Образовательная ситуация с дошкольниками. Тема: «Грамоте учиться — всегда пригодиться» «Звук [г]. Знакомство с буквой Г»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Скрягина Татьяна Данииловна

Образовательная область: Речевое развитие раздел «обучение грамоте»

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Тема: «Грамоте учиться – всегда пригодиться» «Звук [г]. Знакомство с буквой Г»

Цель: Закрепить знания по подготовке детей к обучению грамоте

Задачи:

1. Познакомить детей с буквами Г г. Звуки [Г] и [Гь] обозначаются буквой Г.

2. Закреплять правильное произношение звука [Г] и [Гь] в речи. Закрепить навык различения звуков Г и Г ’ на слух и произносительною. Способствовать развитию фонематического восприятия. Формировать навык звукового анализа и синтеза.

3. Продолжать развивать фонематический слух, связную речь, слуховое внимание и память. Развивать мелкую моторику.

4. Воспитывать у детей внимание и усидчивость, интерес к непосредственной образовательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная ситуация с дошкольниками. Тема: «Грамоте учиться — всегда пригодиться» «Звук [г]. Знакомство с буквой Г»

Образовательная область: Речевое развитие раздел «обучение грамоте»

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Тема: «Грамоте учиться – всегда пригодиться» «Звук [г]. Знакомство с буквой Г»

Цель: Закрепить знания по подготовке детей к обучению грамоте

Задачи:

1. Познакомить детей с буквами Г г. Звуки [Г] и [Гь] обозначаются буквой Г.

2. Закреплять правильное произношение звука [Г] и [Гь] в речи. Закрепить навык различения звуков Г и Г ’ на слух и произносительною. Способствовать развитию фонематического восприятия. Формировать навык звукового анализа и синтеза.

3. Продолжать развивать фонематический слух, связную речь, слуховое внимание и память. Развивать мелкую моторику.

4. Воспитывать у детей внимание и усидчивость, интерес к непосредственной образовательной деятельности.

Материалы и оборудование:

Презентация, игрушка Сова, конверты с предметными картинками со звуком [Г] и [Гь], конверты с гласными буквами, карточки со слогами, фишки синие, зеленые и красные, мячик, счетные палочки по 2 каждому ребенку

Предварительная работа:

Словесная игра «Скажите наоборот», разгадывание загадок.

Краткая аннотация к работе:

Конспект образовательной деятельности составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Использовала различные приемы и методы работы: игровые приемы, репродуктивные, объяснительно-побуждающие, позволяющие в полном объеме использовать системно-деятельностный подход, где ребенок самостоятельно приобретает новые знания и использует различные источники информации, ведет творческий поиск, размышляет. Данный конспект НОД направлен на развитие познавательных способностей у детей и помогает дошкольникам расширить знания о гласных и согласных звуках, позволяет обобщить и закрепить знания детей по изученным темам, учит детей практически применять полученные знания в изменившейся ситуации. Может быть полезен практическим педагогам дошкольных общеобразовательных учреждений.

Ход

1. Введение в игровую ситуацию.

Цель: создание условий для возникновения у детей внутренней потребности к выполнению заданий, чтобы увидеть сюрприз.

Дидактическая задачи:

- способствовать формированию положительной мотивации сформировать детскую цель: увидеть сюрприз;

- содействовать формированию у детей веру в достижение цели.

Слайд №2

- Ребята, сегодня к нам на занятие пришла тетушка Сова из лесной школы, посмотреть, как вы занимаетесь, чему научились и готовы ли вы идти в первый класс.

- Покажем ей, какие мы старательные, умные и дружные ребята?

- Сегодня в лесной школе очень интересные уроки, и она приглашает нас.

Дети включаются в игровую деятельность, актуализируются их представления о лесной школе, развивается речь.

- Хотите побывать в лесной школе?

- Закрывайте глаза, а я скажу волшебные слова.

- Покружитесь, покружитесь в лесной школе окажитесь.

- Вот мы и в школе.

- Совушка Сова приготовила для вас сюрприз. Чтобы его получить, нужно старательно выполнять все задания. (Дети закрывают глаза, и выполняют действия по инструкции воспитателя).

2. Актуализация знаний.

Дидактические задачи:

- актуализировать знание отличия гласных от согласных;

- закреплять умение классифицировать звуки на две группы: гласные и согласные, давать их характеристику;

- тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение.

Слайд №3

Задание № 1.

- Чем отличаются буквы и звуки?

Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его сказать.

(Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем). Дети включаются в актуализацию знаний, находят отличия между буквами и звуками

- На какие две группы делятся все звуки?

(Звуки делятся на гласные и согласные). Звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия.) Дети имеют представление о гласных и согласных звуках.

- Чем отличаются гласные звуки от согласных?

(При произнесении гласного звука воздух не встречает преград, и поэтому звук можно долго тянуть, а при произношение согласного звука нам мешают губы, зубы или язык). Дети умеют различать гласные и согласные звуки.

-Сейчас Маша расскажет вам стихотворение про гласные и согласные звуки.

Гласные тянутся к песенке звонкой.

Могут заплакать и зарыдать.

В темном лесу звать и аукать,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

- На какие группы делятся согласные? (глухие и звонкие, парные и непарные).

- Какие звуки называются глухими? (согласные звуки, которые состоят только из шума, называются глухими).

- Какие звуки называются звонкими? (звуки, которые произносятся с участием голоса, намного звонче глухих. За это они получили своё название – звонкие). У детей развиваются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение.

Слайд №4

Задание №2 «Поиграй с буквами».

- Ребята, чтобы выполнить второе задание, вам нужно разделиться на две разные группы: (команда мальчиков, и команда девочек, умение делиться на две разные команды).

Команда девочек покажет и назовет гласные, которые дают мягкость согласным звукам, а команда мальчиков найдет и назовет гласные, которые дают твердость согласным звукам. (выполняют задание по инструкции воспитателя, дети распределяю гласные буквы).

- Какие гласные указывают на мягкость согласных? я, ю,и,е,ё - находят и называют.

- Какие гласные указывают на твердость согласных? а, у,ы,э,о - находят и называют.

- Каким цветом обозначаем на схеме гласные звуки? красными фишками.

- Каким цветом обозначаем на схеме мягкие согласные звуки? зелеными фишками.

- Каким цветом обозначаем на схеме твердые согласные звуки? синими фишками, дети называют и показывают фишки.

Слайд №5

Молодцы ребята. Тетушка Сова очень довольна вашими ответами и приглашает занять свои места. дети проходят за столы, садятся на стульчики.

3. Затруднение в ситуации.

Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для знакомства с звуками Г и Гь и буквой Г, формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и постановки познавательной цели.

- Ребята, подходите к столам, занимайте места. Слушайте следующее задание: нужно из двух палочек выложить букву. Выкладывайте. Выкладывают из двух счетных палочек буквы

Возникло затруднение: буквы получились разные.

Смогли мы выложить одинаковую букву? Нет.

Как же мы узнаем, какую букву нам надо выложить? Что нужно сделать, если вы не знаете? Спросить у взрослого, воспитателя.

- Правильно.

4. Открытие детьми нового знания. Изучение нового материала.

Дидактические задачи: организовать процесс самостоятельного поиска детьми способа преодоления затруднения и «открытия» новой буквы Г.

Слайд № 6

Задание №3

Тетушка Сова предлагает вам отгадать загадки и определить первый звук в отгадках

Красные лапки

Щиплют за пятки

Беги без оглядки. (гуси)

Стоит Антошка

На одной ножке. (гриб)

- Определите первый звук в отгадках. (Дети определяют, что первый звук в этих словах [г].

- Кто догадался, с каким звуком мы сегодня познакомимся?

Слайд №7

Сегодня мы познакомимся со звуком [Г] и [Гь] и научимся его четко произносить.

Слайд №8

Говорю я вам друзья,

Без буквы Г никак нельзя,

Гвоздик, Галочка, грибок,

Знать буквы надо на зубок!

Аист на одной ноге

Напоминает букву Г.

Не гусь, не галка буква Г,

А цапля на одной ноге.

Теперь вы знаете, как выглядит бука Г, выложите ее из палочек, дети выкладывают из счетных палочек букву Г. (дети умеют выкладывать букву и правильно произносить звук Г).

Задание №4 от тетушки Совы:

«Какой звук Г?» (звук Г согласный, потому, что при произношении мешает язык.)

- Ребята, кто сможет рассказать какой - Звук [г]

– Какой звук парный? Согласный, парный, звонкий звук, бывает твердый и мягкий, парный звук К

Слайд №9.

- Как мы будем обозначать звук Г на схемах? (твердый звук Г - синим цветом, а мягкий звук Г- зеленым).

Работа со звуками: Произнесение звука [г]. Характеристика звука [г])

5. Включение нового знания в систему знаний.

Дидактические задачи:

- формирование опыта узнавания буквы Г;

- развитие умения проводить звуковой анализ слова (определять место звука в слове);

- развитие мелкой моторики и образного мышления;

- развитие фонематического слуха. Дифференциация звуков Г -ГЬ

Задание №5

- Тетушка Сова хочет проверить, как вы умеете на слух определять твердый звук Г и мягкий Гь в слогах. И предлагает вам поиграть в игру «Услышь звук». Я буду произносить слоги. Услышите слог, в котором есть звук [г], поднимите синюю, а звук Гь зеленую фишку.

га, гё, гы, гэ, гю,

го, гу, гя, ги, ге.

Дети работают за столами и показывают фишку определенного цвета (синюю или зеленую).

Задание №6

- Ребята, а сейчас определите, где находятся звуки Г, Гь – в начале, в середине или в конце слова

ГИТАРА, ДРУГ, НОГИ, ГАМАК, ГИРЯ, ЛУГА, ГРОМ, ГЕНА, ГОРА, КРУГИ.

(гараж, погода, сапоги, грибы, галоша, загар, гуси, глаза, книга, пирог.) дети работают с карточками и показывают, объясняют и находят место звука в слове).

- Молодцы, ребята, все задания выполняете правильно, дети убирают карточки.

Физкультминутка

Сова с нами поиграла, теперь просит дальше выполнять ее задания. Дети выполняют упражнение по тексту, встают в круг.

Задание №7 от тетушки Совы. (Произнесение звука [г] в словах).

Совушка приглашает поиграть в игру «Скажите наоборот».

- Ребята назовите слова, противоположные по смыслу, чтобы в них был звук [г].

Холодный - ….горячий

Чистый -…. грязный

Тихий - …. громкий

Сладкий - …. горький

Веселый - ….грустный

Молодцы! И здесь хорошо справились с заданием. дети знают слова антонимы на звук[г].

Слайд №11

Задание № 10 Работа со схемами и фишками. Подбор слов к схеме. Развитие внимания, мышления. Дидактическая игра «Какое слово зашифровано». самостоятельная работа у стола.

- Ребята, выполняя следующее занятие тетушки Совы, вам нужно быть особенно внимательными.

- Посмотрите на доску. Какое слово зашифровано?

-Угадайте слово по первым буквам картинок: гриб, лиса, осел, бегемот, утюг, слон. Умение находить и называть первый звук в картинках.

Молодцы. А теперь давай те выложим схему этого слова (за столами). На доке слово – глобус.

Слайд №12

- Кто из вас сможет рассказать, почему он выложил такую схему?

Молодцы ребята, и это задание выполнили правильно. Твердые согласные звуки отмечаем синей фишкой, а гласные красной.

Задание №11. Обучение элементам грамоты. Печатание буквы Г в тетрадях по образцу.

– Нарисуем в воздухе карандашом букву «Г».

- Попробуем нарисовать ее глазами.

- Чтобы нам запомнить букву «Г», давайте ее напечатаем в тетради. Дети выполняют задание по образцу, работа в тетрадях.

6. Осмысление.

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали, создать ситуацию успеха. Фиксирование детьми достижения «детской» цели, проговаривание детьми условий, которые позволили достигнуть этой цели.

Слайд №13

Что нового узнали на занятии? С каким новым звуком и буквой вы сегодня познакомились?

- Какое задание понравилось больше всего?

- Какое задание показалось самым трудным?

- Тетушка Сова вас благодарит за занятие, очень рада, что вы такие умные, дружные и внимательные ребята. И дарит вам за вашу старательность медали с цифрой 5 – это ваша первая оценка. Спасибо.

- Пора возвращаться в детский сад.

- Покружились, покружились – в детский сад все возвратились.

Ну - ка встали в круг

За руки все взялись вдруг

Будем рядом стоять

И руками махать

Полчаса мы занимались

И немножко баловались.

А теперь детвора

Отдыхать и вам пора!

Отвечают на вопросы. Уточняют, что они были в лесной школе, помогли тетушке Сове выполнить задания и познакомились с буквой Г. Восстанавливается в памяти детей то, что делали, создается ситуация успеха.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Грамоте учиться-всегда пригодится» Звук [ г ] , [ гь ] Знакомство с буквой «Г» (образовательная область «Речевое развитие » подготовительная к школе группа в соответствии с ФГОС ДО)

Слайд 2

Учим буквы

Слайд 3

БУКВА ЗВУК Мы не можем звук увидеть, И не можем в руки взять. Звук мы можем только слышать, А еще его сказать.

Слайд 6

Он носит вместо шапки Весёлый колпачок. И ростом он всего лишь С ребячий башмачок. С фонариком и с песней Идёт в лесу ночном. Не ошибёшься, если Ты скажешь: -Это. Красные лапки Щиплют за пятки Беги без оглядки. Стоит Антошка На одной ножке.

Слайд 7

Г

Слайд 8

Где-то , в домике лесном, жил весёлый добрый гном. в гости приглашал гостей и ещё- учил детей говорить скороговоркой, очень быстрой тараторкой Говорю я вам друзья, Без буквы Г никак нельзя, Гвоздик, Галочка, грибок, Знать буквы надо на зубок! Аист на одной ноге Напоминает букву Г. Не гусь, не галка буква Г, А цапля на одной ноге.

Слайд 10

Г г

Слайд 11

г л о б у с

Слайд 13

I II


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический праздник - соревнование «Грамоте учиться – всегда пригодится»

Итоговое занятие логопеда в подготовительной группе с участием родителей ....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Грамоте учиться - всегда пригодиться»

Конспект образовательной деятельности  по развитию речи « Грамоте учиться - всегда пригодиться» для детей подготовительной логопедической  группы  (образователь...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи « Грамоте учиться - всегда пригодиться» для детей подготовительной логопедической группы

Конспект образовательной деятельности  по развитию речи  « Грамоте учиться - всегда пригодиться» для детей подготовительной логопедической  группы  (образовател...

Грамоте учиться всегда пригодится.

Конспект занятия по обучению грамоте в средней группе....

Занятие по обучению грамоте "Грамоте учиться - всегда пригодиться"

Занятие "Грамоте учиться - всегда пригодиться"...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Грамоте учиться – всегда пригодиться»

Учить детей проводить звуковой анализ слова, упражнять в составлении предложений и умении составлять схему предложения....

Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте «Грамоте учиться всегда пригодится»

закрепить умения выполнять звуковой анализ слов с использованием смешанной звукобуквенной модели, определить местонахождение звуков в слове, умение анализировать предложение и умение составлять графич...