Буква Е,е.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_e.docx249.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка-детский сад №3»

Конспект образовательной деятельности

по развитию речи в подготовительной группе

«Буква Е, е »

                                                           Подготовила: воспитатель

 Шестерина О.В.

   

                                                    г.о Саранск

Образовательные области: познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуниктивное развитие, физическое развитие.

Цель: познакомить детей с буквой Е, звуком е.

Задачи:

          Обучающие:

• Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука;

• Познакомить с буквами е, Е и правилами написания е после мягких согласных звуков;

• Учить составлять предложения из трех слов с союзом ы;

• Продолжать учить детей словоизменению;

• Объяснить детям, что буква е может обозначать два звука — «й» и «э»;

• Учить называть слова с заданным ударным гласным звуком.

Развивающие:

Развивать внимание, память, воображение, связную речь, умение рассуждать;

 Развивать у детей познавательный интерес;

Воспитывающие:
Систематизировать знания о буквах и звуках.

Методы и приемы:

Словесные: беседа, диалог, анализ занятия

Наглядные: использование наглядного материала;

Практические: игровой (дидактические игра «Кто внимательней», «Назови слова»).

Демонстрационный материал: красные, синие, зеленые фишки; касса с пройденными гласными буквами; буквы е, Е; указка; картинки и схемы к словам лес,ель; картинка радуга, конверты разного цвета.

Раздаточный материал: красные, синие, зеленые фишки; касса с пройденными гласными буквами; буквы е, Е;  рабочая тетрадь; картинки и схемы к словам ели, лес.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня утром в нашу группу пришло письмо. Странный какой-то конверт, на нём ничего не написано. Давайте откроем конверт и посмотрим, что там.

Крафт конверт 162*229 мм

 (Воспитатель открывает конверт, читает письмо).

"Здравствуйте дорогие ребята! Я волшебная радуга. Помогите, пожалуйста! Я торопился в детский сад, но попала в Кощеево царство. Злой Кощей заточил меня в темнице откуда я не могу сама выбраться. Чтобы меня спасти. нужно выполнить задания. Задания будут сложными, но интересными; выполнив их, вы спасете меня.  Самое главное условие – конверты надо брать в определённой последовательности.

Воспитатель: Посмотрите, кроме письма здесь еще разноцветные конверты с заданиями. А как вы думаете, почему конверты разноцветные.

Дети: У радуги 7 цветов.

Воспитатель: Совершенно верно – у радуги 7цветов. Конверт, какого цвета нужно взять первым?

Дети: Красный

Воспитатель: Открываю конверт: Нужно выполнить артикуляционную гимнастику.

Комплекс артикуляционной гимнастики в детском саду детям 3-4 лет.

Воспитатель: Молодцы, вернули красный цвет радуги. Ребята, а какого цвета возьмем второй конверт?

Дети: оранжевый

Воспитатель: Правильно. Слушайте следующее задание. Нужно составить предложение из трех слов.

Праздник, наступит, скоро.  Какое предложение получится?

Дети: Скоро наступит праздник.

Воспитатель: Молодцы ребята. Нарисовал, кошку, Гриша? Какое предложение получится?

Дети: Гриша нарисовал кошку.

Воспитатель: Правильно. Книгу, мальчик, читает. Какое предложение получится?

Дети: Мальчик читает книгу.

Воспитатель: Молодцы! С этим заданием вы справились успешно и вернули оранжевый цвет радуге. Какого цвета возьмём следующий конверт?

Дети: жёлтый.

Воспитатель: Все верно. Вам нужно будет отгадать загадку.

В шубе летом, а зимой раздетый.

Дети: Это лес.

Воспитатель: Правильно. Ребята, сколько букв в слове лес?

Дети: В слове лес 3 буквы.

Воспитатель: А звуков в слове лес?

Дети: В слове лес 3 звука.

Воспитатель: Какой первый звук в слове лес?

Дети: Первый звук в слове лес «ль», он согласный мягкий, обозначается зеленым цветом.

Воспитатель: Правильно. Какой звук мы слышим после звука «ль»?

Дети: После звука «ль» мы слышим звук «Э».

Воспитатель: Правильно, мы слышим звук «э», но после мягкого согласного звука обозначается буквой «е». Какая она?

Дети: Буква Е гласная, обозначается красным цветом.

Воспитатель: Какой следующий звук?

Дети: Звук «с». Он согласный, твердый, обозначается синим цветом.

Воспитатель: Молодцы ребята. Слушайте следующую загадку.

Зимой и летом одним цветом.

Дети: Это ель

Воспитатель: Сколько букв в слове ель?

Дети: В слове ель 3 буквы.

Воспитатель: Правильно. А сколько звуков?

Дети: В слове ель 3 звука.

Воспитатель: Правильно. В слове ель первый звук е состоит из двух звуков «й» и «э».В сочетании эти два звука образуют букву «е». У буквы е есть секрет она обозначает два звука в начале слова. Какой звук «й»?

Дети: Звук «й» согласный, мягкий, обозначается зеленым цветом.

Воспитатель: Правильно. А звук «э» какой?

Дети: Звук «э» гласный, обозначается красным цветом.

Воспитатель: Молодцы. Какой следующий звук?

Дети: Звук «ль», он согласный мягкий, обозначается зеленым цветом.

Воспитатель: Ребята, а какой гласный звук в слове ель?

Дети: в слове ель гласный звук «э».

Воспитатель: Правильно. А какие мягкие согласные звуки в слове ель?

Дети: В слове ель мягкие согласные звуки «й» и «ль».

Воспитатель: Молодцы вы отлично справились с этим заданием и вернули желтый цвет радуге. Какого цвета возьмём следующий конверт?

Дети: зеленый 

Воспитатель: Правильно. Приглашает вас размяться.

Физминутка «Весенние напевы»

Под весенние напевы

Повернемся вправо, влево.

Руки вверх, руки вниз!

Наклонились, поднялись!

Вправо, влево головой!

Руки вверх, перед собой!

Топни правою ногой!

Топни левою ногой!

Воспитатель: Молодцы ребята, садимся на свои места. Какого цвета возьмём следующий конверт?

Дети: голубой

Воспитатель: правильно. Голубой конверт самый хитрый, он приготовил для вас игру, которая называется «Кто внимательный». Нужно назвать буквы, которые обозначают твердость согласных.

(Воспитатель ставит синюю фишку на доске, а дети называют гласные буквы, которые пишутся после твердых согласных).

Дети: После твердых согласных пишутся буквы а,о, у, ы, э.

Воспитатель: Правильно. А какие буквы обозначают мягкость согласных?

(Воспитатель ставит зеленую фишку на доске, а дети называют гласные буквы, которые пишутся после мягких согласных).

Дети: После мягких согласных пишутся буквы я, ё, ю, и, е.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием и вернули голубой цвет радуге. Какого цвета возьмём следующий конверт?

 Дети: синий

Воспитатель: правильно. Ребята приглашаю вас поиграть в игру «Назови слова».

Воспитатель предлагает детям назвать слова со звуком «й». В конце игры определяется победитель.

Воспитатель: Воспитатель: Молодцы ребята.  Какого цвета возьмём следующий конверт?

Дети: фиолетовый

Воспитатель: Правильно. Вам нужно будет заштриховать букву Е и прописать ее по образцу. Ребята. А каким цветом мы будем штриховать букву Е.

Дети: Штриховать букву Е будем красным цветом, т.к она гласная буква.

Воспитатель: Правильно. Штриховать будем слева направо, не выходя за границы. Из каких элементов состоит буква Е?

Дети: Буква Е состоит из одной вертикальной и двух горизонтальных линий.

( Воспитатель на доске показывает как правильно прописать букву Е)

Воспитатель: Правильно. Ребята приглашаю сделать зарядку для наших пальчиков

Пальчиковая гимнастика «ВЕСНА»

Дети приступают к работе.

Воспитатель: Молодцы. Ребята, посмотрите мы выполнили все задания и освободили радугу.

Воспитатель: посмотрите, что вы видите?

Дети: радугу

Воспитатель: Ребята, а кому мы сегодня помогали?

Дети: Мы помогали радуге

Воспитатель: Правильно. Ребята с какой буквой мы сегодня познакомились?

Дети: Мы познакомились с буквой Е.

Воспитатель: Правильно. А из каких звуков состоит буква Е?

Дети: Буква Е состоит из двух звуков «й» и «э».

Воспитатель: Правильно. Какой секрет есть у буквы Е.

Дети: Она обозначает два звука в начале слова.

Воспитатель: Молодцы ребятаНаше путешествие по радуге подошло к концу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" Путешествие за пропавшими буквами. Буква И

Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" )Путешествие за пропавшими буквами. Буква И. Цели и задач...

Индивидуальное занятие для детей старшей группы с проблемами запоминания букв на тему: " Буква К """

Цель: закрепление буквы "К".   Задачи:совершенствовать навыки звукового анализа, зрительно-пространственной ориентации, развивать зрит. внимание и память, а также закреплять навыки пользован...

Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)

Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.

Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.Развитие фонетических представлений, навыков звукового и сло...