План - конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Шарипова Татьяна

Конспект НОД "Проказы Штуши-Кутуши"

презентация:  https://docs.google.com/presentation/d/1Y3j2-pN2EK...

Скачать:


Предварительный просмотр:

План - конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе  компенсирующего вида.

«Звук [Ш]. Знакомство с буквой Ш»

Задачи: формировать навыки правильного произношения, формировать способность к обучению грамоте.

1. Коррекционно-образовательные.

формировать и расширять у детей предикативный словарь;

развивать грамматический строй речи;

формирование навыка правильного употребления предлога «ПОД»

2. Коррекционно-развивающие.

Развивать артикуляционную моторику.

Развивать речевое дыхание.

Уточнить артикуляцию звука [Ш].

Закрепить правильное произношение.

Развивать связную речь.

Развивать фонематические процессы.

Развивать мелкую моторику.

Развивать общую моторику;

Развивать навыки словоизменения;

Развивать и обогащать активный словарь по теме «Мебель».

3. Коррекционно-воспитательные.

Воспитывать у детей умение слушать и слышать речь взрослых; умение слушать и слышать друг друга.

Воспитывать у детей взаимопомощь и уважение друг другу.

Оборудование: презентация, наглядный и раздаточный материал для звукового анализа слов; буквы; кассы букв; магнитная доска, магниты, предметные картинки (слова со звуком [Ш]), Штуша Кутуша; предметные картинки по теме «Мебель»( шкаф, стол, стул, диван…).

Предварительная работа: просмотр мультипликационного фильма «Фантик. Первобытная сказка» Союзмультфильм, 1975.

План занятия.

I Организационный момент.

II Основная часть.

1. Сообщение темы занятия.

2. Упражнение на дыхание

3. Артикуляционная гимнастика

4.  Развитие общей моторики

5.  Акустико-артикуляционный образ звука.

6.  Развитие фонематического слуха.

7.  Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах.

8.  Развитие общей моторики с элементами кинезиологии

9. Звуковой анализ и составление схемы слова «шум».

10. Знакомство с буквой Ш.

11. Упражнение на развитие мелкой моторики.

12. Упражнения по формированию навыка правильного употребления предлога «ПОД».

III Подведение итогов занятия.

Ход занятия.

Этап

Слова и действия логопеда

Слова и действия детей

1.

Слайд 2

Слайд 3

2.

щелчок

Слайд 4

переход

щелчок

Слайд 4

щелчок

щелчок

щелчок

Слайд 5

Слайд 6

По щелчку

мышь

шоколад

машина

шапка

мешок

карандаш лошадка

шорты

ландыш

шуба

шарф

Слайд 7

щелчок

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Организационный момент.

-Ребята, сегодня к нам пришли гости. Поприветствуем гостей.

-Сегодня утром  мой друг  пожаловался, что в его комнате что-то происходит непонятное…

Он принёс фотографию своей комнаты…

- Ой! Что случилось? Кто это сделал? (Появляется Штуша Кутуша).

Так, вот кто проказничает в комнате моего друга! Нужно действовать!

- Мы обязательно прогоним этого Штушу Кутушу! Но, сначала настроимся:

- вдох носом, поднимаем руки вверх,  выдох через рот – опускаем руки, произносим звук [Ш] – 2 раза.

Настроим наш язычок: улыбка, трубочка, блинчик, иголочка, чашечка, подуть на чашечку. – 2 раза.

Разминка:

Прямо все ребята встали,

Руки дружно все подняли,

Развели их в стороны,

Посмотрели, ровно ли,

Опустили разом вниз,

Тихо, тихо все садись.

Ну, что ж, настроились?

Акустико-артикуляционный образ звука. 

Штуша Кутуша – страшный зверь! Он всё время шипит. Вот так: Ш-ш-ш…

Скажите, какой любимый звук у Штуши.

Что делает наши губы, зубы, язык, горлышко?

- Кто  даст характеристику этому звуку?

Развитие фонематического слуха.

Ребята, посмотрите, всё вывалилось из шкафа! Наверное, это опять проказы Штуши Кутуши. Давайте приберём картинки на место.

Игра «Найди звук».

У детей на столах  карточки с изображением предметов, в названии которых встречается заданный звук.

Дается задание: определить место звука в слове и показать картинку, в названии которой есть звук Ш в заданной позиции:

Картинки, в названии  которых звук слышится в начале слова. Их мы поместим на верхнюю полку

Теперь, картинки,  в названии  которых звук слышится в середине слова. Их мы поместим на среднюю полку

Картинки те ребята, в названии  которых звук слышится в конце слова. Их мы поместим на нижнюю полку.

- Оставшиеся слова разделим на слоги.

- Молодцы!

Автоматизация звука Ш в слогах, словах.

Ой, ребята, я  слышу какой-то шум… Наверное, это Штуша крадётся…

Игра «Хлопни, если услышишь звук»:

  • Воспроизведение слоговых рядов:
  • Напомните мне, как шипит Штуша? Чтобы Штуша понял, что мы его не боимся, будем хлопать в ладоши, когда услышим звук [Ш].
  • Ш-Т-Ш-У-Ш-А-К-У-Ш-Т-Ш-А.. молодцы!
  • Давайте его сами напугаем? Повторяйте за мной.
  • ша-шу-ши; шу-ша- ше; ши-ша-шу…  

- Ребята, а может быть мы ещё похлопаем-потопаем?

Разминка: «Хлопни-топни» повтори по схеме (с элементами кинезиологии)

Ребята, шкаф захлопнулся… и не открывается. Наверное Штуша там спрятался! Я думаю, нужен специальный ключ-шифр, чтобы открыть этот шкаф. И я, кажется, знаю, что это за ключ… Но мы должны сделать это вместе.

Игра «Телеграф»:

Ш,   У,   М.   ….?  Что за слово получилось?

Звуковой анализ и составление схемы слова «шум».

Сколько звуков в слове ШУМ?

Назовите первый звук,

Назовите последний звук,

Назовите второй звук.

Назовите согласные звуки,

Назовите гласный звук.

сколько слогов в слове? Почему?

- Давайте выложим звуковую схему слова ШУМ.

Это и будет шифр.

Один у доски, остальные за столами. Проверяем.

Молодцы! Открыли шкаф!

- скажите а в какой букве живёт звук [Ш]?

Посмотрите, из шкафа что-то опять выпало…

Что это такое?

Правильно!

Посмотрите, какая интересная буква…

-Буква Ш с тремя шипами.

Не хватай её руками!

А на что похожа буква Ш?

-давайте нарисуем букву глазками.

-теперь правой рукой.

- левой, двумя руками.

А из чего можно сделать букву Ш?

- Найдём в кассе букву Ш.

Какой звук живёт в этой букве?

Дети здороваются.

Выполняют задание

Выполняют задание

выполняют

Да

У Ш. любимый звук [Ш]

Бублик, заборчик, чашечка. Горлышко не дрожит.

Звук [Ш] — согласный, глухой, всегда твёрдый.

Находят карточки

(шапка, шарф, шорты, шоколад)

(машина, лошадка, мешок, шуба)

(карандаш, мышь, ландыш)

Ш-ш-ш

хлопают

Повторяют:

  • ша-шу-ши; шу-ша- ше; ши-ша-шу  

выполняют задание по схеме

- Шум!

В слове 3 звука

Ш

М

У

Ш, М.

У

В слове 1 слог, потому что 1 гласный звук

Выполняют задание.

В букве Ш

Это буква ш

Звук [Ш] — согласный, глухой, всегда твёрдый.

Слайд 12

Пальчиковая гимнастика.

1, 2, 3, 4,

Много мебели в квартире

В шкаф повесим мы рубашку

А в буфет поставим чашку

Чтобы ножки  отдохнули

Посидим чуть- чуть на стуле

А когда мы крепко спали,

На  кровати полежали

А потом мы с котом посидели за столом

Чай с вареньем дружно пили

Много мебели в квартире

хлопают

сжимать и разжимать кулачки

загибаем мизинец

загибаем безымянный палец

загибаем средний палец

загибаем указательный палец

загибаем большой палец

хлопаем в ладоши

разводим руки

Слайд 13

щелчок

щелчок

щелчок…

А где же Штуша Кутуша?

Упражнения по формированию навыка правильного употребления предлога «ПОД».

«Куда спрятался Штуша Кутуша?»

Под шкаф. Под стул. Под стол. Под диван…

Вот мы и выгнали Штушу Кутушу. Теперь можно и отдохнуть.

А вам интересно знать, чья же это комната? Вы его все прекрасно знаете и видите каждый день у меня в кабинете.

Это Петрушка!

Ответы детей.

3.

Слайд 14

Итог занятия и оценка работы детей.

Кто сегодня пытался нам помешать? 

А какой любимый звук у Штуши Кутуши?

Трудно было?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (с элементами аппликации) « Цветы для мамы»

Цель: С помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности.Задачи:Обучающие: Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, со...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности детей старшей группы . Тема: «Волшебная капелька». Технология исследовательской деятельности.

В конспекте представлены цель, задачи и ход непрерывной образовательной деятельности детей старшей группы на тему "Волшебная капелька" с использованием технологии исследовательской деятельно...

ПЛАН-КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.

ПЛАН-КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ. Звук [Л’]. «Космическое путешествие»....

План-конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе по лексической теме «Зима. Зимние забавы»

Цель: систематизировать знания детей о зиме, зимних явлениях, приметах и забавах.Задачи: закреплять представление о зиме и её приметах, активизировать и расширять словарь по теме «Зима&raqu...

План-конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «Бытовая техника – наша помощница»

Познакомить с понятием «Бытовая техника» и с предметами, облегчающими труд человека в быту;  закреплять знания детей о различных видах бытовой техники, их пользе и назначении;  о...