Конспект НОД по обучению грамотности в старшей группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Гришкова Светлана Вячеславовна
Задачи:
Образовательные: Продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов, учить детей образовывать имена прилагательные от имён существительных;
Развивающие: Закреплять умение детей делить слова на слоги, отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании предложений с заданным словом, развивать навык чтения слогов и слов, мышление, внимание, память;
Воспитательные: Создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.
Материал и оборудование: ракета; изображения космических объектов: планета, чёрная дыра, комета, звездопад, звёзды с буквами А, З, Б, У, К, А; звёзды со слогами; предложение «В добрый путь!», разделённое на слоги; фонограмма старта космической ракеты; карточки с буквами; учебник «Азбука»; рисунок звезды для гимнастики для глаз; цветные фишки для звукового анализа слова.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

               

Конспект НОД по обучению грамотности в старшей группе

 

Поможем жителям планеты

 «Грамматейка»

Подготовила

воспитатель С.В. Гришкова

Апрель 2022 г.                                             

Задачи:

Образовательные: Продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов, учить детей образовывать имена прилагательные от имён существительных;

Развивающие: Закреплять умение детей делить слова на слоги, отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании предложений с заданным словом, развивать навык чтения слогов и слов, мышление, внимание, память;

Воспитательные: Создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.

Материал и оборудование: ракета; изображения космических объектов: планета, чёрная дыра, комета, звездопад, звёзды с буквами А, З, Б, У, К, А; звёзды со слогами; предложение «В добрый путь!», разделённое на слоги; фонограмма старта космической ракеты; карточки с буквами; учебник «Азбука»; рисунок звезды для гимнастики для глаз; цветные фишки для звукового анализа слова.

 

                                Ход занятия:

Орг. момент.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте.

Эмоциональная настройка.

Воспитатель: Ребята, какое у нас сегодня настроение?

Дети: Хорошее, радостное, весёлое.

Воспитатель: Давайте возьмёмся за руки и передадим друг другу своё хорошее настроение.

Заглянуло к нам в оконце

Утром ласковое солнце.

Поприветствовало нас,

И сказало в  «Добрый час»

Дети: Наступила весна.

Воспитатель: Весна какая?

Дети: Солнечная, тёплая, ясная, красивая, весёлая, нарядная, долгожданная.

Воспитатель: Какой сейчас месяц?

Дети: Сейчас идёт месяц апрель.

Постановка учебной задачи.

Воспитатель: Какой праздник отмечала вся страна 12 апреля?

Дети: Вся страна отмечала день Космонавтики.

Воспитатель: Предлагаю ответить на несколько вопросов игры «Угадай-ка» и пополнить свои знания о космосе.

-Самая большая и горячая звезда во вселенной? (солнце)

-Человек, который летает в космос? (космонавт)

-Как вы считаете, какими качествами должен обладать космонавт? (здоровым, находчивым, смелым)

-Как называется, летательный аппарат, в котором летят в космос? (космический корабль)

-Как называется и животное, и созвездие? (медведица)

-Почему на земле есть день и ночь? (планета вращается вокруг себя)

-Кто был первым космонавтом, полетевшим в космос? (Ю. Гагарин)

-Кто еще побывал в космосе кроме людей? (собаки Белка и Стрелка, мыши, кролики, шимпанзе)

-Как называется космический корабль, на котором Ю.Гагарин совершил свой первый полет? («Восток»)

Воспитатель: Сегодня у нас будет необычное занятие: мы с вами полетим в космос, потому что жители планеты «Грамотейка»  просят нас о помощи. Космические пираты похитили у них одну очень ценную книгу. Поможем её вернуть? Чтобы мы не смогли найти эту книгу, космические пираты приготовили много разных заданий. За каждое выполненное задание жители планеты  будут присылать нам звёзды, и в конце занятия мы узнаем, какую же книгу похитили космические пираты. Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путь, давайте отгадаем загадку.

                 До Луны не может птица,

                 Долететь и прилуниться.

                 Но зато умеет это,

                 Делать быстрая …..

Дети хором: Ракета.

Воспитатель: Давайте мы ее сконструируем и соберем, на ней отправимся в полет.

Графомоторная игра «Соедини цифры по порядку и собери свою ракету»

Воспитатель: Готовы лететь в космос? Давайте пройдем в ракету и проверим, работает ли двигатель и все системы исправлены, для этого надо потренировать язычки.

Артикуляционная гимнастика.

*Проверяем запас топлива (с-с-с-с)

*Проверяем люки (а-а-а-а, вверх-вниз)

*Проверяем радио (произносим короткий звук «У» с разной интонацией)

*Включаем двигатель (р-р-р)

*Надеваем скафандр (ших-ших-ших)

А ,чтобы давать правильные ответы произнесем чистоговорку.

Чу-чу-чу, в космос полететь хочу.

Им-им-им, на ракете полетим.

Ды-ды-ды, долетим мы до звезды.

Ой-ой-ой, затем вернемся мы домой.

Воспитатель: Нам надо занять свои места, а для этого вам надо образовать от слов, отвечающих на вопрос что? Слова отвечающие на вопрос какой? Какая? какие? какое?

Весна-весенний, дождь-дождливая, звезда-звездный, туман-туманный, солнце-солнечный, луна-лунный, ночь-ночной, лето-летний, метеорит-метеоритный.

Воспитатель: Молодцы ребята, все справились с заданием. Это была у нас разминка. А сейчас приготовились к старту. Что такое? Наша ракета не может взлететь, космические пираты повредили пароль. Чтобы его восстановить, надо прочитать предложение.

Дети читают хором: В добрый путь!

Воспитатель: Молодцы, за это жители планеты прислали нам первую звезду (А), наша ракета в порядке, можем отправляться в полет, обратный отсчет 5 4 3 2 1 пуск.

Воспитатель: На нашем пути три планеты – «Слогознайки». Пираты смешали все картинки. Надо помочь жителям этой планеты. У вас на столах картинки, посмотрите на них внимательно и произнесите это слово, определите количество слогов в этом слове. Карточки нужно прикрепить к нужной ракете, таким образом: где ракета с одним окошком – карточки со словами из одного слога, где с двумя окошками – из двух слогов, с тремя – из трёх слогов.

Дети: Кот, слон, кит, волк, тигр, ёж - эти слова состоят из одного слога.

Дети: Лиса, кошка, заяц, медведь, кролик, коза - эти слова состоят из двух слогов.

Дети: Курица, колобок, корова, лошадь - эти слова состоят из трёх слогов.

Воспитатель: Молодцы, помогли словам вернуться домой, за это жители планеты прислали нам вторую звезду (З).

Воспитатель: А мы отправляемся дальше. На нашем пути… отгадайте что.

Всё комета облетела,

Всё на небе осмотрела.
Видит в космосе нора –

Это чёрная …

Дети хором: Дыра.

Звуковой анализ слов.

Воспитатель: Чтобы нас не затянуло в эту дыру, давайте сделаем звуковой анализ этого слова.

Воспитатель: Сколько слогов в слове дыра?

Дети: В слове дыра два слога ды – ра.

Воспитатель: На какой слог падает ударение?

Дети: Ударение падает на второй слог.

Воспитатель: Дайте характеристику звуку [д].

Дети: Звук [д] согласный, твёрдый.

Воспитатель: Охарактеризуйте звук [ы].

Дети: Звук [ы] гласный.

Воспитатель: Дайте характеристику звуку [р].

Дети: Звук [р] согласный, твёрдый.

Воспитатель: Дайте характеристику звуку [а].

Дети: Звук [а] гласный, ударный.

Воспитатель: Благополучно пролетели мимо чёрной дыры, получили третью звезду (Б) и отправляемся дальше. Половину пути мы уже пролетели, пора немного отдохнуть.

Физкультминутка.

В небе ясном солнце светит, (дети делают круг руками)

Космонавт летит в ракете  (наклоны в стороны).

А в низу леса, поля – (наклоны вперёд)

Расстилается земля  (дети разводят руки в стороны).

Воспитатель: На нашем пути следующее испытание.

В космосе сквозь толщу лет

Ледяной летит объект.

Хвост его – полоска света,

 А зовут объект…

Дети хором: Комета.

Определение звука на слух.

Воспитатель: на хвосте кометы разместились слова. В этих словах, вы должны поймать звук [з]: телескоп, звезда, солнце, созвездие, звездочёт, астроном, космонавт, полёт, земля, космос, звёздочка, луна, звездопад, планета  (если в слове  есть звук [з] дети хлопают руками).

Воспитатель: Ну что ж, и с этим заданием мы справились, получили ещё одну звезду (У).  А на нашем пути следующее испытание.

Загадка.

Рассыпалось к ночи зерно, глянули утром – нет ничего.

Дети: Звёзды.

Гимнастика для глаз.

Воспитатель: Давайте  нарисуем звезду глазами по стрелкам.

Воспитатель: Ребята, космосе много звезд, давайте соберем семейку слов к слову «Звезда» или родственные слова к  слову звезда.

Воспитатель: Что такое родственные слова?

Дети: Слова родные друг другу.

Воспитатель: Назовите звезду ласково-звездочка.

Если на небе много звезд, оно какое-звездное.

Назовите космический корабль, летящий к звездам-звездолет.

Человек, который считает звезды-звездочет.

Явление, когда звезды «падают» с неба-звездопад.

Скопление звезд на небе-созвездие.

Воспитатель: Молодцы! Вот видите, какая большая «семейка» получилась у нас к слову «звезда». Давайте еще раз вспомним  эти слова.

Дети: Звездочка, звездное, звездочет, созвездие, звездолет, звездопад.

Воспитатель: А теперь ребята, давайте немного пофантазируем! Закроем глазки и представим звездное небо с падающими звездами. Когда видишь падающую звезду, можно загадать желание и оно обязательно сбудется. Загадайте желание.

Воспитатель:  Молодцы, с этим заданием мы справились, получили звезду (К).

Воспитатель: Посмотрите, с неба упали звёзды, но не простые, а со стихами.

 Игра «Подскажи словечко»

Чтобы глаз вооружить  и со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб, нужен мощный….     (телескоп)

Телескопом сотни лет, изучают жизнь планет

Нам расскажет обо всем умный дядя …..      (астроном)

Астроном -он звездочет, знает все на перечет!

Только лучше звезд видна в небе полная  ….    (луна)

До луны не может птица долететь и прилуниться,

Но зато умеет это делать быстрая ….(ракета)

У ракеты есть водитель, невесомости любитель

По-английски: астронавт, а по- русски …(космонавт)

Воспитатель: Давайте  придумаем с этими словами предложения и посчитаем сколько слов в предложении.

Воспитатель: Молодцы, и за это задание нам дали звезду (А).

Воспитатель: Вот мы и долетели до планеты Грамотейка, выполнили все задания космических пиратов и теперь можем узнать, какую же книгу они похитили.

Дети: АЗБУКА.

Воспитатель: Это  нужная и важная книга, по ней вы будете учиться читать и писать. Мы помогли вернуть азбуку на планету Грамотейка, а теперь нам  пора возвращаться домой. Закройте глаза и скажите волшебные слова:

Дети хором:  Из полёта возвратились

                       И на Землю приземлились.

                       ( звучит запуск ракеты)

Рефлексия.

Воспитатель: Вот мы и вернулись домой. Чем мы занимались сегодня на занятии?

Дети: Составляли слова из букв, делали звуковой анализ слов, придумывали предложения, подбирали родственные слова, определяли количество слогов в слове, из имён существительных образовывали имена прилагательные, отгадывали загадки.

Воспитатель: На этом наше занятие окончено, попрощайтесь с гостями, а жители планеты прислали вам подарки (рисунки с изображением космических планет, ракет и т.д.), их надо вам раскрасить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе « Обучению звуковому анализу»

Закреплять умения детей делить слова на слоги.Закреплять знания детей о гласных, мягких и твердых согласных звуках.Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова.Закреплять умения называть сло...

Конспект ООД по финансовой грамотности в старшей группе детского сада "Монетный двор"

ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ(ЭКОНОМИКА)...

Конспект ООД по обучению грамотности В старшей группе «Слоговой анализ и синтез слов»

Развитие умения определять количество слогов в словах; интонационно выделять заданный звук в слове. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком....

Конспект ООД по обучению грамотности В старшей группе «Сравнение слов по звуковому составу»

Закреплять у детей умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова; упражнять детей в сравнении слов по звуковому составу, опираясь на схему; закреплять пре...

Конспект ООД по обучению грамотности в старшей группе «Представление о смыслоразличительной функции звука»

Освоение звукового анализа слов. Различение гласных и согласных звуков (твердые и мягкие). Развитие представлений о смыслоразличительной функции звука. Совершенствование умения подбирать слова с задан...