Конспект занятия по обучению грамоте «Лингвистическая лаборатория»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Забодаева Надежда Петровна

”. Закрепить образование притяжательных прилагательных, согласование имени существительного с именем прилагательным и глаголом, образование сложных слов. Развивать орфографическую зоркость, фонематический слух. Развивать умение расслабляться, снимать эмоциональное напряжения при выполнении релаксации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте «Лингвистическая лаборатория»


Тема«Зима»

Задачи:

— Стимулировать речевую активность дошкольников. Закреплять лексический материал, стимулировать развитие психических процессов, активизировать пассивных детей. Обобщать и закреплять знания о зимнем периоде. Формировать умение передавать свои ощущения в речи.

— Продолжать формировать лексический строй, пополнять и развивать словарь детей по теме: “Дикие животные”. Закрепить образование притяжательных прилагательных, согласование имени существительного с именем прилагательным и глаголом, образование сложных слов. Развивать орфографическую зоркость, фонематический слух. Развивать умение расслабляться, снимать эмоциональное напряжения при выполнении релаксации.

— Создавать речевую обстановку и формировать положительную установку на комментирование действий, воспитывать любознательность и интерес к изобразительной деятельности.

— Развивать социальные эмоции (радость от совершаемых открытий, восхищение красотой). Создавать коллективную обстановку для обсуждения вопроса.

Цельразвитие речи ребенка с помощью анализа и других логических операций с языковым материалом.

Предварительная работа: беседа по теме «Зима», загадывание загадок

Оборудование: деревья, предметные картинки, шапочки – конфедератки, снежинки, корзина, следы животных, манка, подносы, снежинки с картинками, знаки по теме зима

Ход занятия

Воспитатель: – Здравствуйте, дети! Давайте возьмемся за руки и поздороваемся.

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй вольный ветерок,

Здравствуй маленький дубок.

Мы живем в одном краю

Всех я вас приветствую!

–Ребята, посмотрите в окно, какое сейчас время года?

Ответы детей.

–А почему вы так решили?

Ответы детей.

– Сегодня мы будем учиться рассказывать о зиме.

Звучит звук и появляется Речезнай.

Логопед: – Здравствуйте, меня зовут Речезнай. Мое имя состоит из двух частей рече – знай. Я все знаю о речи.

Воспитатель: – Ребята, а для чего нужна нам речь?

Ответы детей.

– Из чего состоит наша речь?

Ответы детей.

Логопед: – Я предлагаю вам быть учениками – исследователями нашей речи и окружающего мира. Мы будем изучать зиму и описывать ее в разных лабораториях.

Логопед: – Ребята, а сейчас я вам задам вопросы, а вы попробуете на них ответить:

За чем на небе спряталось солнце? (За тучей)

По чему катаются на коньках? (По льду)

Почему идет снег? (Потому что холодно)

Почему темно зимой на улице?

Когда в решете воду носят?

Можно ли в решете воду принести?

– Вы все очень внимательные! Молодцы!

Логопед: – А сейчас мы отправимся в мою первую лабораторию "Красивых слов".

– Ребята, я забыла, какое сейчас время года? (Зима)

– А какую загадку вы знаете о зиме?

Дети читают 2 – 3 загадки о зиме.

– Какие признаки зимы вы знаете?

– Стало холодно, на улице мороз.

– Земля покрыта снегом, а реки и озера – льдом.

– Дуют сильные ветры, часто бывают метели, снегопады

– Ночи длинные, а дни – короткие.

– Люди одели зимнюю одежду.

– Прилетели снегири.

– Дети катаются на санках, лыжах, коньках, ледянках; лепят снеговиков, строят снежные крепости, играют в снежки.

– Молодцы!

Игра "Какая, какой?"

– А зима КАКАЯ?

Ответы детей (волшебная, сказочная, холодная, морозная, снежная, суровая, лютая, вьюжная, белая, сверкающая, красивая).

– Какой снег?

Ответы детей (белый, пушистый, серебристый, чистый, холодный, легкий, мокрый, блестящий, красивый, хрустящий, липкий, скрипучий).

– Какой лед?

Ответы детей (холодный, прозрачный, тонкий, толстый, блестящий, скользкий, гладкий).

– Молодцы, много красивых слов вы знаете.

– А сейчас к картинкам подберите слова – действия.

Игра "Что делает?"

– Снег что делает?

Ответы детей (переливается, искрится, сверкает, блестит, падает, кружится, ложится, скрипит, тает, липнет, летает, валит).

– Ветер что делает?

Ответы детей (дует, уносит, завывает, воет, шумит, кружит, свистит, бушует).

– Солнце что делает?

Ответы детей (светит, греет, поднимается, опускается, блестит, сверкает, освещает).

Воспитатель: – Куда ведет эта снежная тропинка?

Логопед: – Давайте пройдем и посмотрим.

Взявшись за руки идем по тропинке.

Воспитатель: По тропинке, по дорожке

Побежали наши ножки.

Побежали, прибежали

И следы здесь увидали.

Логопед: – Как вы думаете, чьи это следы?

Ответы детей: волка, лисы, медведя, зайца.

Воспитатель: – Как одним словом можно назвать всех этих животных?

Ответы детей: дикие животные.

– Почему их называют дикими?

Ответы детей: Потому что они живут в лесу и сами добывают себе пищу.

Игра “Изобрази следы животных”

Воспитатель: – Давайте мы попробуем изобразить звериные следы (2 пальчика – маленькие, заячьи следы; 3 пальчика – лисьи следы; 4 пальчиков – волчьи следы, 5 пальцев – медвежьи следы)

Дети изображают звериные следы сидя за столом на манной крупе.

Логопед: – В лесу много животных, они все разные.

Как по – другому можно назвать животных. (По картинкам)

У зайца длинные уши, он (длинноухий,

у волка быстрые ноги, он… (быстроногий).

Если у лисы лапы тонкие, то она – тонколапая,

У зайца уши длинные – длинноухий,

У белки рыжий хвост – рыжехвостая,

У медведя короткий хвост – короткохвостый.

У ежа острый нос – остроносый,

У зайца косые глаза – косоглазый,

У лося длинные ноги – длинноногий.

Логопед: – Ребята, у нас есть не только простые слова, но и сложные. Они состоят из двух слов. Посмотрите на картинки.

– Что изображено на этой картинке?

Ответы детей: Снег

– А что на этой?

Ответы детей: Убираются

Послушайте что получилось : снег - уборка. Получилось у нас слово СНЕГОУБОРКА.

Давайте посмотрим другие картинки:

— Снегопад (снег падает, Снегокат (по снегу кататься)

— Подснежник (растет под снегом, Ледокол (лед колет)

— Снеготаяние (снег тает).

– Давайте немножко с вами отдохнем.

Физминутка :

Логопед: – Ребята, пойдемте в следующую лабораторию. Она называется "Зимние предложения".

– Посмотрите на эти знаки. Что они обозначают?

Игра "Умозаключения".

Зимой нельзя купаться, потому что…

Люди зимой надевают шубы и шапки, потому что…

Зимой нужны варежки, чтобы…

Люди посыпают зимой дорожки песком, чтобы…

Нельзя сосать сосульки, потому что

– Молодцы.

– Ребята, а что это у нас лежит на полу?

– Давайте посмотрим, что на этих снежинках?

– Здесь нарисованы картинки, попробуйте по этим картинкам составить предложения.

Речевая игра «Закончи предложение».

В небе закружились белые… (небо – снежинки)

Дети взяли лыжи и санки и … (дети – лыжи и санки)

Дети скатали три снежных кома и… (дети катают снежный ком – снеговик)

Солнце скрылось за тучами … (солнце – тучи)

Вся земля укрыта снегом (земля – снег)

– Молодцы.

Логопед: – Вот мы и побывали в двух лабораториях речи. У нас есть еще третья лаборатория, она называется "Зимние рассказы". Туда мы пойдем с вами на следующем занятии.

– Я надеюсь, что сегодняшняя наша совместная работа вам понравилась.

– Я вижу, что вы много знаете, умеете думать, правильно говорить и поэтому я вас всех посвящаю в ученые моей лаборатории.

Детям одеваем шапочки.

Воспитатель: – Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте пригласим Речезная к нам в группу.

Подходим к камину, дети садятся вокруг и звучит музыка Чайковский П. И. "У камелька"

– О, у нас уже горит камин. Он освещает и греет всю комнату. Сядем возле него на коврик, будем смотреть на пламя. Какой золотистый, горячий огонь. Тепло вам?

– Из-за окна доносится свист вьюги, завывания ветра. А у нас тепло, горит огонь и мы все вместе.

Итог занятия:

– Ребята, вам понравилось наше зимнее путешествие в лабораторию речи?

– Чему вы научились в лаборатории?

Образовывать сложные слова, различать следы животных, составлять предложения по картинкам, подбирать слова – действия и слова – признаки к предметам.

– Дома нарисуйте, то что вам понравилось из нашего путешествия. И мы эти рисунки подарим нашему Речезнаю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»

Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Посылка от Феи Грамоты"

Конспект открытого занятия по обучению грамоте, которое поможет охватить материал за весь год....

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ЛЕГО для детей подготовительной группы «Путешествие в Царство грамоты» Звук М, Мь. Буква М.

В этой статье автор расскрывает проблему развития у детей  фонематического  слуха и восприятия. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ буквы М, с помощью конс...

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением» Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социал...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы»....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Грамотеи-путешественники"

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте содержит в себе игровые приемы закрепления и обобщения по темам"Фонетический анализ слова", "Слоговая структура слова"...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа) ________________________________________

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа)...