Мастер-класс для воспитателей «Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста»
консультация по обучению грамоте

Евдокимова Наталья Владимировна

Мастер-класс для воспитателей

 

«Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_pedagogov_po_obucheniyu_gramote_1.pptx1.56 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс для воспитателей «Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста» Подготовила: учитель-логопед Евдокимова Н. В. МБОУ « Северокоммунарская СОШ»

Слайд 2

Цель мастер-класса: о казание практической помощи воспитателям по формированию навыков проведения звукового анализа слов и созданию условий для реализации программных задач.

Слайд 3

Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Важно, чтобы ребёнок : не пропускал буквы, не смешивал их при написании; умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы; под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, уточняя и расширяя словарный запас.

Слайд 4

Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте: Сформированность звуковой стороны речи; Полная сформированность фонематических процессов; Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава; Сформированность умения работать со схемой слова, разрезной азбукой.

Слайд 5

Этапы обучения дошкольников грамоте Подготовка к обучению грамоте начинается с трёхлетнего возраста (обогащение словаря, дети учатся четко произносить слова, учатся различать окружающие неречевые звуки, знакомятся с понятиями «звук» и «слово»). В средней группе продолжается закрепление понятий «слово» и «звук», начинают выполнять деление слова на слоги, формируются умения определять длину слова, дети учатся выделять первый звук (гласный). Старшая группа - дальнейшее развитие фонематического слуха: узнавание гласных и согласных звуков, их правильное произношение и артикуляция; распознавание слов, содержащих определённый звук; расстановка ударения; умение охарактеризовать звук (гласный, согласный твёрдый или мягкий); деление предложений на слова. Подготовительная группа - усваивание понятий «звук», «буква», «слово», «слог», «предложение» и внедрение их в активный лексикон; обучение навыку звукового анализа слова; умение соотносить произносимое слово с его звуковым составом в схематическом виде.

Слайд 6

Звуковой анализ слова включает определение последовательности, порядкового места и количества звуков в словах, умение различать на слух гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие, находить ударный слог и звук в словах, ориентироваться в слоговой структуре слова. Звуковая схема слова – это последовательность символов (согласных и гласных звуков), выложенных в том порядке, что и звуки в слове.

Слайд 7

- Чем отличается звук от буквы?

Слайд 8

- Сколько букв и звуков в русском языке?

Слайд 9

- Какие звуки называются гласными? Гласные звуки - это звуки, при образовании которых воздух в полости рта не встречает на своём пути преград. В образовании гласных звуков участвует только голос.

Слайд 10

- Какие звуки называются согласными? Согласные звуки – это звуки речи, состоящие из голоса и шума или только шума, которые образуются в полости рта, где струя воздуха встречает различные преграды: зубы, губы, нёбо. произносятся с голосом и шумом п роизносятся только с шумом

Слайд 11

Согласные звуки

Слайд 12

ЗАПОМНИ!!! Ж, Ш, Ц всегда т вердые согласные звуки Й, Ч, Щ м ягкие согласные звуки Ъ и Ь знаки не имеют звуков

Слайд 13

- Изучение звуков и букв идёт параллельно. Сначала дети знакомятся с гласными звуками, а затем с согласными. Нужно стремиться к тому, чтобы ребёнок понимал разницу между буквами и звуками . - При знакомстве с парными твердыми и мягкими звуками, необходимо донести до детей, что обозначаются они одной буквой: [H] и [ Нь ] – Н, [ Б ] и [ Бь ] – Б, при этом можно одну и ту же букву раскрасить в два цвета – синий и зеленый. - Для лучшего усвоения образа букв можно использовать игры и упражнения: выложи букву из палочек, спичек, веревочек, фасоли и т.д , вылепи из пластилина, теста, глины, собери разрезную картинку, «Живые буквы» и т.д

Слайд 14

Физкультминутка Встаньте лицом друг к другу, поставьте руки на пояс друг другу. Встаньте рядом, возьмитесь за руки, опустите их вниз. Положите руки на плечи друг другу. Ноги вместе, руки на пояс. Ноги вместе, руки в стороны. Ноги на ширине плеч, руки вверху скрещенные .

Слайд 15

Произносим слово по слогам. Сколько слогов ( частей ) в слове (проверить количество частей: удары подбородка о ладошку, хлопки и т. д .) Находим ударный слог. (Необходимо найти ударный слог, так как от этого иногда зависит лексическое значение слова. Например: [ замо‘к ], [ за‘мок ]. Чтобы поставить ударение, нужно «ударить» слово или «позвать» его .) Слоговой анализ слова

Слайд 16

6. Назовите звуки в слове «в разбивку» по заданию взрослого (Какой звук стоит на третьем месте, назови последний звук и т. д) Алгоритм выполнения звукового (фонетического) анализа слова 1. Медленно произносим это слово, выделяя голосом каждый звук и прислушаемся, какие звуки есть в этом слове. 2. Называем и считаем, сколько звуков в этом слове (по схеме). 3. Назовите первый звук в слове, дайте ему характеристику: гласный звук/согласный звук: твердый/мягкий. Обозначь звук на схеме символом соответствующего цвета (гласный звук – красный цвет, согласный твердый звук – синий квадрат, согласный мягкий звук – зеленый квадрат). 4. Назови второй звук в слове, дай ему характеристику (см. выше), и т. д. назовите каждый звук и дайте ему характеристику. 5. Назовите сколько гласных звуков в слове? Назовите их. Сколько согласных звуков в слове? Назовите их.

Слайд 17

При проведении фонетического разбора слова необходимо обязательно произносить слово вслух. Нужно помнить, что характеризуются не буквы, а звуки слова.

Слайд 18

Практическая часть Если дым столбом стоит, Под ногами снег скрипит , Если мерзнут щеки, нос, Что на улице?…

Слайд 19

Рефлексия Если сегодняшний мастер-класс был Вам полезен, Вы узнали или вспомнили нужную информацию и Вам стало все понятно в вопросе обучения детей грамоте Если у Вас остались вопросы и Вам необходимо еще уделить внимание этому вопросу Если Вы не поняли, куда попали

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Копилка игр и упражнений для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В помощь родителям

Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения, которые родители могут выполнить со своим ребенком дома.Цель данных ниже игр – поупражнять детей в четком произношении изолированных звуков, развивать фон...

мастер класс для родителей. Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста

У детей с нарушениями речи в силу объективных причин к 6 годам оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка. Поэтому  коррекционная работа по перемещению вниман...

презентация: Мастер-класс для родителей по формированию навыка звукового анализа у детей старшего возраста "В мире звуков".

Нас окружает мир, полный разных удивительных звуков. Всё, что мы слышим, и всё, что мы произносим,- это звуки. Очень важно, чтобы ребёнок ориентировался в звуковом строе речи. Для детей с нарушен...

Буклет для родителей "Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста"

Обучение дошкольников грамоте осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка. И действительно, без представления о к...

Особенности развития навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Дошкольное детство – период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. Определенное направление развития получают все стороны психики ребенка, но более ин...

«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ».

Основная трудность, которую испытывают дети при расчленении слова на составные элементы, заключается в неумении услышать гласные звуки, а также отделить гласные от согласных в слове. Поэтому звуковой ...

Презентация "Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста"

Мастер-класс для педагогов и родителей детей старшего дошкольного возраста....