Занятие по обучению грамоте "Звук Ж".
план-конспект занятия по обучению грамоте (средняя группа)

Гричкоcей Наталья Николаевна

текст

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_zh.docx20.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в средней группе

(4-5 лет)

Тема: Звук «ж»

Доминирующая образовательная область: речевое развитие

Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие

Вид деятельности детей: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная

Цель: Формировать правильное произношение звука «ж», изолированно, в словах и фразах.

Программное содержание: Познакомить детей со звуком «ж», учить произносить звук, различать слова со звуком «ж», развивать внимание, фонематический слух, речевое дыхание, мелкую моторику, воспитывать дружелюбие.

Предварительная работа: игра «Назови слово», «Доскажи словечко»

Материалы и оборудования: коробочка с жуками, Жук Жужович, картинки на заданные звуки «Ж»

Планируемый результат: различают и называют слова со звуком «ж», выделяют звук в словах

Структура занятия

1

Вводная часть

Сюрпризный момент. Появление жуков.

3 мин

2

Основная часть

15 мин

1.

Артикуляционная гимнастика «Жуки»

Дети выполняют гимнастику согласно инструкции

3 мин

2.

Упражнение «Цветочная дорожка»

Произношение звука ж

3 мин

3.

Игры «Внимательные ушки»

Выделяют слова со звуком ж

2 мин

4.

Упражнение «Чистоговорки»

Произношение чистоговорки со звуком ж

2 мин

5.

Физминутка «Жук»

Дети имитируют движения по ходу текста стихов.

1 мин

6.

Игра «Доскажи словечко»

Дети досказывают слова по смыслу текста

2 мин

7.

Работа с картинками.

Игра с картинками на внимание.

2 мин

3

Заключительная часть

Итог

2 мин

Длительность занятия 20 минут

Ход занятия

Вводная часть. Сюрпризный момент. Появление жуков.

Воспитатель: Дети, сегодня, когда я приходила в садик, меня увидел почтальон и передал вот такую коробочку. Но оттуда всё время доносится какая-то интересная песенка. Послушаем?

Звучит песенка жуков: 

Мы жуки, жуки,

Мы живем у реки.

Жу-жу-жу-жу-жу-жу.

Мы летаем и жужжим,

Соблюдаем свой режим.

Жу-жу-жу-жу-жу-жу.

Воспитатель: Кто поёт эту песенку?

Дети: Жуки.

Воспитатель: Давайте откроем коробочку и посмотрим, угадали ли вы.

Воспитатель: Да, здесь действительно находятся жуки. Какую песенку они пели?

Дети: Жу-жу-жу.

Воспитатель: Правильно. Посмотрите, наш большой жук, а зовут его Жук Жужович взлетел и поёт: Ж-ж-ж-ж-ж. Поёт он звонко, с голосом. Он предлагает и вам научиться петь его песню. Вы согласны?

Дети: Да!

Основная часть.

Воспитатель: Для начала превратимся все в жуков:

Покружились, покружились

И в жучков мы превратились.

Артикуляционная гимнастика «Жуки»

Начинаем учить песенку жука. Откройте широко рот. Положите язычок на нижнюю губу. А теперь тихонько поднимите его кверху и спрячьте за верхние зубы. Закройте рот. Отдохните немного. Давайте повторим. Как только язычок спрячется за верхние зубы, сделайте круглыми губы и начинайте петь: жжжжжжжжжжж.

Спойте песенку жука негромко (хоровые и индивидуальные). А теперь мальчики споют громко песенку жука, а девочки споют тихо песенку жука.

Дети пропевают песенку жука.

Упражнение «Цветочная дорожка»

Воспитатель: Молодцы! А сейчас Жук Жужович приглашает вас в свою школу для жуков. Присаживайтесь на свои места. Жук Жужович решил научить вас правильно произносить его любимый звук. Для этого он приготовил немало заданий. Первое из них упражнение «Цветочная дорожка». Помогите жуку долететь до цветка. Пока жук летит до цветка, вы произносите звук Ж.  

(Дети выполняют упражнение «Цветочная дорожка»)

 Игры «Внимательные ушки»

Воспитатель: Хорошо, уберите свои карточки. А теперь мы сыграем в игру «Внимательные ушки». Я буду произносить слова и если вы услышите слово со звуком Ж хлопните в ладоши: (лужа, пожар, пожарник, чай, лужайка, Снежанна,  ежата, шорох, медвежата, вожак, свекла, урожай, пижама, прыжок, флажок, крыжовник).

Упражнение «Чистоговорки»

Воспитатель: Молодцы, вы были очень внимательны! В этой необычной школе малыши-жуки исполняют сложные песенки. Внимательно их послушайте, а потом повторите.

Звучат слоговые песенки: ЭТАЖИ
Жи-жи-жи - в нашем доме этажи.
Жа-жа-жа - надо мной 2 этажа.
Жа-жа-жа - подо мной 2 этажа.
Же-же-же - на каком я этаже?

(Дети вместе с воспитателем проговаривают эти чистоговорки: хоровые и индивидуальные ответы).

Физминутка «Жук»

Дети имитируют движения по ходу текста стихов.

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,  

Я  с  ромашками  дружу.  

Тихо  по  ветру  качаюсь,  

Низко-низко наклоняюсь.

Игра «Доскажи словечко»

Воспитатель: Следующее задание Жука Жужовича «Доскажи словечко». Я буду читать стихотворения, а вы будете угадывать последнее слово. Слова, которые вы будете угадывать должны начинаться со звука «ж». Отвечаем хором:

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе…(живот)

Вяжет мама длинный шарф

Потому что сын…(жираф).

И бежит Айболит к бегемотикам

И хлопает их по… (животикам).

Солнце светит очень ярко

Бегемотам стало… (жарко).

Воспитатель: Жук Жужович принёс с собой картинки. На них изображены предметы, где встречается звук «ж».

Работа с картинками. Игра с картинками на внимание.

Заключительная часть. Итог.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Жук Жужович рад, что вы со всеми заданиями справились. С каким звуком мы сегодня познакомились?

Дети: Со звуком Ж.

Воспитатель: Что вам больше понравилось: искать этот звук в словах, проговаривать чистоговорки или что-то ещё?

Дети: Искать слова, учить чистоговорки (выслушиваются разные варианты ответов).

Воспитатель: Нашему Жуку Жужовичу пора улетать, потому что насекомые зимой что делают?

Дети: Спят.

Воспитатель: Правильно. Вам он на прощание дарит картинки жуков и цветов и просит их разукрасить разноцветными карандашами. Вы справитесь с этим заданием?

Дети: Да!

Воспитатель: Давайте скажем ему спасибо и попрощаемся с ним.

Занятия по обучению грамоте в средней группе (4-5 лет)

Тема: Звук «ж»

Содержание: Познакомили  детей со звуком «ж», учились  произносить звук, различать слова со звуком «ж», развивали  внимание, фонематический слух, речевое дыхание, мелкую моторику, воспитывали дружелюбие.

Рекомендации: продолжать знакомить детей со звуком Ж, играть в игры, произносить чистоговорки.

Упражнение «Чистоговорки»

Звучат слоговые песенки: ЭТАЖИ
Жи-жи-жи - в нашем доме этажи.
Жа-жа-жа - надо мной 2 этажа.
Жа-жа-жа - подо мной 2 этажа.
Же-же-же - на каком я этаже?

Игры «Внимательные ушки»

Воспитатель: Хорошо, уберите свои карточки. А теперь мы сыграем в игру «Внимательные ушки». Я буду произносить слова и если вы услышите слово со звуком Ж хлопните в ладоши: (лужа, пожар, пожарник, чай, лужайка, Снежанна,  ежата, шорох, медвежата, вожак, свекла, урожай, пижама, прыжок, флажок, крыжовник).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению плаванию детей среднего дошкольного возраста (второй год обучения)

Задачи: Формировать гигиенические навыки:раздеваться и одеваться в определенной последовательности; аккуратно складывать одежду; самостоятельно пользоваться полотенцем; последовательно вытирать час...

Конспект занятия по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, построенного в соответствии с современными требованиями развивающего обучения.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использованием здоровьесберегающего  сопровождения   в соответствии с  современными требованиями раз...

Мастер-класс "Развивающее обучение. Игровые технологии на занятиях по обучению грамоте и знакомству с окружающим миром".

Хочу поделиться, на мой взгляд, эффективными методами работы, применяемыми мною на занятиях, игровыми технологиями, которые помогают развивать детские способности и делать занятия более интересными и ...

План занятий по обучению детей грамоте и формированию навыков звукового анализа и синтеза (1 год обучения)

Вашему вниманию предлагается План работы логопеда на учебный год в старшей группе детского сада. Он включает перспективное планирование по обучению детей грамоте, охватывает все лексические темы, изуч...

Тема: «Спасем весну» (занятие по обучению грамоте в группе ОНР II год обучения для родителей)

Занятие по обучению грамоте в группе ОНР II год обучения для родителей в подготовительной группе....

Презентация к занятию по обучению грамоте №16.(II год обучения по О.М.Ельцовой).

Презентацуия на тему:  СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ЗАДАННЫМИ СЛОВАМИ. СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [ П ], [ Пь ], БУКВА "П". ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ "ГЛУХОЙ" СОГЛАСНЫЙ ЗВУК,...