Конспект занятия "Буква и звук З".
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Гричкоcей Наталья Николаевна

текст

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zz.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.

Тема: «Знакомство с буквой «З,з»»

Программное содержание: Учить определять место звука «З» в слове  (в начале, в середине, в конце). Продолжать знакомить с буквами русского алфавита, с характеристикой согласных звуков. Учить чётко произносить звук [з] и [з'], дифференцировать их на слух и в произношении. Упражнять в образовании множественного числа существительных.  Упражнять в употреблении предлогов за, из-за.  Совершенствовать фонематический слух, мелкую моторику, тактильные ощущения. Совершенствовать навыки звуко - слогового анализа.  Воспитывать культуру речевого общения.

Материалы и оборудование: тетради с заданиями, карандаши цветные и простые, буквы Зз и гласные из наборного полотна.

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, посмотрите у нас сегодня не обычное занятие, к нам пришли гости, но это не простые гости, а…. (звук смс) - Что это?

Воспитатель:  Ребята! К нам пришло электронное письмо! Написано: «От Деда Грамотея»! Давайте прочитаем, что пишет нам Дед Грамотей.

«Дорогие ребята!

Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я хочу убедиться и прислал своих помощников, чтобы они проверили ваши знания. В этой посылке лежат мои задания. Отгадайте и выполните мои загадки и задания. Их ровно 5. Выполнив всё правильно вас ждёт небольшой сюрприз.  Желаю успеха! Дед Грамотей».

Воспитатель: Вот это да! Ну что покажем Деду Грамотею, что мы действительно любим учиться и заниматься?

(Ответы детей)

  1. Основная часть.

Воспитатель: А вот и первое задание в письме.

Шляпка большая,
На ноге сидит,
В дождик вырастает,
Хоть совсем не гриб.
Я его беру с собой,
Не нужна мне шляпа,
Разверну над головой,
Если дождь закапал. ( Это зонт!)

Когда за грибами

Ты в рощу идешь,

Ее непременно

С собою берешь. (Корзина)

Воспитатель: А что нужно делать с этими словами? Как вы думаете?

Дети: Звуковой  анализ слова «ЗОНТ».

Воспитатель: А вам все здесь понятно? Мне кажется, мы не все звуки и буквы ещё изучили!  (Дети говорят, что не учили буквы «З».)

Воспитатель: Так давайте с ней познакомимся! Мы знаем звук «З» (зудят комарики) как надо произносить этот звук?  Какой он? (Согласный, может быть твердым и мягким).  Найдем в сочетания звуков которые нужно читать мягко, и отдельно и твердые сочетания. (на доске лента звуков -за, -зо, зы, зи и т .д.) – Какой буквой при письме обозначается этот звук? (выставляется буква «З»).

Воспитатель: На что похожа эта буква? 

 На эту букву посмотри!
Она совсем как цифра 3.
3 - не просто завитушка,
3 - пружина, крендель, струж
ка. 

 Воспитатель: Из скольких элементов состоит буква? Ну что же, мы познакомились с буквой «З»  и теперь мы сможем прописать её в своих тетрадях, но сначала разомнём пальчики для письма и вспомним правила работы при письме.

Пальчиковая гимнастика

Пальчики уснули,                Правая рука зажата в кулак.
В кулачок свернулись,
Один-2-3-4-5                      Разжимаем по одному пальцу.
Захотели поиграть
(то же повторяем с левой рукой)

Воспитатель: Молодцы. Мы выполнили первое задание Деда Грамотея. А второе задание выполнить ЗАС из наших загадок. Нам надо разобрать слова зонт и корзина И второе слово тоже ждет вашего решения.

Работа в тетрадях. ЗАС зонт и корзина.

Воспитатель: Где в слове «зонт» находится звук «З»? А в слове «корзина»?

Молодцы, справились с заданием. Я думаю, Дед Грамотей будет доволен!

А сейчас отдохнём и продолжим выполнять задания.

Физминутка.

 Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись,

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем,

И работать продолжаем. (Выполнение движений вслед за воспитателем.)

Воспитатель: Продолжаем выполнять задания. Следующее задание. Нам нужно изменить первый звук в словах на звук З и тогда мы получим новое слово.

Дидактическая игра «Измени слово».

 губы—зубы  

набор—забор  

кефир—зефир  

гнать—знать  

намок—замок

пелёнка—зелёнка

двери—звери

вал—зал,

дуб—зуб

Воспитатель:  Четвёртое задание. Образование формы множественного числа родительного падежа существительных

мороз—морозы—морозов

арбуз—арбузы —арбузов

карниз—карнизы—карнизов

паровоз—паровозы—паровозов

рассказ—рассказы—рассказов

водолаз—водолазы—водолазов

груз—грузы—грузов

газ—газы—газов

Воспитатель:  У Деда Грамотея есть ещё одно задание. Почему-то в стране АБВГДейки  смешались все слова в предложениях. Их надо распутать и составить правильные предложения.

 Упражнение в употреблении предлогов за, из-за. Преобразование деформированной фразы:

Зина, беседка, цветы, посадить, за.

Зоя, беседка, выглянуть, из-за.

Зонт, спина, за, спрятать, Лиза.

Коза, куст, выглядывать, из-за.

Коза, за, пастись, лес.

Воспитатель:  Давайте запишем схему одного из предложений.

Работа в тетрадях. Схемы предложений.

Заключительная часть.

Воспитатель: Ну что же, ребята, наше занятие подошло к концу. Мы сегодня с вами потрудились на славу. Я думаю, Дед Грамотей будет доволен. А какие задания мы выполняли? Что нового узнали? Что было интересно? Трудно? Помните про подарки? Это книги «Букварь» и прописи, для того чтоб мы учились читать и писать. Дед Грамотей еще не раз придет к нам в гости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия. Дифференциация звуков [с], [с\'], [з], [з\']

Уточнить артикуляцию при произнесении звуков [с], [с\'], [з], [з\'], акустические признаки звуков. Отрабатывать отчетливое произношение звуков [с], [с\'], [з], [з\']. Отрабатывать отчетливое произноше...

Конспект занятия "Дифференциация звуков Ш-Ж"

Развитие фонематических представлений, обучение дифференциации звуков Ш - Ж, развитие звукобуквенного анализа слов, развитие навыка чтения....

Конспект занятия "Автоматизация звука Л в слогах"

Занятие адресовано логопедам, работающим с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи.  Занимательная форма занятия, игровые при­емы, смена видов заданий позволяет удержать внимание де...

Конспект занятия "Дифференциация звуков Л - Р"

Конспект подгруппового занятия "Формирование правильного звукопроизношения и подготовка к обучению грамоте" с детьми подготовительной логопедической группы с заключением "ОНР 3 уровня речевого развити...

Конспект «Двойные гласные звуки (ЯЁЮЕ). Мягкость согласных звуков. Роль воздуха»

Один из самых трудных разделов в периоде обучения грамоте у дошкольников это изучение йотированных гласных букв....