Конспект открытого итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие по сказке Гуси-лебеди»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Елецкова Яна Сергеевна

Конспект открытого итогового занятия по обучению грамоте

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие по сказке Гуси-лебеди»

 «Путешествие по сказке Гуси - лебеди»

Цель занятия: Повторение и закрепление звуков.

Задачи:

Обучающие:

- закрепить умение находить место звука в словах;

- закрепить умения делить слова на слоги;

- закрепить знания о гласных и согласных звуках, об их различии;

- совершенствовать диалогическую, устную речь.

Развивающие:

- развивать логическое мышление, внимание;

- развивать фонематический слух детей.

Воспитательные:

- воспитывать чувство доброжелательности, отзывчивости, желание помогать

слабым;

- воспитывать интерес к сказкам, несущим доброту, справедливость.

Оборудование: дерево-яблоня, яблоки с заданиями, печка, пироги с заданиями, речка с рыбками-заданиями, предметные картинки.

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости. Давайте дружно поздороваемся с ними. Сегодня, ребята, у нас с вами необычное занятие по обучению грамоте, мы отправимся путешествовать по сказке. А по какой сказке,вы должны угадать:

В сказке небо синее,

В сказке птицы страшные.

Яблонька спаси меня,

Реченька спаси меня,

Печка помоги!

Дети:(Гуси - лебеди).

Воспитатель: Правильно, русская народная сказка «Гуси – лебеди».

-С кем случилась беда в этой сказке?

Дети: с Иванушкой.

Воспитатель: Почему это произошло?

Дети: Алёнушка заигралась и недоглядела.

Воспитатель: Хотите помочь Алёнушке спасти Иванушку?

Дети: Да.

Воспитатель: тогда садимся на свои места.

А сейчас давайте скажем волшебные слова, которые помогут нам с вами попасть в сказку.Послушайте их:

Ра-ра-ра – начинается игра.

Са-са-са - ждут в пути нас чудеса!

А теперь давайте повторим все вместе (дети повторяют 2 раза).

Ребята, вот и попали мы с вами в сказку.

Стук в дверь. Заходит Аленка.

Алёнушка: Здравствуйте ребята, я Алёнушка. Помогите мне спасти моего братца Иванушку, его гуси-лебеди унесли к Бабе-Яге.

Воспитатель: ребята поможем Алёнушке?

Дети: Да.

Воспитатель: а скажите мне дети, где живет Баба-Яга?

Дети: в дремучем лесу.

Воспитатель: а что там творится? Вот послушайте.

Фонетическая зарядка.

В лесу волки воют у-у-у

Шелестят листья ш-ш-ш

Ползают и свистят змеи с-с-с.

А теперь все вместе повторим (дети повторяют 2 раза).

Что мы с вами произнесли?

Дети:(звуки).

Воспитатель: Чем звуки отличаются от букв?

Дети: Звук – мы слышим и произносим.

Буквы мы пишем и читаем.

Воспитатель: на какие две группы делятся звуки?

Дети: (На гласные и согласные)

Воспитатель: Чем гласные звуки отличаются от согласных?

Дети: Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды. Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

Воспитатель: Какие бывают гласные звуки?

Дети: Ударные и безударные.

Воспитатель: Каким цветом на схеме обозначаются гласные звуки?

Дети: Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Воспитатель: Какие бывают согласные звуки?

Дети: Согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими, звонкими и

глухим, парные и непарные.

Воспитатель: Ребята что означает синяя карточка?

Дети: Синяя карточка означает твердый согласный звук.

Воспитатель: Назовите гласные звуки, которые указывают на то, что впереди стоит твёрдый согласный звук.

Дети: А, О, У, Ы, Э.

Воспитатель: Ребята что означает зелёная карточка?

Дети: зеленая карточка означает мягкий согласный звук.

Воспитатель: Назовите гласные звуки, которые указывают на то, что впереди стоит мягкий согласный звук.

Дети: Я, Ё, Ю, И, Е.

Воспитатель: Дети, что вы знаете о глухих и звонких согласных звуках?

Дети: Глухой звук образуется без участия голосовых складок, когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.

Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,

Воспитатель: Молодцы ребята итак, наше путешествие начинается. И мы с вами отправляемся в лес, а там полно чудес. И хитрая Баба-Яга приготовила для вас задания.

В: П/игра «По ровненькой дорожке»

По ровненькой дорожке, шагают наши ножки,

По камушкам, по кочкам

Мы к яблони пришли.

Воспитатель: Давайте, спросим у яблони куда гуси- лебеди полетели, Иванушку понесли? (спрашивает ребенок) Не отвечает.

  Но на яблоне висят яблочки, а на них задания, нам нужно эти задания правильно выполнить, чтобы идти дальше (воспитатель срывает яблоко и читает детям задание, показывает предметные картинки): Ребята это проделки Бабы-Яги.

Задание 1. Определите место звука А в словах. Где находится звук А в начале, середине или в конце слова?

(На яблоках с обратной стороны цифры, на доске перевёрнутые картинки. На лицевой стороне цифры, картинки - арбуз, рыбка, шарик, мышка, арка, собака).

Воспитатель: Молодцы! Отправляемся дальше.

В: П/игра «По ровненькой дорожке»

По ровненькой дорожке, шагают наши ножки,

По камушкам, по кочкам

Мы к речки подошли.

Воспитатель: Ребята,  что нас ждет впереди?!

 Дети : речка.

Воспитатель: может  она  знает знает куда гуси-лебеди полетели?

В речке плавают волшебные рыбки да непростые, а с заданиями. Нам нужно правильно их выполнить, чтобы продолжать наш путь, иначе кто же спасет Ваню?

Задание 2. Разделите слова на слоги, определите, сколько слогов в каждом слове (на слух). де-ре-во, печ-ка, ре-ка, гу-си, пи-ро-ги. яб-ло-ня, из-буш-ка, ма-туш-ка, дно, сли-воч-ки.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились с заданием. Рыбок мы отпустим обратно, а сами отдохнём.

Физкультминутка

В темном лесу есть избушка (шагаем)

Стоит задом наперед (поворот)

В той избушке есть старушка (наклоны)

Бабушка Яга живет (наклоны)

Нос крючком (показать нос)

Глаза большие (показать глаза)

Словно угольки горят

Ух, сердитая какая! (грозит пальцем)

Дыбом волосы стоят.

Повторяйте за мной (2 раза).

Воспитатель: Вот дошли мы с вами до печки. Печка, печка, куда гуси-лебеди полетели? Смотрите, ребята у печки-то все готово.

Воспитатель берет пирожок (читает загадку).

Загадка.

На опушке,

На дорожке,

Стоит дом

На курьих ножках (изба).

Задание 3. Звуковой анализ слова

- Кто может сделать звуковой анализ у доски? Выходи! (выходит ребёнок)

Воспитатель: Сколько звуков в слове изба? (4)

- Назови первый звук в слове «изба»?

- Первый звук в слове «изба» звук [и]

- Назови, какой это звук?

- Он гласный.

- Значит какой фишкой мы обозначаем гласный звук в схеме? (красной)

- Гласный звук мы обозначаем красной фишкой.

- Второй звук в слове «изба» звук [з].

- Назови, какой это звук?

- Он согласный, твердый.

- Значит мы обозначаем синей фишкой.

- Какой следующий звук в слове «изба»?

- Следующий звук в слове «изба» звук [б].

- Какой он?

- Он твёрдый согласный.

- Значит твёрдый согласный звук мы обозначаем синей фишкой.

- Следующий звук в слове «изба» звук [а].

- Какой он?

- Он гласный.

- Значит мы обозначаем красной фишкой.

- Сколько гласных звуков? Сколько согласных звуков?

- Сколько слогов в слове «изба»?

- В слове «изба» 2 слога. Почему?

- Ребята, где же мы поставим ударение? На какой слог падает ударение?

- Правильно! На второй слог. А какой звук?

- Ударение у нас стоит на звуке [а]. Произнесите. ИЗБА.

- Молодцы! Ребята, а мы с вами идем дальше.

В: П/игра «По ровненькой дорожке»

По ровненькой дорожке, шагают наши ножки,

По камушкам, по кочкам

Мы к избушке подошли.

Воспитатель: Ой, ребята, смотрите что это? Воспитатель находит возле избушки перышко.

Ребята, гуси-лебеди пролетали, перо-то и потеряли. Воспитатель переворачивает перышко, да здесь же ещё задание.

Задание 4. Ребята составьте звуковую схему слова, и выделить ударный гласный звук.

У вас на столе лежат картинки переверните их. Посмотрите на доску, это будет вам подсказкой.

Дети проводят звуковой анализ слова, выставляя квадратики в соответствии со звуками в слове. По ходу выполнения педагог уточняет,какие звуки встречаются: согласные или гласные, твердые или мягкие.

Молодцы ребята. Вы справились с последним заданием.

Из избушки выходит Иванушка.

Иванушка: Спасибо ребята, что помогли Алёнушке спасти меня от злой Бабы-Яги.

Аленушка подходит к Иванушке.

Алёнушка: Спасибо ребята вам за помощь, а это от меня гостинцы. Кланяются, уходят.

Воспитатель: Спасибо тебе Алёнушка. Вот и помогли мы спасти Алёнушке братца Иванушку, а нам пора возвращаться в детский сад.

Выход из сказки.

Мы веселые ребята,

Мы ребята – дошколята

Все сегодня потрудились

Снова в группе очутились!

Итог занятия.

Воспитатель: - Ребята, скажите, кто приходил к нам в гости? Что с ними случилось?

- Что вам больше всего понравилось?

- Какое задание было для вас самым сложным?

Дети, вы сегодня хорошо занимались, показали, чему научились на занятиях по обучению грамоте. Наше занятие окончено.

Раздача шоколадок Аленка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по речевому развитию в подготовительной группе "Путешествие по сказке Гуси-Лебеди"

Итоговое занятие по речевому развитию в подготовительной группе "Путешествие по сказке "Гуси - Лебеди"...

НОД по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие по сказке Гуси-лебеди"

Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группы....

Конспект образовательной ситуации по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие по сказке "Гуси лебеди"

Задачи:Повторить и закрепить знания о звуках.Продолжать учить различать гласные и согласные звуки.Закреплять умение находить место звука в слове.Продолжать учить выполнять звуковой анализ слова: делит...

занятия по обучению грамоте в средней группе «Путешествие по сказке «Гуси — лебеди»

Цель:Повторить и закрепить имеющиеся знания по обучению грамоте.Задачи:Продолжать знакомить детей с термином «звук», выделять первый звук в слове.Закреплять знания детей о протяженности сл...