Нод по грамоте в старшей группе "Предложение"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Елезова Людмила Андреевна

В 6-7 лет  группе дети должны научиться проводить анализ и синтез предложений. Эта работа способствует не только подготовке к обучению грамоте, но и общеречевому и умственному развитию детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_-_predlozhenie.docx21.51 КБ
Файл 2_-_sostavlenie_predlozheniy.docx20.32 КБ

Предварительный просмотр:

Первое занятие

Ц – подвести детей к пониманию того, что мысли выражают словами, слова в речи связаны в предложения; дать пример предложений из одного, двух, трех слов.

Пособия. Игрушки: Шустрик - собачка кукла, мишка, ведро, дудка, обруч и др., иллюстрации к игре «Пары слов», иллюстрации для составления предложений, фишки, смайлики с эмоциями.

Ход.

- Ребята, к нам сегодня в гости пришел Шустрик и принес игрушки. Давайте назовем их (дети выполняют задание воспитателя). Ребята, название игрушек – слова.  Давайте назовем предметы, находящиеся в комнате (дети выполняют задание воспитателя). Оказывается, все предметы, которые вы мне назвали – это тоже слова. Все, что мы видим, можно назвать словами.

Игра «Подскажи слово»

Шустрик когда-то знал очень много стихотворений. Однажды он начал вспоминать их, но… забыл слова. Подскажите Шустрику эти слова:

Зайку бросила хозяйка,

Под дождем остался …

Уронили Мишку на пол,

Оторвали Мишке…

Все равно его не брошу,

Потому что он …

Целый день поет щегол

В клетке на окошке.

Третий год ему пошел,

А он боится …

- Вот сколько слов вы подсказали и все слова в стихах нашлись. Вы хорошо знаете стихи Агнии Барто. А сумеете ли подсказать слова из стихотворений К.И. Чуковского? Если не догадаетесь, будем думать вместе. Попробуем:

Жил на свете человек –

Скрюченные ножки,

И гулял он целый век

По скрюченной …

А за скрюченной рекой

В скрюченном домишке

Жили летом и зимой

Скрюченные …

И стояли у ворот

Скрюченные ёлки,

И гуляли без забот

Скрюченные …

И была у них одна

Скрюченная кошка,

И мяукала она, Сидя у…

Игра «Пары слов»

- Ребята, сейчас я назову несколько пар слов. Вы должны запомнить слова в парах. Потом я назову любое из первых слов, а вы вспомните его «пару».

Кошка – молоко

Мальчик – машина

Стол – пирог

Тетрадь – карандаш

Школа – ученик

Поезд - вокзал

Кастрюля - суп

Книга – сказка

Бабочка - цветы

Ведро – вода

- Сейчас отдохнем и поиграем.

Игра «Бывает – не бывает» (Физкультминутка)

- Становитесь в кружок. Я буду говорить, а вы слушайте внимательно. Если такое бывает – стойте на месте, если такого не бывает – приседайте.

  • Волк бродит по лесу
  • Волк на дереве сидит.
  • В кастрюле чашка варится.
  • Кошка по крыше гуляет.
  • Собака по крыше гуляет.
  • Лодка по небу плывет.
  • Девочка рисует домик.
  • Домик рисует девочку.
  • Мышка любит сыр.
  • Кот купил колбасу.
  • Рыбка лежит на сковороде.
  • У курицы две ноги.
  • У слона четыре ноги.
  • Ночью бывает радуга.
  • Дедушка учится в школе.
  • Козел дает молоко.
  • Ночью идет дождь.

        

- Присаживайтесь на свои места. Ребята, Шустрик принес с собой вот эту иллюстрацию. Скажите, что на ней изображено? Что делает девочка? (Девочка танцует).

- Этот ответ называется предложением. Предложения могут состоять как из одного слова, так и из двух, трех слов и более. Давайте сейчас с вами составим предложения по картинкам. В начале скажите кто изображен на картинке, а потом скажите, что он делает. (Дети выполняют задание).

- Ребята, а из чего состоит предложение?

- Правильно из слов мы составляем предложения. Ребята, я на занятиях при составлении предложений мы будем  использовать вот эти фишки. Если предложение будет состоять и одного слова, то мы будем с вами выкладывать одну фишку, если из двух, то…, а если из трет, то выложим … Молодцы вы все поняли. Сколько слов в каждом предложении – столько и фишек.

- Сейчас мы с вами поиграем. Я буду называть предложение, вы будете внимательно слушать и считать, сколько слов в предложении. Затем вы должны выложить столько фишек, сколько слов в предложении.

Предложения:

  • Мяч.
  • Мяч упал.
  • Мальчик поднял мяч.
  • Петушок поет песню.
  • Идет дождь.

- Молодцы, вы справились с этим заданием. Теперь попробуем поиграть наоборот. Я буду на доске выкладывать фишки, а вы будете придумывать предложения Дети выполняют задания).

- Ребята, скажите, с чем сегодня на занятии мы с вами познакомились? (Со словом и  с предложением).

- Что мы учились делать? (Составлять предложения).

- Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов).

- Ребята, сейчас покажите смайлики, чтобы я увидела, понравилось ли вам сегодня на занятии.

- Я очень рада, что все ваши смайлики улыбаются, значит, вам всем понравилось сегодня заниматься и играть со мной.

Литература:

  1. Беженова М.А. Веселая грамаматика. – Д.: Сталкер, 1998. – 336с.
  2. Воскресенская А.И. Грамота в детском саду. – Просвещение, 1965. – 76с.


Предварительный просмотр:

Второе занятие

Ц – упражнять детей в составлении предложений и делении их на слова.

Пособия. Иллюстрации для составления предложений, фишки, смайлики с эмоциями, картинки к игре «Узнай слово», иллюстрация «Дети гуляют».

Ход.

- На прошлом занятии мы собирали с вами слова. Какие это были слова? (Слова, которые называли предмет)

- Вспомним эти слова… (Дети по очереди называют слова, кладут фишку в коробку. Каждому предоставляется возможность назвать слова, еще ни кем не названные).

- Ребята, есть слова, которые являются признаками предмета, т.е. слова, которые описывают этот предмет. Например,  на этой иллюстрации нарисован стул. Какой он? (Деревянный, большой,..). Эти слова и есть признаки предмета.  Сейчас мы с вами поиграем.

Игра «Узнай слово».

- Я буду называть признаки какого-нибудь предмета, а вы догадаетесь, о чем я говорю.

  • Круглый, большой, резиновый, легкий… (Мяч)
  • Темная, большая, низкая, дождевая… (Туча)
  • Холодная, чистая, прозрачная, быстрая… (Вода, река)
  • Голубое, чистое, безоблачное, прозрачное… (Небо)
  • Белый, пушистый, холодный, скрипучий… (Снег)
  • Добрая, родная, ласковая, дорогая… (Мама)

- Теперь поиграем наоборот: я показываю предмет, а вы называете его признаки.

  • Яблоко какое? (Вкусное, сладкое, спелое, сочное, красное и т.д.)
  • Платье какое? (Новое, нарядное, дорогое, модное…)
  • Цветы какие? (Яркие, полевые, пестрые, большие…)
  • Малина какая? (Вкусная, малиновая, сладкая, мягкая…)
  • Какая бывает погода? (Солнечная, теплая, безветренная, морозная и т.д.)

Игра «Говори наоборот»

- Я буду говорить слово – «признак», а вы тоже называете, но наоборот, например:

большой – маленький

толстый – тонкий

черный – белый

горячий – холодный

пустой – полный

легкий – тяжелый

чистый – грязный

больной – здоровый

ленивый – трудолюбивый

храбрый – трусливый

послушный – балованный

богатый – бедный

сильный – слабый

веселый – грустный

красивый – безобразный

широкий – узкий

высокий – низкий

твердый – мягкий

гладкий – шершавый

кислый – сладкий

детский – взрослый

добрый – злой

- Молодцы! Вот сколько слов вы назвали. Ребята, а сейчас предлагаю выйти из-за столов и поиграть еще в одну игру «Путаница». Я буду вас путать, если вы согласны с моим утверждением, то хлопайте в ладоши, а если – не согласны, то топайте.

Пингвины – жители пустыни,

Ужата очень любят дыни,

Шоферы знают толк в малине,

Ребята ползают в пустыне,

Верблюды плавают на льдине,

Медведи возят груз в машине,

Неспешно ходит черепаха,

Колючий лев в траве таится,

Могучий еж не знает страха,

За ним охотится лисица.

Нет ни  склада тут, ни лада…

- Ребята, на прошлом занятии мы учились составлять предложения. Давайте вспомним,  из чего состоит предложение? (Из слов).

- Запомните, ребята, что слова бывают разными. Назовите длинные слова. (Ответ детей: конструктор, телевидение,…).

- Теперь назовите короткие слова. (Ответ детей: сон, лук, нос,…).

- Какими  можно назвать слова: гром, гроза, тигр? (Ответ детей: громкими).

-  Назовите тихие слова.  (Ответ детей: шелест, шепот, тишина).

- А какие вы знаете звонкие слова?  (Ответ детей: жаворонок, зайчик, жизнь,…).

- Какими ласковыми словами вас называют ваши близкие? (Ответ детей: солнышко, кошечка, доченька, сыночек,…).

-  Есть сладкое слово – конфета,

Есть быстрое слово – ракета,

Есть кислое слово – лимон,

Есть слово с окошком – вагон.

Есть слово колючее – ежик,

Есть слово промокшее – дождик,

Есть слово зеленое – ель,

Есть слово упрямое – цель.

Есть книжное слово – страница,

Есть слово лесное – синица,

Есть слово пушистое – снег,

Есть слово веселое – смех…

- Давайте придумаем предложение по этой картинке, состоящее из двух слов, из трех слов.

Выставляем слова – фишки.

- Что делают дети? (Дети играют)

«Дети» - выставляют одну фишку

«играют» - кладут рядом другую фишку.        

Далее воспитатель говорит предложения, а дети выкладывают фишки:

- Идет дождь.

- Идет сильный дождь.

- Птичка свила гнездо.

- Холодно.

- Прибежал пес.

- Брат читает.

- Мама готовит ужин.

- Рома пил молоко.

- Папа удил рыбу.

- Теперь я буду выкладывать фишки, а вы будете придумывать предложения. (Дети выполняют задание).

- Ребята, давайте сейчас вспомним, чем мы сегодня с вами занимались? (Учились составлять предложения из слов).