Консультация для воспитателей "Развитие речи детей в игре"
консультация по обучению грамоте

Игнашева Вера Николаевна

Какие игры способстуют развитию речи дошкольников? Когда и как уместно поводить игру? Об это вы можете узнать в консультации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_-_konsultatsiya.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Развитие речи детей в игре»

Одной из важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду является  развитие речи. Речь  ребёнка - не стихийный процесс. Представить  жизнь ребенка без игры не возможно. Игра один из видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Включаясь в процесс игры, дети учатся жить и общаться  в современном мире. Между игрой и речью существует взаимосвязь. С  одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре. С другой - сама игра совершенствуется под влиянием речи.

Игры, в которые обычно играют дети дошкольного возраста можно разделить так:    

  1. Подвижные игры.
  2. Дидактические игры.
  3. Творческие  ролевые игры, игры драматизации.

У всех видов игр есть единая задача – умение самостоятельно организовывать разнообразные игры, договариваться, выполнять установленные правила игры. Здесь развитие речи играет главную, основную роль.

Подвижные игры.

Дети могут играть в подвижные игры, как в помещении, так и на воздухе во время прогулок. Подвижные игры способствуют воспитанию сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, быстроте мысли. Подвижные игры положительно влияют не только на двигательную деятельность детей, но и на развитие чувств и эмоций, так как радость движений усиливается наличием веселых текстов и  ситуаций.

В младшем возрасте детям нравятся игры, сопровождающиеся рифмованным текстом и ритмичными движениями. Подрастая, дети с удовольствием играют в народные, хороводные игры.

Напомню методику проведения подвижных игр с целью воспитания развития речи детей:

1. Нужно хорошо знать текст и соответствующие движения.

2. Воспитатель произносит слова отчетливо, выразительно, выделяя ритмический рисунок, но не утрируя его, ни в коем случае не переходя на чтение по слогам.

3. Предварительно разучивать текст с детьми не следует, они постепенно запоминают его в процессе игры. Вначале они будут проговаривать отдельные слова, затем усвоят весь текст. Позднее, когда дети освоятся с движениями, следует обращать внимание на чистое и выразительное произнесение ими текста, не допускать крика в тех случаях, когда возрастает эмоциональный подъем.

Во всех возрастных группах подвижные игры, организуемые воспитателем со всей группой или с небольшой подгруппой, должны проходить живо, эмоционально, непринужденно.

Дидактические игры.

Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребенка, развить его умственные способности (умение сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения).

Дидактические игры играют большую роль в развитии речи дошкольников – это пополнение и активизация словаря, воспитание правильного звукопроизношения; развитие связной речи. Среди всего многообразия дидактических игр особое внимание надо уделить словесным играм.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как здесь требуется использование приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети должны самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, выделяя их характерные признаки, отгадывать по описанию, находить признаки сходства и различия, рассуждать.

В младшем и среднем возрасте игры со словами направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизация словаря, развитие правильной ориентировке в пространстве.

В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют в целях формирования мыслительной деятельности. Эти игры поводят во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, что  способствует подготовке к обучению в школе: развивают умение слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли. С помощью словесных игр у детей улучшается речь и речевое общение, так как в каждой словесной игре одной из первых задач является развитие связной речи.

Творческие ролевые игры и игры – драматизации.

Творческие ролевые игры и игры – драматизации, театрализованные игры тесно связаны между собой. В основе тех и других лежит отображение событий, действий и отношений между людьми. Однако театрализованные игры основаны на драматизации литературных произведений. Театрально – игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, формирует диалогическую речь, активизирует словарь, способствует нравственно – этическому воспитанию каждого ребенка.

В младшем и среднем возрасте воспитатель разыгрывает знакомые детям сказки, стихотворения, небольшие рассказы с помощью настольного театра или фланелеграфа.

В старшем дошкольном возрасте дети ,  как правило, знают и любят изменять голос, проговаривать слова в заданном темпе, хорошо запоминают текст. Простой, короткий, выразительный текст помогает ребенку поставить себя на место изображаемого героя.

Сюжетно – ролевые игры занимают ведущее место в самостоятельной деятельности детей. Дети дошкольного возраста отличаются большой эмоциональностью. Содержательная и эмоциональная сторона взаимоотношений детей находит свое выражение в жестах, в мимике ив совершенствование речи. 

Уровень развития речи во многом определяет умение вступать в контакт с детьми и поддерживать его.

Ребенок с хорошо развитой речью сам свободно может пригласить товарища и организовать  игру, договориться о распределении ролей, материала, самостоятельно разрешить возникающие конфликты.

Все дети без исключения любят играть, а в игре у детей активизируется речь при общении и решении спорных вопросов, попутно активизируется речевое развитие.

Подготовила Игнашева В.Н.

Интернет ресурсы

https://www.1urok.ru/categories/19/articles/36493

https://infourok.ru/razvitie-rechi-detej-doshkolnogo-vozrasta-cherez-rechevye-igry-i-uprazhneniya-4993702.html

https://86ds7-nyagan.edusite.ru/p335aa1.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Развитие речи детей через игру"

Консультация для педагогов "Развитие речи детей через игру"...

Консультация "Развитие речи детей в игре"

Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. В игре дети развивают свою речь....

Консультация "Развитие связной речи детей через игру в домашних условиях"

Дети, не посещающие детский сад, не включены в систему работы над связной речью, организованную педагогами ДОУ, а значит, решением этой задачи должны заниматься родители. Как родители могут помочь? От...

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей в игре"

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей в игре"...

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей в игре"

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей в игре"...

Консультация родителей «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»

Консультация родителей «Развитие речи детей раннего возрастапосредством дидактической игры» Речь детей  необходимо развивать как средство общения,создавать условия, при которых о...