Занятие по обучению грамоте "Звук и буква Чч"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Занятие по обучению грамоте по теме: "Звук и буква Чч" (по Н.В. Нищевой)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_ch.docx19.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Звук и буква Чч»

Коррекционно-образовательные цели: Ознакомление со звуком [ч] и буквой Чч. Формирование навыка чтения слогов и слов, предложений  с новой буквой. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыков конструирования и печатания.

Коррекционно- развивающие цели: Развитие фонематического восприятия, зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, навыков ориентировки на плоскости, тонкой и общей моторики, координации движений, подражательности.

Оборудование: Магнитная доска, сухой бассейн с предметными картинками, рабочие тетради, буквари по числу детей, карандаши, полоски для  определения места звука в слове, синие флажки, предметные картинки, мяч, счетные палочки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

На столе сухой бассейн с предметными картинками.

Опустите руки в бассейн и найдите по одной картинке.

Дети выполняют задание.

Назовите свои картинки. (Чебурашка. Черепаха. Часы. Чайник.)

С какого звука начинаются эти слова? (…)

Вот об этом звуке и букве, ко-рая его обозначает, мы и будем говорить сегодня.

2. Игровое упражнение «Найди место звука».

Педагог раздает материалы для звукового анализа.

Положите картинки перед собой. Еще раз произнесите название своей картинки и фишкой обозначьте на полоске место этого звука в слове.

Дети выполняют задание.

3. Работа по книге «Мой букварь». Знакомство с буквой Чч.

Посмотрите в буквари. В верхней части правой страницы вы видите букву Чч. Это новая согласная буква, с ко-рой вы сегодня познакомитесь. Как вы думаете, почему под буквой только один зеленый кружок? (…)

Правильно. Теперь положите руку на горлышко, произнесите этот звук. Определите, это глухой или звонкий согласный.

Дети кладут руку на горлышко и произносят звук [ч]. (…)

Верно. Звук [ч] – согласный глухой и всегда мягкий. Посмотрите на картинку рядом с буквой. Послушайте стихотворение к ней.

Чебурашка чашку чая

Черепашке наливает.

Возьмите простые карандаши. Обведите в стихотворении все буквы Чч.

Дети выполняют задание.

Молодцы! Теперь рассмотрите картинку в нижней части страницы. Кто спрятался среди цветов? (…)

Разделите слово бабочка на слоги. (…)

Теперь прочитайте слова с новой буквой на следующей странице. (…)

И наконец, прочитайте предложения все вместе, хором. (…)

Вы хорошо читали сегодня. Обратите внимание, во всех словах, ко-рые вы прочитали, после буквы Ч пишется буква А. есть такое правило: ЧА пиши с А. Повторите его. (…)

4. Упражнение «Светофорчики».

Произнесите названия картинок, ко-рые вы видите в нижней части страницы. (…)

Определите место звука [ч] в этих словах. Раскрасьте соответствующие картинки в светофорчиках.

Дети выполняют задание.

5. Упражнение «Кто скорее?». Конструирование буквы Чч из палочек.

Давайте проведем соревнование: кто скорее сложит букву Ч из палочек. Какие палочки вам нужны для этого? (…)

Дети берут палочки.

Вы готовы? Раз, два, три. Начали.

Дети выполняют задание.

Здорово. Вы одновременно закончили выполнение задания! Значит, все стали победителями.

6. Подвижное упражнение «Карусели».

В парке нашем карусели.     Дети бегут по кругу, взявшись за руки, все ускоряя  

На лошадок дети сели.         бег.

Раскрутили карусели,

Поскакали, полетели.

Не коснувшися земли,         Меняют направление движения. Опять ускоряют бег.

Полетели, как могли,

Над полями, над лесами,

Над горами и морями.

Только кончился завод,     Расцепляют руки. Двигаются по кругу др. за др. с  

Замедляют кони ход.    высоким подниманием коленей. Ритмично кивают головой.

Вот и кончилась игра.

Отдыхать коням пора.    Останавливаются. Показывают, как кони бьют копытом,

                                                                                 стоя на месте.

7. Печатание буквы Чч  в воздухе и в тетради.

Посмотрите в тетрадь. Что вы видите в верхней части страницы? (…)

Подумайте, каким карандашом вы раскрасите букву Чч, какие карандаши вам нужны для того, чтобы раскрасить картинки, и начинайте работу.

Дети выполняют задание.

Давайте напишем большие буквы Ч. Посмотрите, как я пишу букву Ч на доске. Сначала я пишу сверху вниз одну длинную палочку, потом слева от нее элемент, ко-рый вы выкладывали из двух коротких  палочек. «Напишите» так же букву Ч в воздухе.

Дети «пишут» букву Ч в воздухе.

Теперь можете написать буквы в тетради.

Дети выполняют задание.

Затем аналогично – маленькую букву ч.

8. Работа в тетради. Упражнение «Составь схему».

Педагог предлагает детям перевернуть страницу.

На середине страницы вы видите тучу. Произнесите это слово и выполните его звуковой анализ. Раскрасьте кружки под рисунком.

Дети выполняют задание.

Сколько всего звуков в слове туча? (…)

Сколько гласных звуков? Какие? (…)

Сколько согласных звуков? Какие? (…)

Отлично. Молодцы!

9. Работа в тетради. Упражнение «Разноцветные линии»

Какую букву вы видите в верхней части страницы слева? (…)

А в нижней части страницы справа? (…)

Рассмотрите картинки, нарисованные между буквами. Соедините с буквой Ч те картинки, в названиях ко-рых есть звук [ч],оранжевым карандашом, а с буквой Ц соедините те картинки, в названиях ко-рых есть звук [ц], фиолетовым карандашом.

Дети выполняют задание.        

10. Упражнение «Веселый круг».

Поиграем в игру «Веселый круг». Будем бросать мяч др. др. и вспоминать слова, содержащие звук [ч]. Чайка. (…)

11. Окончание занятия. Оценка работы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Конспект занятия по обучению грамоте "Гласная буква Я" в подготовительной группе детского сада.

Цель: Познакомить детей с гласной буквой Я,я, случаем обозначения ею двух звуков [й'а].Задачи:Показать , что в начале слова и после гласных Я обозначает два звука;Познакомить со словом «Я&ra...

Презентации к занятиям по обучению грамоте Нищевой. "Буква А", "Буква У".

Данные презентации будут полезны при проведении занятий по парциальной грограмме Н.В.Нищевой "Обучение грамоте". Презентации составлены по пособию "Мой букварь"....

Презентация к занятию по обучению грамоте Нищевой. "Буква О"

Презентация будет полезна при проведении занятия по обучению грамоте в старшей группе....

Презентация к занятию по обучению грамоте Нищевой. "Буква И"

Данная презентация будет в помощь воспитателям при проведении занятий по парциальной проограмме Н.В.Нищевой "Обуучение грамоте". презентация составлена по страницам пособия "Мой букварь...

Презентация к занятию по обучению грамоте Нищевой. "Буква Т"

Данная презентация будет  в помощь воспитателям при подготовке к занятию по обучению грамоте....

Презентация к занятию по обучению грамоте Нищевой. "Буква П"

Данная презентация будет полезна воспитателям, занимающимся обучением грамоте по программе Нищевой....