Конспект ООД по обучению грамотности в старшей группе «Представление о смыслоразличительной функции звука»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Васина Наталья Сергеевна

Освоение звукового анализа слов. Различение гласных и согласных звуков (твердые и мягкие). Развитие представлений о смыслоразличительной функции звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ООД по обучению грамотности  

в старшей группе

«Представление о смыслоразличительной функции звука»

Программное содержание. Освоение звукового анализа слов. Различение гласных и согласных звуков (твердые и мягкие). Развитие представлений о смыслоразличительной функции звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.

Материал: доска, указка, картинка-схема слова лист, фишки красного, синего и зеленого цветов, мяч.

Ход ООД

    Игра «Назови пару».

 Воспитатель называет твердый согласный звук, дети придумывают соответствующую ему мягкую пару, затем мягкий согласный звук, а дети твердую пару. Игра проводится в кругу с мячом.

    Проводя эту игру, следует помнить о том, что звуки ж, ш, ц не имеют мягкой пары, а звуки ч, щ, й— твердой пары.

Загадка

С ветки в речку упадет,

И не тонет,

А плывет.

( Лист)

Звуковой анализ слова «лист». Воспитатель обращает внимание детей на то, что слово лист состоит из одного слога, так как в нем только один гласный звук. Дети самостоятельно называют слова, состоящие из одного слога.

ли́ст

лист — слово из 1 слога: Лист. Ударение падает на слог с единственной гласной в слове.

Транскрипция слова: [л’ист]

л   [л’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (парный)
и   [и] — гласный, ударный
с   [с] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
т   [т] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)

В слове 4 буквы и 4 звука.

Цветовая схема: лист

Физкультминутка

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Приседание с хлопками:

Вниз — хлопок и вверх — хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)

Игра «Какой звук заблудился?»

    На болоте нет дорог,

    Я по кошкам (кочкам)  – скок да скок!

    А. Шибаев

Игра «Назови слова». 

Дети сначала называют слова со звуком, на который заканчивается слово лист , а затем – с его мягкой парой (звук ть).

Итог. – Какие звуки называются гласными?

– Какие звуки называются согласными?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: Знакомство с гласным звуком [у] буквой У

Цель:  Познакомить с гласным звуком «У», гласной буквой «У»;Задачи: Учить детей определять  место звука в словах «утка», «арбуз»...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе ДОУ на тему «Мир звуков. Звуки речи.»

Все эти разные звуки – музыкальные, бытовые, звуки животных или птиц не похожи на речь человека. Поэтому эти звуки называются НЕречевые. Говорить умеет только человек. И все звуки, которые...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детского сада (знакомство со звуком Ш)

Конспект занятия составлен в игровой форме с целью закрепления у детей умения находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении, продолжать учить детей произносить слова с выделением нужного зву...

Конспект НОД по обучению грамотности в старшей группе

Задачи:Образовательные: Продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов, учить детей образовывать имена прилагательные от имён существительных;Развивающие: Закреплять умение детей делить слова на ...

Конспект ООД по обучению грамотности В старшей группе «Слоговой анализ и синтез слов»

Развитие умения определять количество слогов в словах; интонационно выделять заданный звук в слове. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком....

Конспект ООД по обучению грамотности В старшей группе «Сравнение слов по звуковому составу»

Закреплять у детей умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова; упражнять детей в сравнении слов по звуковому составу, опираясь на схему; закреплять пре...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство с буквой и звуком С»

Знакомить с буквой С; учить детей точно называть предмет, его качества. Закреплять умение находить слова с заданным звуком, определять его место в слове (начале, конце, середине) выделять его при прои...