Проект "Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ".
проект по обучению грамоте (подготовительная группа)

Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение

 МАДОУ «Детский сад № 1» г. Сыктывкара

Проект

«Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста

 с использованием ИКТ».

Составитель проекта: Елена Михайловна Жигайло

г. Сыктывкар 2022г.

Проект «Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста

 с использованием ИКТ».

Составитель  проекта:

Елена Михайловна Жигайло

(воспитатель)

Участники проекта: воспитатель, дети подготовительной к школе группы и их родители.

Тип проекта: учебно-игровой.

Продолжительность: долгосрочный.

Актуальность: В современных условиях система образования предъявляет высокие требования к выпускникам дошкольных учреждений. Совершенно по-новому ставится вопрос о преемственности дошкольного учреждения и школы, в том числе в обучении грамоте.

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.

В последние годы многие учителя начальных классов отмечают большой рост детей с нарушением письма и чтения. На мой взгляд это связано с несформированностью фонетики – фонематического восприятия и слуха у детей дошкольного возраста. В связи с этим, я считаю, что большое внимание необходимо уделять формированию звуковой культуры речи и элементов подготовки обучения грамоте старших дошкольников.

Если ребенок не будет правильно произносить звуки, то не сможет их различать и выделять, подбирать слова с определенным звуком, в следствие этого и процесс овладения первоначальными элементами грамоты будет затруднен.

От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в детском саду.

21-й век характеризуется миром информационных технологий. Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами – подготовить человека, ориентирующегося в огромном информационном потоке и умеющем извлекать нужную и полезную информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Важным аспектом в работе современного педагога является творческая активность детей, индивидуальные особенности каждого ребенка. Решение данных задач вызвало необходимость применения новых методов и технологий обучения.

 Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль предшкольной подготовки детей дошкольного возраста. Современные технологии передачи информации открывают перед нами совершенно новые возможности в области образования.

        Процесс обучения грамоте будет интереснее и эффективнее, если использовать игровые приемы с применением метода наглядного моделирования (ИКТ), который позволяет решить следующие задачи:

•        познакомить детей с понятием «слово» и его протяженностью;

•        образно представить структуру слова;

•        научить интонационно выделять звук в слове, называть слово с заданным звуком, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой;

•        определять место звука в слове (начале, середине, конце)

•        определять последовательность звуков в слове;

•        определять количество звуков в слове;

•        изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твердые и мягкие звуки, вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные;

•        сформировать навыки анализа и синтеза слов и предложений, подбора слов к заданной звуковой модели;

•        научить графически изображать предложение, придумывать предложение по схеме;

•        отрабатывать навык  слогового чтения.

Взрослым необходимо помнить, что чтение и письмо – сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического). Речевое и языковое развитие каждого ребенка должно плавно протекать в рамках его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей.

Цели и задачи проекта:

Цель: Подготовка детей к обучению грамоте и чтению.

Задачи:

- формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимания того, что такое «слово»«предложение»«текст», как они строятся, из каких частей состоят; умения проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные и трехсложные слова на слоги, составлять слова из слогов;

-воспитание звуковой культуры речи;

- формирование и закрепление правильного произношение звуков родного языка и соотнесение их с буквенным изображением; выработка интонационной выразительности, дикции, силы голоса, темпа речи;

- развитие умения  правильному построению предложений. Развитие процессов восприятия, мышления, речи - совершенствование работы слухового, зрительного и тактильного анализаторов, умения ориентироваться в пространстве.

- осуществление взаимодействия семьи и детского сада в подготовке детей к обучению грамоте.

Гипотеза: если создать необходимые условия, использовать разнообразные формы работы с детьми с использованием ИКТ, активно взаимодействовать с родителями по вопросу к подготовке к обучению грамоте, то уровень подготовки к обучению в школе будет высоким.

Планируемые результаты:

• овладеть понятиями«слово»«звук»«буква»«предложение», «слог»;

• различать гласные, твердые и мягкие согласные;

• различать звонкие и глухие согласные звуки;

• различать ударные и безударные гласные звуки;

 развивать фонематические представления для готовности к овладению звуковым анализом и синтезом;

• плавно читать по слогам;

• отвечать на вопросы по тексту;

• писать элементы печатных букв;

• взаимодействие с родителями при подготовке будущих первоклассников к обучению грамоте.

Мероприятия по реализации проекта:

  1. Подготовительный этап
  1. Анализ состояния проблемы.

Задачи:

  • Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу, педагогический опыт, законодательные документы по обучению дошкольников грамоте и подготовки их руки к письму.
  • Изучить мнение родителей по данной проблеме через анкетирование.
  1. Обогащение предметно-пространственной среды по обучению грамоте.

Задачи:

  • Подобрать, изготовить мультимедийный, наглядный, дидактический материал по обучению грамоте.
  1. Усовершенствование системы методической работы.

Задачи:

  • Систематизировать свои знания и свой опыт по обучению дошкольников грамоте и подготовки их руки к письму.
  • Изучить и подобрать материал для мониторинга.
  • Составить перспективно-тематический план по обучению грамоте.
  • Сделать презентации к занятиям, интерактивные игры к изучаемому материалу для детей по данной проблеме.

Ожидаемые результаты:

- подбор диагностического материала по определению уровня развития у детей по данному направлению;

- использование интерактивной формы работы в ходе образовательной деятельности с детьми по обучению грамоте;

- обогащение предметно-развивающей среды по обучению дошкольников грамоте и подготовке их руки к письму;

- организация планомерной работы по обучению грамоте.

  1. Практический этап

1.Создание системы повышения профессионального мастерства и самообразования в вопросах обучения дошкольников грамоте.

Задачи:

  • Выступление на педагогическом совете
  • Разработать методические рекомендации:

- По ознакомлению со звуковой культурой речи (выделять заданные звуки, различать, дифференцировать их, проводить звуковой анализ слова и др.)

           2. Активизировать тесное сотрудничество с родителями воспитанников по                  обучению грамоте.

           Задачи:

           Проведение:

  • Родительское собрание на тему: «Обучение грамоте»
  • Семинар-практикум для родителей: «Обучение грамоте»;
  • Анкетирование «Готовность детей к школе».

3. Совместная деятельность педагогов-родителей-детей.

Задачи:

Привлечь родителей:

- к обогащению предметно-развивающей среды группы по обучению грамоте;

- к изготовлению наглядного материала для организации работы по данной теме.

Ожидаемые результаты:

- Создание системы повышения профессионального мастерства  по проблеме обучения дошкольников;

- Активизация взаимодействия с родителями воспитанников,

(родители участвуют в создании предметно-развивающей среды по обучению дошкольников грамоте, проявляют интерес к участию совместных мероприятиях);

- Дети овладевают основами грамоты;

- Дети проявляют активный интерес к учебной деятельности.

  1. Итоговый этап.
  1. Апробация и проверка конечного продукта.

          Задачи:

          - Выявить успешность развития по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

      2.  Проведение итогового контроля

        Задачи:

        - Выявить уровень развития детей по обучению грамоте.

      3. Отчёт о результативности на итоговом педсовете.

   Ожидаемые результаты:

        - Выявлен уровень успешности работы по обучению грамоты с использованием ИКТ с детьми старшего дошкольного возраста.

Перспективное планирование:

Месяц

Название мероприятия

Задачи

Форма

Октябрь

Обсуждение вопроса на родительском собрании «Обучение грамоте»,

«Готовность детей к школе»

«Зачем нам учиться?» 

Приобщение родителей к проблеме обучения детей грамоте;

 Узнать по анкетированию, в какой помощи нуждается ребенок.

Вызвать у детей интерес к обучению грамоте.

Родительское собрание.

Анкетирование.

Познавательная  Беседа с детьми.

  Ноябрь

«Звук слог слово».

«Подбери семейку слов».

«Лишнее слово».

«Живое предложение».

«Придумай название».

Продолжать знакомить детей со звукобуквенным анализом

слов.

Учить подбирать однокоренные слова и выделять их среди групп слов, сходных по звучанию.

Закрепить у детей понятие «предложение».

Образование прилагательных от числительных.

Занимательные игры с использованием ИКТ.

Декабрь

 «Сложим слово из частей».

 «Исправь ошибки»,

 «Что сначала, что потом».

«Звук и буква»

«Подбери семейку слов»

Употребление предлогов;

Развитие понимания распространенных предложений.

Дать понятие детям, что буквы мы пишем и видим, а звук мы слышим и произносим.

Учить подбирать однокоренные слова и выделять однокоренные слова среди групп слов, сходных по звучанию.

Интерактивные дидактические игры

Январь

 «Живое предложение»

«Придумай название»

«Сложим слово из частей»

 «Исправь ошибки»

«Что сначала, что потом»

 Закрепить у детей понятие «предложение»

Образование прилагательных от числительных;

Употребление предлогов;

Развитие понимания распространенных предложений.

Занимательные игр с использованием ИКТ.

Февраль

Сказка «Гласные и согласные», «Алфавит».

«Звук и буква»

 «Буква потерялась»

«Назови слово…»

Развитие способности узнавать и различать звуки речи и буквы.

Дать понятие детям, что буквы мы пишем и видим, звук слышим и произносим.

Закрепить умение подбирать слова на заданный звук.

Дидактические игры

ООД

Март

 «Слово на букву…» 

«С какого звука начинается слово

«Что такое слог?» 

«Сколько звуков в слове?»

Уточнить знание о согласных буквах, учить правильно подбирать слова с определённой буквы.

Совершенствовать умение детей правильно подбирать слова с заданным звуком.

Совершенствовать умение детей читать по слогам.

Закрепить умение детей, на слух определять сколько звуков в слове.

Д/ И«Буква потерялась» 

(интерактивная игра)

ООД

Д/Игры с использованием интерактивной доски

Апрель

  «Посчитай звуки…».

 «Какой слог стоит в начале слова?»,

«Придумай слова на определённый слог….».

«Составляем слова из слогов»

«Сказка о приключениях буквы Р».

Закрепить умение детей подбирать слово на заданный слог.

Учить детей самостоятельно из данных слогов образовывать новые слова.

Э. Успенский Познакомить со сказкой.

Д/Игры с использованием интерактивной доски, занимательные упражнения.

Чтение художественной литературы.

Май

 «Читаем слово».

 «Слово в картинке»

«Слово в предложении»

"Я начну, а ты продолжи".

«Составляем слова из слогов».

"Готовимся к письму"

«Игры со звуками и буквами»

Продолжать учить детей читать слоги и слова, слитно произнося звуки; закрепить умение детей проводить звуковой анализ слов, строить предложения.

Учить детей самостоятельно из данных слогов образовывать новые слова.

Развитие мелкой моторики, глазомера, подготовки руки к письму

Чтение художественной литературы.

Д/Игры и занимательные упражнения.

Использование детьми: обводки, штриховки, трафареты.

Викторина

Выводы:

Проект «Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраст  с использованием ИКТ» позволяет разнообразить виды деятельности с учётом психофизиологических особенностей детей данного возраста, использовать занимательный материал, включать в организованную образовательную деятельность игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного учебного задания на другое.

Работа по данному проекту - это один из методов личностно-ориентированного обучения, который позволяет создать ситуацию успеха для каждого воспитанника и позволяет создать положительное отношение к обучению.

Заключение.

Обучение грамоте очень трудная задача и требует долгого периода занятий. Заниматься грамматикой следует продолжительное время, т. к. материал этот сложен. Все дети разные: один может долго и с удовольствием заниматься, а другой, наоборот, не может находиться в покое ни минуты. А дошкольник запоминает лишь тогда, когда ему интересно.

Большим преимуществом проекта является то, что в игровой форме с помощью ИКТ, юные исследователи учатся производить свои первые наблюдения за родным словом, у них развивается чуткость и интерес к форме своей речи.

Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить, приобретает навык чтения слов, предложений, текстов. Дети начинают познавать мир через чтение потешек, стихотворений, рассказов, они делают для себя открытие – книга разговаривает с ними! Все знания человечества теперь им доступны. У детей появляется стимул идти в школу, желание получить новые знания, делать новые открытия, покорять новые вершины в дальнейшем обучении в школе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья содержит материал по использованию эффективного метода развивающего обучения по обучению детей грамоте. В статье описаны все основные модели в работе с детьми 5-7 лет....

Из опыта работы. Тема: Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 185»    Опыт работыТема:Использование игровых техн...

Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Методические пекомендации по проблеме подготовки к школе старших дошкольников...

Опыт работы по теме "Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Цель: продемонстрировать систему разработанных мной игровых приемов и подходов организации работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....

Цикл занятий по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, с использованием интерактивной приставки Mimio

Данный цикл занятий разработан для детей старшего дошкольного возраста. Использование Mimio-игр позволяет повысить интерес ребенка к выполнению заданий, ведь в них ребенок имеет уникальную возможность...

«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста посредством использования ребусов и головоломок»

Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте является одной из наиболее актуальных. От того, как ребенок в дошкольном возрасте будет введен в грамоту, во м...