конспект занятия по обучению грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Безрукова Елена Николаевна

конспект занятия по обучению грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл занятие по обучению грамоте31.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: "Буква Б, звуки (Б, Б*)"

Цель: ознакомление детей со звуками [б-б] и  буквой Б.

Задачи: научить детей  выделять элемент ритмического рисунка ударением, учить четко произносить звуки [Б], [Б'], дифференцировать их на слух и в произношении, учить детей делить на слоги двух-трехсложные слова без стечения согласных, продолжать учить подбирать родственные слова к заданному слову, учить звуковому анализу слов.

Ход занятия:

Сказка «Мышиные проделки».

 Воспитатель: Ребята, вчера, когда я возвращалась с работы домой, мне повстречался Буратино. Он был ужасно расстроен. Я спросила: «Что случилось? » Он мне рассказал такую историю. Жил он с папой в маленьком городке, на тихой улочке, в уютном деревянном домике. Научился читать и перечитал все свои книги, которые жили у них на книжной полке. На этой полке жил старый – престарый словарь – книга, где собрано много слов, и дано им объяснение. Но повадились мыши грызть в словаре страницы: что ни день, то какое-нибудь слово пропадает, а его описание остаётся. Грызя словарь, мыши надеялись научиться говорить, но напрасно. Почти все слова исчезли, но никто из мышиного племени так и не заговорил. Буратино очень хотел всё знать, поэтому словарём пользовался он очень часто. А как ему теперь быть? Там что ни слово – то дырка. Давайте поможем Буратино восстановить некоторые слова по описанию.

(Не произношу слова, а только их описание.)

 БУМАГА – она бывает белая, бывает цветная, бывает тонкая, бывает бархатная, по ней пишут, рисуют; из неё делают тетради и книги.

БУСЫ – они бывают янтарные, жемчужные, стеклянные; прозрачные и разного цвета. Это украшение, которое носят на шее. Оно состоит из многих мелких и крупных частей.

БУДИЛЬНИК – это вещь, которая есть почти в каждом доме, она помогает не опаздывать людям на работу и в детский сад. С её помощью люди узнают, который сейчас час. Этот предмет может сам сказать вам: «Пора вставать! »

 БУКЕТ – его составляют из отдельных цветов, его ставят в красивые вазы, его дарят артистам, его преподносят в день рождения.

 (По мере отгадывания слов выставляю картинки с изображением этих предметов на магнитную доску.)

Молодцы, ребята! Справились с таким трудным заданием. Помогли Буратино.

(Затем ещё раз называю слова, выделяя первый звук «Б».)

Ребята, вот я смотрю и никак не пойму, чем эти слова похожи? (Ответы детей.)

Правильно, все эти слова начинаются на один и тот же звук «Б».

 Давайте вместе с вами произнесём этот звук «Б».

 Что нам помогает произносить этот звук? (Губы.)

 Ребята, скажите какой звук «Б»? (Согласный, твёрдый, звонкий.)

Я найду слова везде – на полу, на потолке,

 На окне и на стене, на столе и на ковре.

 Ищем слова, которые начинаются на звук «Б» в нашей группе. (Ответы детей.)

 Молодцы! Много слов нашли, ни одного не оставили.

Скажите, мы можем жить на улице, под открытым небом? (Ответы детей.)

А почему? (Ответы детей.) А где мы живём? (Дома, в квартире.)

 Вот и каждого звука есть свой дом – это буква, у звука «Б» - буква «Б» (показываю букву)  На что похожа буква «Б»? (Ответы детей.) Попробуем превратиться в букву «Б». (Дети принимают форму буквы.) Молодцы!

Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем.

Скажите, а как и чем можно написать буквы? (Ответы детей.)

 А если мы находимся на улице и у нас нет ни карандашей, ни ручек, ни бумаги. Что будем делать тогда? (Ответы детей.)

 А я могу вот так написать буквы. (Подзываю к себе ребёнка, прошу его закрыть глаза. Пишу ему на ладошке пальцем, а он угадывает букву. Затем пишу на спине ребёнка, а ребёнок угадывает, что я написала.)

 Да, писать можно по разному. А ещё буквы можно выложить. Как вы думаете из чего? (Из спичек, из палочек и т. д.) Сегодня мы с вами будем выкладывать букву «Б» из геометрических фигур.

 (После того, как дети справились с заданием, задаю вопрос.)

Скажите, какие геометрические фигуры вам понадобились для этого? (Ответы детей.)

Посчитайте, сколько всего геометрических фигур ушло на выкладывание буквы «Б». У кого больше, у кого меньше?

 Пойдёмте к доске, посмотрим на неё и вспомним слова, которые мы восстанавливали для Буратино. Начинаются эти слова на один и тот же звук, значит и в словаре они были на одной и той же странице. А они, ребята, начинаются на один и тот же слог «БУ».

 (На слог «БУ» - хлопаю.)

 БУ – МАГА, БУ – СЫ, БУ – ДИЛЬНИК, БУ – КЕТ.

 Попробуем разделить эти слова на слоги с помощью хлопков. Посчитаем, сколько слогов? (Ответы детей.) А как вы узнали? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.) Молодцы, отлично справились с заданием! Сейчас мы с вами поиграем в игру «Живые звуки».

 (Для детей подготовлены синие и красные карточки.)

 Какие звуки мы обозначаем синим цветом? (Согласные.) А красным? (Гласные.)

 (Вызываю двоих детей, называю их шепотом.)

 А ну-ка звуки, назовите себя! (После того, как назвали.) Читаем слог. (Прочитали, меняются звуки местами.) Читаем. (И так все слоги) «БА», «БО», «БЫ», «БУ». Молодцы! На какой слог начинаются слова, которые мы с вами восстановили для Буратино? (Показываю на доске.)

 (На слог «БУ».) Начало у всех этих слов одинаковое. Сейчас мы будем с вами играть в игру «Догадайся, что за слово? »; я буду говорить конец слова, а вы приставлять вначале слог «БУ», угадывать слово и называть его. Готовы? Начинаем!

СЫ (бусы, КЕТ (букет, ДИЛЬНИК (будильник,

МАГА (бумага, ЛАВКА (булавка,

 ЛКА (булка, ТОН (бутон, РАТИНО (Буратино) .

 Ребята, я совсем забыла, ведь Буратино ещё сказал, что если вы отгадаете его имя, я должна буду отдать волшебный сундучок.

(Открываю сундучок, там нахожу буквы «Б» на каждого ребёнка.)

 Это вас Буратино поблагодарил за то, что вы помогли ему восстановить слова в словаре. Эти буквы вы, ребята, разукрасьте как вам нравится.

Рефлексия:

 Воспитатель: Все задания выполнены. Вы хорошо со всем справились. Предлагаю вам выбрать из трёх карточек одну и ответить карточкой на вопрос: «Понравилось вам занятие? »

Красная – понравилось; Жёлтая – не очень; Синяя – не понравилось.

 (Дети выбирают, воспитатель уточняет почему.)

 Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»

Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Посылка от Феи Грамоты"

Конспект открытого занятия по обучению грамоте, которое поможет охватить материал за весь год....

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ЛЕГО для детей подготовительной группы «Путешествие в Царство грамоты» Звук М, Мь. Буква М.

В этой статье автор расскрывает проблему развития у детей  фонематического  слуха и восприятия. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ буквы М, с помощью конс...

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением» Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социал...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы»....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Грамотеи-путешественники"

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте содержит в себе игровые приемы закрепления и обобщения по темам"Фонетический анализ слова", "Слоговая структура слова"...

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием Лего «Путешествие в Царство грамоты»

Цели: Научить детей характеризовать звуки М, Мь.Задачи:- Развивать у детей фонематический слух и восприятие. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ ...