Обучение грамоте.
методическая разработка по обучению грамоте

Данилова Наталья Михайловна

Учить грамматически правильно выражать свои мысли. Закреплять знания детей о слове, слоге, звуке, предложении. Делить слова на слоги. Определять звонкие, глухие, мягкие, твердые. Закрепить понятие о речи. Продолжать развивать зрительно-двигательную координацию (писать в тетради). Развивать речь, мышление, фонематический слух, внимание, память. Продолжать учить детей чтению. Воспитывать у детей усидчивость, аккуратность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote-11.docx18.01 КБ

Предварительный просмотр:


Обучение грамоте.

Программное содержание:

  1. Учить грамматически правильно выражать свои мысли.
  2. Закреплять знания детей о слове, слоге, звуке, предложении. Делить слова на слоги. Определять звонкие, глухие, мягкие, твердые.
  3. Закрепить понятие о речи.
  4. Продолжать развивать зрительно-двигательную координацию (писать в тетради).
  5. Развивать речь, мышление, фонематический слух, внимание, память.
  6. Продолжать учить детей чтению.
  7. Воспитывать у детей усидчивость, аккуратность.
  8. Индивидуальная работа с Ринальдом, с Сашей Я, Андреем Н. – развивать умение делить слова на слоги.
  9. Словарная работа: закрепить в речи детей слова: зуб, дома, сыр, кукла, лимон, синица, морозы, береза и т.д.

Предшествующая работа:

  1. В течение учебного года дали понятие о слове, слова делили на звуки, а затем на слоги, из слов составляли предложения.
  2. Знакомились со звуками гласные, согласные, звонкие, глухие, твердые, мягкие.
  3. Писать печатные и письменные буквы, маленькие рассказы.
  4. Учились чтению.

Материал:

  1. Д/и «Пирамида» - состоит из предметных картинок.
  2. Д/и «Потерялся звук» - состоит из слов с пропущенной буквой.
  3. Д/и «Потерялся слог» - карточки состоят из слов с пропущенным слогом.
  4. Д/и «Заблудился звук» - читаю стихи дети, намеренно ошибаясь в словах, дети называют слово правильно.
  5. Сюжетные картинки.
  6. Тетрадь и ручку.
  7. Д/и «закончи предложение»
  8. Д/и «Определи лишнее слово»
  9. Небольшие рассказы.
  10. Д/упражнение.

Ход 

В. – ребята, сейчас мы с вами вспомним все то, что проходили в течение года. Будьте очень внимательны. За правильный ответ получаете по звездочке. Что мы называем словом?

(Ответы 2-3 детей)

В. – Какие бывают слова?                                               (Ответы 2-3 детей)

В. – Назовите короткие слова?                                       (Ответы 2-3 детей)

В. – Молодцы, это те слова, в которых только одна часть или один слог называются короткие слова.

В. - Назовите длинные слова?                                           (Ответы детей)

В. – Молодцы, это те слова, в которых несколько слогов называют длинными. А сейчас предлагаю поиграть.

        Играем в д/игру «Пирамида». Возьмите предметные картинки и постройте пирамиду. Вы знаете, что первая картинка состоит из одной части, вторая из 2-х слогов и 3-х слогов.  Назовите кто правильно построил.                                                                        (Ответы 2-3 детей)

В. – Ребята, молодцы с заданием справились.  Скажите: из чего состоит слово?                                                                               (Ответы 2-3 детей)

В. – Хорошо слова делятся на слоги и звуки.  Чем отличается звуки от букв?                                                                                 (Ответы 2-3 детей)

В. – Какие бывают буквы?                                             (Ответы 2-3 детей)

В. – Назовите твердые гласные буквы?                        (Ответы 2-3 детей)

В. – Назовите мягкие гласные буквы?                          (Ответы 2-3 детей)

В. – Правильно первый ряд твердый, а второй мягкий. Чем отличаются гласные звуки от согласных?                                         (Ответы 2-3 детей)

В. – Какие бывают согласные звуки?                            (Ответы 2-3 детей)

В. - Все гласные проверяются под ударением, а есть гласные которые надо запомнить. Молодцы ребята, мы с вами вспомнили что такое слово, какие бывают слова, что слово делится на звуки, буквы, но также слово делится на слог.

В. – Предлагаю поиграть в Д/игру «Потерялся слог» (дети называют только слог) а затем слово. Молодцы ребята, а сейчас все встали и приготовились играть в игру «Буратино».      Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся, три нагнулся.

Руки в стороны развел

Чтобы ключик нам достать

Надо на носочки встать.

  В. – Молодцы, сели все правильно, дальше продолжаем. Будьте очень внимательны. Ребята, люди говорят, выражают мысли, чувства, слушаем своих товарищей, рассказываем сказки, рассказы.

Все это речь. А какая это речь, когда говорим.                     (Ответы 2-3 детей)

В. – Даже когда мы читаем это тоже «устная речь». Вот и сейчас мы с вами поиграем в д/игру «Заблудился звук».  Я  буду читать стихи, а вы внимательно слушайте и определите то слово в котором неправильный звук.

  1. На болоте нет дорог

Я по кошкам (кочкам)

Скок да скок.

  1. Сияет море перед нами

Летают майки (чайки)

Над волнами

  1. Наевшись рыбы до отвала

На море чайна (чайка) отдыхала

В. – А какая еще речь бывает?                                             (Ответы 2-3 детей)

В. – Правильно письменная речь. Вот и мы сейчас с вами тоже будем писать. Сначала взяли тетради и ручку. И перед вами лежат сюжетные картинки, будем составлять  слова, предложения и записывать в тетрадь.

                                                                                                 (Ответы 2-3 детей)

В. – Правильно, предложение состоит из слов. Ребята, а какие бывают предложения.                                                                            (Ответы 2-3 детей)

Рассмотрите картинки и ответьте на вопрос. Что это?

(Ответы 2-3 детей)

В. – Молодцы, на вопрос что это? Отвечает все не живое.  А ответьте на вопрос! Кто это?

- Молодцы, на вопрос кто это отвечает все живое.

В. – Рассмотрите свою картинку и составьте предложение из одного слова и запишите его в тетрадь.  (Зарисуйте  схему, в кон       )

И от этого предложения на этой строчке разделите это слово по слогам.

В. – Сейчас составьте предложение из двух слов. Запишите в тетрадь. (Зарисуйте  схему этого предложения. Перепишите предложение каждое слово разделите на слоги.

В. – Молодцы, а сейчас составьте предложение из 3 слов.  Напоминаю: если в предложении есть предлог, то оно считается как слово. Зарисовать схему этого предложения.  

Физкультминутка для рук.

Наши пальчики писали,  Наши пальчики устали,

Мы немножко отдохнем.    И опять писать начнем (2 раза)

В. - Предлагаю составить предложение из 4 слов.  Зарисуйте схему этого предложения.

В.– Молодцы, все написали. А сейчас мы с вами поиграем в Д/и «Закончи предложение»                                                                      (Ответы 2-3 детей)

В. – А  сейчас предлагаю  почитать небольшие рассказы. Задаю вопросы:

- Сколько слов в первом предложении?

- Сколько слов в последнем предложении?

- Сколько предложений в рассказе?                                    (Ответы 2-3 детей)

Д/упражнение «Вставь нужное слово в предложении»

(Ответы 2-3 детей)

Игра на внимание «Определи лишнее слово»

В. – А сейчас подсчитаем звездочки и  узнаем кто как занимался.

- А теперь, ребята скажите – Кто вам понравился? Кто отвечал полным ответом?                                                                                 (Ответы 2-3 детей)

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте

Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Консультация для родителей: "Когда следует начать обучение грамоте? С чего начать обучение грамоте?"

В материале данной консультации родитель сможет правильно сориентироваться в вопросе обучения грамоте своего ребенка. Когда лучше начать обучение? Как взяться за реализацию этого процесса?...

Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.

Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...

Дидактическое пособие по обучению грамоте к программе «Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.

Дидактическое пособиепо обучению грамоте к программе«Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.Подготовила: Яковлева И.Н. воспитатель первой квалификационной категории...

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год ...