Конспект занятия: «Автоматизация звука Л в слогах. Постановка звука Р. Зачем Тигренку рычать»
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Конспект индивидуального логопедического занятия: «Автоматизация звука Л в слогах. Постановка звука Р. Зачем Тигренку рычать»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 6.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического занятия: «Автоматизация звука Л в слогах. Постановка звука Р. Зачем Тигренку рычать»
Цель занятия: Подготовка органов артикуляции и постановка звука "Р".
Задачи:
- формировать правильный артикуляционный уклад для произношения звука[Р];
- развивать кинетические и кинестетические ощущения при подготовке к правильному произношению звука [Р].
- развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, чувство ритма;
- упражнять плавный, длительный выдох;
- развивать мелкую моторику;
- развивать артикуляционную моторику, переключаемость органов артикуляционного аппарата;
- формировать положительную мотивацию к занятиям.
Оборудование: картинки, зеркало, постановочный зонд, 2 стакана с водой, 2 трубочки для коктейлей, игрушка массажная «Ежик», барабан, спирт для обработки рук, ватные диски.
Ход занятия:
Организационный момент.
- Сегодня ночью мне приснился очень интересный сон. Я тебе его расскажу.
- Садись поудобнее. Слушай: Видела я маленького, очень грустного тигренка. «Почему ты такой грустный» - спросила я его. А он ответил, что так и не научился рычать. Тогда я научила его рычать и тигренок стал веселым и радостным. А ты хочешь научиться рычать как настоящий тигр?
1. Артикуляционная гимнастика для постановки звука [Р]
Упражнения: «Лошадка»,
«Грибок»,
«Гармошка»,
«Чашечка»,
«Индюк»,
«Барабан»,
«Маляр».
2. Развитие плавного, длительного выдоха.
Упражнение «Буря в стакане». (Ребенок и логопед через трубочки дуют каждый в свой стакан с подкрашенной в голубой цвет водой, меняя интенсивность выдыхаемой струи воздуха).
- Это твое море, ты будешь ветром. Сначала ветер дует тихо - на море легкие волны. Затем ветер дует сильнее – начинается небольшой шторм. И наконец, подул очень сильный ураган – на море разыгралась буря. Ветер стихает, стихает, стих - на море штиль.
3. Развитие фонематического восприятия:
Игра «Ловишки»
Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «р»:
Изолированно: Р Р Н Г Р З Р Р Р В Р Д Р Ж М Р Р Р
В слогах: РА- ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО-РУ-АР
В словах: Рак, лак, розы, козы, рыба, лопата, ракета, лошадь…
Игра «Будь внимателен».
- Я буду называть слова: правильные и неправильные. Как только услышишь правильное слово – встань:
Это лак? Это вак? Это рак?
Это козы? Это Лозы? Это Розы?
Это лакета? Это вакета? Это ракета?
3. Уточнение артикуляции.
– Сейчас мы рассмотрим положение артикуляционных органов при произнесении звука Р.
– Положение губ: они открыты, раскрой губки так же.
– Зубки тоже открыты, открой зубки на небольшое расстояние.
– Кончик языка поднят к альвеолам за верхние зубки, а боковые края прижаты к коренным зубам. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки. Покажи рукой, какой язычок? Что напоминает язычок? (Чашечку)
– Посередине языка идёт воздушная струя, подуй так чтоб струя воздуха шла по середине языка. Подставь ладошку, ощути ее.
– Голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
Уточнение артикуляции звука [Р].
- А теперь давай поучимся «рычать». Посмотри, что я делаю, когда хочу порычать. Язык у меня широкий, в форме чашечки, боковые края прижаты к верхним зубам, кончик языка дрожит за верхними зубами, голос звучит. Послушай: РРРРР.
4. Постановка звука "р".
Используется приём постановки звука от звука Д.
Рот широко открыт, передний край языка поднят за верхние зубы к альвеолам(бугоркам). Ребенок говорит с придыханием Д-Д-Д или Т-т-т. Язык «прыгает на бугорках». Хорошо видны удары кончика языка, который то прикасается к альвеолам, то отскакивает. Ребенок быстро говорит звук Д-Д-Д- и в это время приводит своим указательным пальцем язык в колебание, пальчик под языком.
Постановка звука [Р].
1) «Маляр» + З, Ж, Д.
2) «Грибок» + подуем.
3) «Балалаечка» + зонд.
4) «Балалаечка» + пальчик.
5) ЗЗЗ – вдыхая воздух.
5. Пальчиковая гимнастика «Дождик капнул на ладошку»
На цветок и на дорожку
Застучал по крыше он
И раздался частый звон ( произносим сочетание Т-Д ускоряя темп).
7) Поем песенку Крокодила Гены, используя вместо слов слог ДА.
8) Т-Д-ДА, Т-Д-ДЫ+ постукивание ладонью по подбородку.
9) Т-Д- стучим и выталкиваем язычок( 1-ударный звук).
6. Чтобы тигренок не грустил, давай споем ему веселые песенки:
Ла-ла – ла-ла-ла
Ло-ло – ло-ло-ло
Лу-лу – лу-лу-лу
Лы-лы –лы-лы-лы.
7. Договори словечко:
Договори слог Ла:
Ла-ла-ла – полосатая пче…ла
Ла-ла-ла – очень острая пи…ла
Ла-ла-ла – вертится ю…ла
Ла-ла-ла – лодочка плы…ла
Ла-ла-ла – зимою нет теп…ла
Подведение итога занятия.
- Как грустил тигренок, когда не умел рычать, покажи. Как он обрадовался, рассердился, испугался и опять обрадовался.
- Мы с тобой сегодня на занятии учились «рычать». Что тебе понравилось на занятии? Что показалось трудным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия «Автоматизация звука [Л ] в слогах и словах»
Конспект подгруппового занятия.Тема: «Автоматизация звука [Л ] в слогах и словах»...

Конспект занятия "Автоматизация звука Л в слогах, словах"
quot;Индивидуальное занятие по автоматизации звука Л в слогах, словах"...

Конспект занятия Автоматизация звука Р в слогах и словах со стечением согласных
Конспект занятия для работы с детьми с фонетическим недоразвитием речи в старшей группе...

Конспект занятия "Автоматизация звука [Л] в слогах, словах".
Конспект занятия "Автоматизация звука [Л] в слогах, словах". Цель: автоматизировать звук изолированно, словах. Развитие фонематического слуха....

Конспект занятия "Автоматизация звука [Ж] в слогах, словах и предложениях"
Цель: автоматизировать звук [Ж] в слогах, словах и предложениях....

Конспект занятия. Автоматизация звука [Л] в слогах и словах.
В ходе индивидуальной работы воспитанники закрепляют правильное и четкое произношение звука [Л] в слогах и словах....

Конспект занятия "Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях.
Конспект занятия "Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях....
