Конспект ООД по обучению грамотности В старшей группе «Сравнение слов по звуковому составу»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Васина Наталья Сергеевна

Закреплять у детей умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова; упражнять детей в сравнении слов по звуковому составу, опираясь на схему; закреплять представление о предложении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ООД по обучению грамотности

В старшей группе

 «Сравнение слов по звуковому составу»

Программное содержание: закреплять у детей умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова; упражнять детей в сравнении слов по звуковому составу, опираясь на схему; закреплять представление о предложении.

   

Пособия: картинка с изображением мака; карточки трехзвуковых слов, конверты с фишками.

Ход ООД.

Сегодня мы будем учиться составлять звуковую модель слова, играть со звуками, придумывать слова.

Но сначала вспомним наше правило, как нужно вести себя на занятии:

          Раз, два, три, четыре, пять

          Будем мы сейчас опять

          Смотреть, слушать, размышлять,

          Но друг другу не мешать.

          Внятно, четко говорить,

          Не вертеться, не шалить.

Для того чтобы внятно, чётко говорить, сделаем гимнастику для язычка.

Артикуляционная гимнастика.

Раз – мы ротик открываем,

Будто кошечки зеваем.

 

Открывать широко рот и закрывать его.

Два – подуем в дудочки,

губки, словно трубочки.

 

Тянуть губки хоботком.

 

Три - на губки посмотри, улыбаемся на три.

 

Широко улыбаться, растянув губы.

На четыре – ротик шире.

Барабаним на «четыре».

 

Держать рот широко раскрытым, стучать по внутренней поверхности верхних резцов, произнося «Д-Д-Д».

 

Пять – откроем рот опять, нужно губку облизать.

 

Рот открыть, улыбнуться, широким языком облизывать верхнюю губу, при этом стараться обнять языком всю губу и облизать ее, втягивая язык вглубь рта, рот не закрывать.

 

Шесть - почистим наше нёбо,

Нёбо чистым было чтобы.

Рот широко открыть. Проводить широким языком вперед-назад по нёбу. Рот не закрывать.

 

Семь – мы будем звонко цокать.

Так стучит копытцем лошадь.

Рот держать широко открытым. Улыбнуться.

Медленно щелкать языком, присасывая его к небу и отрывая от него. Тянуть подъязычную связку.

 

Восемь - к нам приходит осень.

Вырос гриб на счете «восемь».

Широко открыть рот и улыбнуться. Присосать язык к небу и не отрывать его. Тянуть нижнюю челюсть вниз, растягивая подъязычную связку.

 

Девять – сделай-ка гармошку, поиграй на ней немножко.

Раскрыть рот и улыбнуться. Присосать язык к небу и не отрывать его. Опускать и поднимать нижнюю челюсть, растягивая подъязычную связку.

 

Десять – можно поболтать,

Поболтать и не устать.

Широко открыть рот. Болтать языком, проводя им по верхней губе – «бл-бл»…

 

Игра «Быстро мяч передавай…»

- Быстро мяч передавай, своё имя называй.

Дети представляют называют свои имена и первый звук в имени.

Звуковой анализ слова «мак»

Педагог напоминает детям, что на прошлом занятии они учились находить все звуки в слове «дом»; учились так произносить слово, чтобы каждый звук в нем хорошо был слышен.

Отгадайте загадку:

Пекут с ним булки и рулеты,

Так даже названы конфеты,

Цветочек, как варёный рак.

Узнали? Это — красный … (Мак).

На доске появляется карточка с изображением мака

Звуковой анализ слова «мак» по схеме:

  1. Определить сколько звуков всего, опираясь на схему под картинкой.
  1. Выделить голосом первый звук в слове и отметить на карточке. МАК
  2. Какой второй звук? Отметить характерные особенности этого звука (тянется, поется, громко произносится, при его произнесении нам нечего не мешает (ни губы, ни язык, ни зубы).
  1. Какой третий звук?
  2. Упражнение в произнесении слова «мак» в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова.

Задание детям:

в словах мак и дом найти одинаковые звуки ([м]) и определить, где находится этот звук в слове мак, а где в слове дом;

найти в словах мак и дом звуки, при произнесении которых нам ничего не мешает, они тянутся, поются, громко и тихо произносятся: [а] и [о].        

Задание детям:

  • придумать со словом мак предложение из двух слов;
  • придумать со словом дом предложение из трех слов;

Итог. – Назови слово со звуком М, МЬ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте для старшей группы. Мир слов. Одушевленные и неодушевленные предметы.

Формирование представления о многообразии слов русского языка (слова обозначающие предметы и явления)....

Конспект НОД «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ»

Конспект НОД «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ»Задачи:закреплять у детей умение произносить слово в соответс...

Конспект НОД по обучению грамотности в старшей группе

Задачи:Образовательные: Продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов, учить детей образовывать имена прилагательные от имён существительных;Развивающие: Закреплять умение детей делить слова на ...

Конспект ООД по обучению грамотности В старшей группе «Слоговой анализ и синтез слов»

Развитие умения определять количество слогов в словах; интонационно выделять заданный звук в слове. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком....

Конспект ООД по обучению грамотности в старшей группе «Представление о смыслоразличительной функции звука»

Освоение звукового анализа слов. Различение гласных и согласных звуков (твердые и мягкие). Развитие представлений о смыслоразличительной функции звука. Совершенствование умения подбирать слова с задан...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе 5–6 лет «Звуковой анализ слова «игла» Аксарина Е.А.

Доминирующая образовательная область: «Речевое развитие»Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», &laq...

Конспект ООД по обучению грамоте в старшей группе детского сада. Тема: «Звуковой анализ слова «Роза». Знакомство со слогообразующей ролью гласных звуков».

На занятии дети знакомятся со слогообразующей ролью гласных звуков; способность различать на слух мягкие и твердые звуки в словах, произносить эти звуки изолированно...