Ф. И. О. педагога, категория: Пьянкова Оксана Анатольевна, высшая квалификационная категория.

Тема: «Знакомство с буквой «о»

Образовательная область: речевая, познавательная.

Вид занятия: фронтальное.

Форма занятия: групповая.

Цель: развивать фонематический слух через нахождение звука «о» и определение его места в словах.

Задачи:

Образовательные:

1) познакомить детей с буквой «о» - строчной и прописной;

2) продолжать учить детей работать с кассой букв;

3) продолжать учить детей называть слово в соответствии с заданной моделью.

Развивающие:

1) развивать умение детей заменять фишку на соответствующую букву;

2) развивать у детей понятийный аппарат;

3) развивать внимание и активизировать речь детей.

Воспитательные:

1) воспитывать умение слушать друг друга;

2) воспитывать умение аккуратно работать с кассой букв и убирать всё на место в кармашки.

Планируемый результат:

Дети развивали фонематический слух, находили звук «о» и определяли его место в словах.

Методы, приёмы: наглядные, словесные, практические.

Оборудование, дидактический материал:

-демонстрационный: доска, указка, буквы «о», «О», «а», «я», фишки (красные, синие, зелёные), модель слов и картинки для игры, порядок звукового анализа слова, схема гласных звуков, схемы слов (мост, Оля, полка);

Ход занятия:

Незнайка: -Я сижу и не пойму, что за квадраты цветные у вас нарисованы? (эти квадраты обозначают звуки)

- Ребята, посмотрите на схему. Давайте вспомним, сколько гласных звуков существует в русском языке? (6)

- Давайте их назовём (а, о, у, ы, и, э)

- А почему они называются гласными? (потому что они поются)

- Фишкой какого цвета принято обозначать гласные звуки? (красной фишкой)

- Ребята, а теперь отгадайте загадку:

«Долго горная река разделяла берега,

Но бревенчатый настил берега соединил» (мост)

- Откройте учебники занятия №39. Посмотрите, что изображено на рисунке? (мост)

- А что такое мост? (это сооружение, возведённое над каким-либо препятствием, например, через водоём, дорогу, овраг)

- Сколько звуков в этом слове? (4 звука)

- Давайте у нас дети будут звуками в этом слове.

1 звук-Миша, 2 звук-Вера, 3 звук-Кирилл, 4 звук-Надя.

- Посмотрите на нашу модель, и, опираясь на неё, расскажите про свой звук (дети рассказывают)

- Посмотрите на вторую картинку. Кто там изображён? (девочка)

- А зовут её на звук «о». Как же её зовут? (Оля)

- Посчитайте, сколько звуков в этом слове (3 звука)

- Обозначьте самостоятельно каждый звук соответствующей фишкой (кто первый справился, тот выходит к доске и разбирает слово по звукам)

- Произнесите по очереди эти слова и найдите в них одинаковые звуки (звук «о»-одинаковый)

- Уберите на схемах звук «о»

- На котором месте стоит звук «о» в слове «мост»? (на втором месте)

- На котором месте стоит звук «о» в слове «Оля»? (на первом месте)

- Посмотрите, ребята, на доску. Вот как пишутся прописная (заглавная) и строчная (маленькая) буквы «О» и «о».

- На что они похожи? (на овал, на ноль)

- Давайте вместо фишек достанем из кассы и вставим букву «о» в слова (делают самостоятельно)

- Какую букву, прописную или строчную, вставим в слово «мост»? (строчную)

- Какую букву «о» вставим в слово «Оля»? (прописную)

- Почему? (потому что Оля – это имя девочки)

- Мы знаем правило: имена, названия городов, рек – пишутся с заглавной буквы.

- Уберите фишки и буквы «о» в соответствующие кармашки.

Игра: «Хлопайте в ладоши»

Встаньте около стульчиков. Я буду называть слова и если вы в слове услышите звук «о», то хлопайте в ладоши. Воспитатель произносит следующие слова: гость, кот, кит, дым, дом, гнездо, лиса, конь, весы, дом, сом, мёд.

Дети сели на стульчики за столы.

- Посмотрите на третью картинку. Что на ней изображено? (полка)

- Какие бывают полки? (книжная, обувная и т. д.)

- Сколько звуков в этом слове? (5 звуков)

- Обозначьте фишками звуки в слове.

Игра в слово «полка»:

1) сколько гласных звуков в слове (3);

2) сколько согласных звуков (3);

3) сколько твёрдых согласных звуков (3);

4) сколько мягких согласных звуков (0);

5) уберите третий звук в слове, назовите его («л»);

6) уберите со схемы звук «к», на котором месте он находится (на четвёртом)

- Верните фишки на место.

- А какие буквы мы можем вставить вместо фишек («о» и «а»)

- Вставьте. Какие буквы вставим, прописные или строчные? (строчные)

- А теперь превратите слово «полка» в слово «палка». Какой звук надо поменять? (звук «о» на звук «а»)

- Поставьте букву «а» вместо буквы «о»

Игра: «Соедини модель слова с картинкой»

Слова: кот, морковь, сон, зонт, торт.

- Ребята, с какой буквой мы сегодня с вами познакомились? (с буквой «о»)

- Что вы можете мне о ней рассказать? (эта буква обозначает гласный звук «о»; при письме похожа на ноль, овал; прописная буква пишется в именах, названиях городов, рек, например, Обь)

Закройте учебники и уберите всё на место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство детей с насекомыми "Знакомство с жизнью пчёл в природе"

НОД по знакомству детей старшего дошкольного возраста с жизнью пчёл в природе....

Знакомство детей с насекомыми "Знакомство с бабочками. Жизнь и развитие бабочек в природе"

НОД по знакомству детей старшего дошкольного возраста с жизнью бабочек в природе, часть 1....

Знакомство с насекомыми "Знакомство с жизнью бабочек в природе. Закрепление понятия "живое"

НОД по знакомству детей старшего дошкольного возраста с жизнью бабочек в природе, часть 2....

Путешествие в осенний лес. Знакомство с лесным болотом. Знакомство с лягушками и их жизнью в естественных условиях

Цель; закрепить знания о флоре и фауне болот, леса. Развивать мимику, воображение, речь, артистизм, формировать интерес к живой природе, желание ее сохранить.Закрепить представление детей о жизн...

Знакомство детей с народным творчеством через знакомство с игрушкой - матрешкой.

Материал открытого занятия по народно - прикладному творчеству во второй младшей группе. В формате интегрированного занятия идёт знакомство детей с русской матрёшкой.На занятии сочетаются позновательн...