Конспект занятия: «Автоматизация звука Л в слогах. Постановка звука Р. Зачем Тигренку рычать»
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Ульянова Ирина Анатольевна

Конспект индивидуального логопедического занятия: «Автоматизация звука Л в слогах. Постановка звука Р. Зачем Тигренку рычать»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tigrenok.docx6.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия: «Автоматизация звука Л в слогах. Постановка звука Р. Зачем Тигренку рычать»

Цель занятия: Подготовка органов артикуляции и постановка звука "Р".

Задачи:

  • формировать правильный артикуляционный уклад для произношения звука[Р];
  • развивать кинетические и кинестетические ощущения при подготовке к правильному произношению звука [Р].
  • развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, чувство ритма;
  • упражнять плавный, длительный выдох;
  • развивать мелкую моторику;
  • развивать артикуляционную моторику, переключаемость органов артикуляционного аппарата;
  • формировать положительную мотивацию к занятиям.

Оборудование: картинки, зеркало, постановочный зонд, 2 стакана с водой, 2 трубочки для коктейлей, игрушка массажная «Ежик», барабан, спирт для обработки рук, ватные диски.

Ход занятия:

Организационный момент.

- Сегодня ночью мне приснился очень интересный сон. Я тебе его расскажу.

- Садись поудобнее. Слушай: Видела я маленького, очень грустного тигренка. «Почему ты такой грустный» - спросила я его. А он ответил, что так и не научился рычать. Тогда я научила его рычать и тигренок стал веселым и радостным. А ты хочешь научиться рычать как настоящий тигр?

1. Артикуляционная гимнастика для постановки звука [Р]

Упражнения: «Лошадка»,

«Грибок»,

«Гармошка»,

«Чашечка»,

«Индюк»,

«Барабан»,

«Маляр».

2. Развитие плавного, длительного выдоха.

Упражнение «Буря в стакане». (Ребенок и логопед через трубочки дуют каждый в свой стакан с подкрашенной в голубой цвет водой, меняя интенсивность выдыхаемой струи воздуха).

- Это твое море, ты будешь ветром. Сначала ветер дует тихо - на море легкие волны. Затем ветер дует сильнее – начинается небольшой шторм. И наконец, подул очень сильный ураган – на море разыгралась буря. Ветер стихает, стихает, стих - на море штиль.

3. Развитие фонематического восприятия:

Игра «Ловишки»

Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «р»:

Изолированно: Р Р Н Г Р З Р Р Р В Р Д Р Ж М Р Р Р

В слогах: РА- ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО-РУ-АР

В словах: Рак, лак, розы, козы, рыба, лопата, ракета, лошадь…

Игра «Будь внимателен».

- Я буду называть слова: правильные и неправильные. Как только услышишь правильное слово – встань:

Это лак? Это вак? Это рак?

Это козы? Это Лозы? Это Розы?

Это лакета? Это вакета? Это ракета?

3. Уточнение артикуляции.

– Сейчас мы рассмотрим положение артикуляционных органов при произнесении звука Р.

– Положение губ: они открыты, раскрой губки так же.

– Зубки тоже открыты, открой зубки на небольшое расстояние.

– Кончик языка поднят к альвеолам за верхние зубки, а боковые края прижаты к коренным зубам. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки. Покажи рукой, какой язычок? Что напоминает язычок? (Чашечку)

– Посередине языка идёт воздушная струя, подуй так чтоб струя воздуха шла по середине языка. Подставь ладошку, ощути ее.

– Голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

 Уточнение артикуляции звука [Р].

- А теперь давай поучимся «рычать». Посмотри, что я делаю, когда хочу порычать. Язык у меня широкий, в форме чашечки, боковые края прижаты к верхним зубам, кончик языка дрожит за верхними зубами, голос звучит. Послушай: РРРРР.

4. Постановка звука "р".

Используется приём постановки звука от звука Д.

Рот широко открыт, передний край языка поднят за верхние зубы к альвеолам(бугоркам). Ребенок говорит с придыханием Д-Д-Д или Т-т-т. Язык «прыгает на бугорках». Хорошо видны удары кончика языка, который то прикасается к альвеолам, то отскакивает. Ребенок быстро говорит звук Д-Д-Д- и в это время приводит своим указательным пальцем язык в колебание, пальчик под языком. 

Постановка звука [Р].

1) «Маляр» + З, Ж, Д.

2) «Грибок» + подуем.

3) «Балалаечка» + зонд.

4) «Балалаечка» + пальчик.

5) ЗЗЗ – вдыхая воздух.

5. Пальчиковая гимнастика  «Дождик капнул на ладошку»

На цветок и на дорожку

Застучал по крыше он

И раздался частый звон ( произносим сочетание Т-Д ускоряя темп).

7) Поем песенку Крокодила Гены, используя вместо слов слог ДА.

8) Т-Д-ДА, Т-Д-ДЫ+ постукивание ладонью по подбородку.

9) Т-Д- стучим и выталкиваем язычок( 1-ударный звук).

6. Чтобы тигренок не грустил, давай споем ему веселые песенки:

Ла-ла – ла-ла-ла

Ло-ло – ло-ло-ло

Лу-лу – лу-лу-лу

Лы-лы –лы-лы-лы.

7. Договори словечко:

Договори слог Ла:

Ла-ла-ла – полосатая пче…ла

Ла-ла-ла – очень острая пи…ла

Ла-ла-ла – вертится ю…ла

Ла-ла-ла – лодочка плы…ла

Ла-ла-ла – зимою нет теп…ла

Подведение итога занятия.

- Как грустил тигренок, когда не умел рычать, покажи. Как он обрадовался, рассердился, испугался и опять обрадовался.

- Мы с тобой сегодня на занятии учились «рычать». Что тебе понравилось на занятии? Что показалось трудным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Автоматизация звука [Л ] в слогах и словах»

Конспект подгруппового занятия.Тема: «Автоматизация звука [Л ] в слогах и словах»...

Конспект занятия "Автоматизация звука Л в слогах, словах"

quot;Индивидуальное занятие по автоматизации звука Л в слогах, словах"...

Конспект занятия Автоматизация звука Р в слогах и словах со стечением согласных

Конспект занятия для работы с детьми с фонетическим недоразвитием речи в старшей группе...

Конспект занятия "Автоматизация звука [Л] в слогах, словах".

Конспект занятия "Автоматизация звука [Л] в слогах, словах". Цель: автоматизировать звук изолированно, словах. Развитие фонематического слуха....

Конспект занятия "Автоматизация звука [Ж] в слогах, словах и предложениях"

Цель: автоматизировать звук [Ж] в слогах, словах и предложениях....

Конспект занятия. Автоматизация звука [Л] в слогах и словах.

В ходе индивидуальной работы воспитанники закрепляют правильное и четкое произношение звука [Л] в слогах и словах....

Конспект занятия "Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях.

Конспект занятия "Автоматизация звука [Р]  в слогах, словах, предложениях....