Конспект занятия по обучению грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Конспект занятия по обучению грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_obucheniyu_gramote.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

             

Ребята, на занятиях по обучению грамоте, мы знакомимся со звуками и буквами. Давайте вспомним чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы слышим, говорим, буквы видим читаем и пишем)

Ребята, а какие бывают звуки. (гласные-согласные)

А чем отличается гласные звуки от согласных (гласные звуки поются, а согласные звуки когда произносим встречаем препятствие, язык создает преграду воздуху)

Сегодня ребята на нашем занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой.

Я предлагаю вам отгадать загадки.

1.Отгадывание загадок 1.Стены, труба и окошки в нем. Мы рисуем новый … (дом). 2.Чтобы в дом войти теперь дружно открываем … (дверь). 3.Из трубы, из печки бегут, бегут колечки. (дым) Дом, дверь, дым –

 Ребята, сегодня мы познакомимся с новым звуком Д

Какой звук вы слышите первым в этих словах? (Звук [д])

Ребята, сегодня мы познакомимся с новым звуком Д

И узнаем какой это звук гласный или согласный.

Я приглашаю вас сегодня в гости к гномику. Его зовут ДОН. На какой первый звук начинается имя. На звук Д-д-д.. какой это звук (согласный, твердый, звонкий) 

2) Артикуляция звука.

Ребята , когда мы произносим звук Д, губы улыбаются, язык стучит кончиком за верхними зубами.

Язык создает преграду воздуху, значит, какой звук Д? (Звук Д- согласный). Каким квадратом мы будем обозначать звук Д? (Мы будем обозначать звук Д синим квадратом).

А теперь давайте приложим ладонь к горлышку и произнесем звук (Д), чтобы определить - звонкий или глухой. 

Если горло работает, звенит  значит это какой звук? (Это звонкий звук).

3.Характеристика звуков Д и Дь..

Я приглашаю вас сегодня в гости к гномику. Его зовут ДОН. На какой первый звук начинается имя. На звук Д-д-д.. какой это звук (согласный, твердый, звонкий)  Каким крадратом мы будем обозначать звук Д.  Мы будем обозначать зеленым квадратом.

У гномика Данила есть младший брат. Его зовут  Дин.

На какой звук начинается его имя. На звук Дь. Послушайте ег Дь-Дь-д….. Какой это звук? ( согласный ,мягкий, звонкий

Каким квадратом будем обозначать звук Дь? (Мы будем обозначать зеленым квадратом). Звук Дь- звонкий? (Да, это звонкий звук).

Звуки Д дь - согласн., звонкий, твёрд., мягк.

 Ребята, Братья гномики нам предлагают проговаривать чистоговорки, чтобы размять наш язычок.

3. Чистоговорки………Ди-ди-ди   у нас опять дожди

Ду-ду-ду    рыбка плавает в пруду

Да-да-да    это дятел у гнезда

Ды-ды-ды    мы пошли за ягоды

Ду-ду-ду     с мамой я домой иду.

5.Игра «Подскажи словечко»

 

Нужно заменить в  словах звук [т] на звук [д]

Назовем мы книгу    «том»

Для жилья построим   (дом).

Под Москвой есть город Тверь.

В доме открываем (дверь).

По реке плывут плоты,

Зеленеют на ветвях  (плоды).

Соловей выводит  (трель)

Слесарь в сеть включает (дрель).

Архитекторы-творцы

Строят чудные  (дворцы).

 Братья гномики  предлагают нам поиграть еще одну игру.

6. Называется игра «Договори слово»

В наш сад «Солнышко» ходят много хороих мальчиков и девочек. У каждого из них есть свое время. Ребята, помогите мне правильно полностью назвать их имена. Добавьте слог –та или –да.

Све…(та), Лю…да, Ники…(та), Аню…(та), Ли…(да).

А теперь добавляем слоги –тя или –дя.

Нас…(тя), Воло…(дя), Ка…(тя), Пе…(тя), На…(дя), Ви…(тя).

ФИЗМИНУТКА

7. Согласование существительных с числительным.

 Ребята, давайте вспомним сказку «Теремок» назовите главные герои этой сказки. Кто первым заселился в Теремок? ( Мышка, Лягушка, Зайчик-побегайчик, Лисичка- сестричка, Волчок, Медведь).

Когда мышка жила в теремке у нее были один стул,одна кровать, одна тарелка, одна кружка.

К мышке пришла лягушка,и в тереме стало по 2   (перечислить предметы)

Затем к мышке,лягушке и зайке пришел жить зайчик- побегайчик, и стало в тереме всего по 3.

А когда к мышке, лягушке и зайке попросилась жить лисичка- сестричка, то в теремке всего стало по 4

А затем пришел волк , и в теремке стало по 5

Давайте вспомним чем же закончилась сказка. Когда пришел медведь что сделал он, раздавил Теремок и ничего не осталось в теремке. Чего не стало. Не стало

(стульев ,кроватей, тарелок, кружек).

8. Звуковой анализ

Ребята, послушайте ещё раз загадку.

В нём живёт моя родня,

 Мне без неё не жить ни дня.

 В него стремлюсь всегда и всюду,                                                                                                                     нему дорогу не забуду.                                                                                                                      Мой кров, родимый, тёплый … (ДОМ)

Где находиться звук (Д) в слове ДОМ (Вначале)

Воспитатель: Правильно это дом, а теперь давайте выложим слово отгадку с помощью цветных квадратов.

Работа над звуко-буквенным анализом слова «дом»

(Дети работают за столами  с  раздаточным материалом). 

 (Воспитатель вызывает одного ребенка к доске).    

Ребенок выкладывает слово «дом» и дает характеристику звуков:

первый звук в слове «дом» - [д] он согласный, твердый, звонкий,

  2. Слово « Вода»

3. Слово «Диван»

8. Знакомство с буквой.

Воспитатель: Ребята, звуки мы с вами всегда слышим? Мы с вами можем увидеть звук?         Дети: Нет, не можем                                                                                                     Воспитатель: Правильно. Но для того чтобы увидеть звук его надо превратить в букву.

 Воспитатель: Выставляет буквы Д и объясняет, что звуки при письме обозначаются буквами. Каждая буква имеет свое имя.  

Ребята, а на что похожа буква(Д)  (Показывает картинку)                                                                                            

 Воспитатель

Но перед тем, как начнем выкладывать буквы на столе, давайте разомнем наши пальчики:

 Пальчиковая гимнастика ДОМИК

 

9. ИТОГ

Молодцы ребята, вы все сегодня хорошо работали, давайте

вспомним с какими новыми звуками и с какой буквой мы с вами сегодня познакомились.

Если вам понравилась работа с этими звуками и буквой, поднимите смайлик улыбающийся. Если вам было трудно выполнять задания, поднимите смайлик грустный.

Да, чудесная буква сегодня приходила к нам на занятие. С этого звука начинаются добрые слова: доброта, добро, добрый, дружба, друг, дружелюбный. Вот сколько добрых слов вы узнали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»

Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Посылка от Феи Грамоты"

Конспект открытого занятия по обучению грамоте, которое поможет охватить материал за весь год....

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ЛЕГО для детей подготовительной группы «Путешествие в Царство грамоты» Звук М, Мь. Буква М.

В этой статье автор расскрывает проблему развития у детей  фонематического  слуха и восприятия. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ буквы М, с помощью конс...

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением» Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социал...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы»....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Грамотеи-путешественники"

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте содержит в себе игровые приемы закрепления и обобщения по темам"Фонетический анализ слова", "Слоговая структура слова"...

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием Лего «Путешествие в Царство грамоты»

Цели: Научить детей характеризовать звуки М, Мь.Задачи:- Развивать у детей фонематический слух и восприятие. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ ...