НОД по грамоте в старшей группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

НОД по грамоте

Тема: «Посылка от жителей страны Знаний»

Воспитатель: Суханова Наталья Анатольевна

Группа: I старшая

«Дошкольное образовательное учреждение (ясли - сад) №11 «Ромашка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_po_obucheniyu_gramote.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное

образовательное  учреждение

Луганской Народной Республики

 «Дошкольное образовательное учреждение (ясли - сад) №11 «Ромашка»

НОД по грамоте

Тема: «Посылка от жителей страны Знаний»

Воспитатель: Суханова Наталья Анатольевна

Группа: I старшая

«Дошкольное образовательное учреждение (ясли - сад) №11 «Ромашка»

 

г. Красный Луч

2017г

Занятие по обобщению и систематизации

Тематическое занятие

Тема: «Посылка от жителей страны Знаний»

I старшая группа

Программное содержание:

Обучающие:

- формировать умение детей  делить  слова на слоги,  определять количество слогов в слове и графически их записывать;

- учить осваивать  звуковой анализ слова; формировать знание гласных и согласных звуков.

учить составлять  и   читать предложение с помощью схем, определять протяженность слов и составлять их графическую запись.

Развивающие.

Развивать мышление, речь, внимание, память, мелкую моторику рук, усидчивость,  способствовать развитию познавательных способностей, творческого воображения.

Воспитывающие.

Воспитывать любовь к родному языку; культуру общения.

Словарная работа: активизация: звук,  гласный, согласный, слог, слово, предложение.

Оборудование:

Демонстрационный материал:
посылка, конверты с заданиями, схемы предложений,  карточки для звукового анализа слов; белые листы бумаги в клетку и маркер для записи схем слогов и предложений.
Раздаточный материал: карточки для звукового анализа слов; простые карандаши, тетради в клетку, предметные картинки – дикие животные.

Методы и приемы:

игровая ситуация, беседа, пальчиковая гимнастика, дидактическая игра,  загадки, дидактическая игра

Ход НОД:

1. Организационный момент

Воспитатель: - Ребята, сегодня утром почтальон принёс посылку, давайте посмотрим, откуда её прислали и что в ней.

Воспитатель читает на посылке адрес:

«Детям старшей группы «Радуга»  от жителей страны Знаний».

Воспитатель: Ребята, посмотрите, жители страны Знаний прислали нам свои любимые игры и предлагают нам поиграть в них и показать наши знания. Хотите поиграть? Тогда начинаем!

2. Основная часть.

Дидактическая игра «Назови слово и определи место звука в словах»

Воспитатель достает конвертик и читает название и правила игры.

Воспитатель: - Жители страны Знаний предлагают вам, назвать предметы, в названиях которых слышится звук «А» (то же со звуком «У») (Книга, лампа, мама и т.д., улитка, утюг, утка… и др.)  и  определите место звуков «А» и «У» в этих словах. Давайте вспомним где могут находиться звуки в слове? (ответы детей: в начале слова, в конце, в середине).

Физминутка «Дикие животные»

Осенним днем лесной тропой
Звери шли на водопой. (Дети идут на месте)
За мамой - лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая)
За мамой - лисицей крался лисенок, (Идут крадучись)
За мамой - ежихой катился ежонок,  (Передвигаются в глубоком приседе)
За мамой - медведицей шел медвежонок,  (Передвигаются в глубоком приседе)
За мамою - белкой скакали бельчата, (Скачут на носочках, согнув руки перед грудью)
За мамой - зайчихой — косые зайчата, (Скачут, сделав «ушки» из ладоней)
Волчица вела за собою волчат. (Идут рычат)
Все мамы и дети напиться хотят. (Идут на месте)

Следующий конверт.  Дидактическая игра «Раздели на слоги».

Воспитатель: - Ребята, а что же в следующем конверте? Я сейчас каждому раздам. Воспитатель раздает  картинки (дикие животные).

Воспитатель: - Вам нужно назвать, кто изображен на картинке,  определить, сколько слогов в названии и графически записать слова по слогам. 

Воспитатель предлагает детям открыть тетради, приподнять правый верхний угол тетради, сесть ровно и внимательно слушать ребят.  Один ребенок работает у доски, остальные – на местах.

 Воспитатель: - Закройте тетради и поставьте карандаш  в стаканчик.

Пальчиковая гимнастика

В лесу дремучем растут елки

(Пальцы рук переплетены, большие пальцы – макушка.)

И бродят злые-злые волки.

(Показать «клацающую пасть»)

Бывает зайка пробежит,

(Показать ушки зайки.)

И ветка елки задрожит.

(Пальцы рук полусогнуты – «лапы» потрясти.)

Бывает мишка косолапый

(Пальцы рук переплетены, большие пальцы – мордочка)

Заденет елку своей лапой.

А старый еж, колючий бок,

(Пальцы рук сложены в «клубок».)

Под елкой спит,

Свернувшийся в клубок.

Следующий конверт. «Работа с предложениями».
Воспитатель: - А вот и  следующий конверт. Но сначала кто мне скажет, из чего состоят предложения? (Ответы детей). Правильно, предложения состоят из слов. Сейчас мы составим и прочитаем  предложения с помощью схем, которые есть в конверте. Давайте вспомним, какие бывают по протяженности слова? (ответы детей: длинные и короткие) Как мы записываем длинное (короткое) слово? (ответы детей: длинными и короткими линиями) Как мы записываем первое слово в предложении? (выделяем ) Что ставится в конце предложения? (точка)

Воспитатель предлагает детям открыть тетради, приподнять правый верхний угол тетради, сесть ровно и внимательно слушать ребят.  Один ребенок работает у доски, остальные – на местах.

Воспитатель: - Закройте тетради и поставьте карандаш  на место, предлагая поиграть в игру «Живые слова»

Дидактическая игра «Живые слова»

Цель: Упражнять в составлении предложений по структурной схеме.

Ход игры: Каждый ребёнок изображает слово.  Дети читают предложение. Воспитатель предлагает поменять местами второе и третье слово. Предлагает прочесть. Пусть теперь первое слово станет последним. Предлагает прочесть.

 В.:  Ребята, подскажите мне пожалуйста, а где живет лиса (волк, белка?) А как можно назвать, одним словом? (ДОМ) или (ЛЕС)

Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нем!

Следующий конверт.

Воспитатель: - А вас заждался следующий конверт. А что же в нем? (ответы детей) Показ карточек для звукового анализа слов.

Звуковой анализ слова «дом» и «лес»

Транскрипция слова: [дом]                                     Транскрипция слова: [л’эс]

д — [д] — согласный,  твёрдый                           л — [л’] — согласный,  мягкий
о — [о] — гласный,                                               е — [э] — гласный,
м — [м] — согласный, твёрдый                           с — [с] — согласный твёрдый

Один ребенок работает у доски, остальные – на местах.

В ходе выполнения упражнения воспитатель задает детям следующие вопросы: 1). Читаем и слушаем . 2). Произнести по слогам 3). Выделить первый звук, назвать его и выложить т д со следующими 4). Прочитать по фишкам 5). Сколько слогов? 6) Сколько всего звуков?7) Сколько гласных, согласных?

3. Итог занятия.

В.: Вот и все игры. Кто прислал нам посылку с играми? Понравились вам игры жителей страны Знаний? Какие игры вам больше запомнились, понравились?

Вы такие молодцы, так внимательно слушали правила игр и быстро со всем справились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по обучению грамоте в старшей группе по теме "Научим Кроша грамоте"

Непосредственно образовательная деятельность построена на игровом материале. Дети учатся определять звуки в словах, закрепляют знания об их принадлежности к гласным или согласным звукам, знакомятся с ...

Итоговое занятие по бучению грамоте в старшей группе Праздник Грамоты

Закреплять понятия «слово», «слог», «звук», «гласные», «твердые согласные», «мягкие согласны» звуки и буквы, умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, различать на слух тверд...

Конспект открытого мероприятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Грамота, мой лучший друг!»

Открытое мероприятие для родителей старшей группы в образовательной области " Речевое развитие" - Обучение грамоте на конец учебного года.Речевое развитие включает владение речью как средством общения...

Конспект ООД по обучению грамоте в старшей группе "Маленькие грамотеи"

Конспект ООДпо обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»Подготовила:Яковлева И.Н. воспитатель первой квалификационной категории, МОУ Леснополянская Н.Ш. им.К.Д.Ушинского, ЯМР,...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи» Задачи обучающие:- закреплять навык различения гласных и согласных звуков;- формировать навык звук...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе: « Маленькие грамотеи »

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе:« Маленькие грамотеи »...