Технологическая карта НОД основы грамотности в подготовительной группе (игровые технологии)
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Технологическая карта НОД  по основам грамотности составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. На данном занятии   использованы игровые технологии.  Дети  в игре, используя наглядный материал, учатся разгадывать ребусы, самостоятельно и в совместной деятельности проводят звуковой анализ слова,  определяют количество слогов в слове; читают слова, составляют  предложения, определять количество слов, выделять короткие слова (предлоги).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta_osnovy_gramotnosti.docx27.32 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД

в подготовительной группе

(игровые технологии)

Тема: «Слоги. Слова. Предложение. Звуковой анализ слова».

Культурная практика: коммуникативная деятельность.

Культурно-смысловой контекст: составление схемы звукового анализа слова.

Образовательная область: речевое развитие, подготовка к обучению грамоте.

Цель: совершенствование умения проводить звуковой анализ слова, разгадывать ребусы, читать слова в процессе подготовки к обучению грамоте в игровой деятельности.

Задачи: показать умение в дифференциации гласных и согласных звуков, самостоятельно и в совместной деятельности проводить звуковой анализ слова, определить количество слогов в слове; работать с ребусами, читать слова, составлять предложения, определять количество слов, выделять короткие слова (предлоги);

внимательно слушать и выполнять задания в работе с дидактическими и словесными играми;

проявлять интерес к работе со словами и звуками, уметь дополнять ответы товарищей при необходимости.

Формы образовательной деятельности: совместная деятельность взрослого и ребёнка: непосредственно образовательная деятельность.                                                                                                                                                                                           

Предполагаемый результат: имеют представление о понятиях звук, буква, слог, слово, предложение; определяют позицию звука в слове, делят слова на слоги, читают слоги и короткие слова.  

Оборудование: картинки (слайды) с изображением Незнайки, иллюстрации весенних явлений природы, картина «Дети играют», карточки с ребусами, словами, карточки для звукового анализа слова.

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемые результаты              

1.Вводная часть

Мотивационный этап.

Организационный момент

Приглашение к деятельности.

- Вы хотели бы кому-нибудь помочь? Какие люди, обычно, помогают?

Как или чем можно помочь?

Помочь можно стать грамотным. Об этом вас просит это герой. Кто это?

Коммуникативная

Дети рассуждают, предполагают.

Отвечают полными предложениями.

Сюрпризный момент

Воспитатель обращает внимание на картинку или слайд; Незнайка с книгой.

-Что написано на книге?

Ка мы можем помочь Незнайке?

Книга или конверт с ребусами и заданиями.

Коммуникативная.

Познавательная.

Игровая.

Коммуникативная.

Рассматривают, отвечают на вопросы. Читают.

Проявляют интерес с помощью игровой ситуации и сюрпризного момента.

Рассматривают книгу с ребусами и заданиями от Незнайки.

Постановка детской цели.

С помощью вопросов выясняется у детей, чем будем заниматься.

Коммуникативная.

Отвечают на вопросы. Понимают цель занятия.

2. Основной этап

Применение знаний и умений в условиях выполнения игр, упражнений и заданий.

 1.Задание.

Ребус «в Е сна».

Читают слово на карточке, проводят звуковой анализ слова. Один ребенок у мольберта с помощью моделей звуков.

2.Задание.

Дидактическая игра «Найди весну».

Среди множества иллюстраций выбирают картинки с изображением весны.

3.Задание.

Словесная игра; «Составь предложение».

Придумать предложение о весне. Предложение начинается со слова «Весной ….»

Физминутка.

«Медведь проснулся»

Без нужды и без тревоги

Спал медведь в своей берлоге.  

Спал всю зиму до весны,

И, наверное, видел сны.  

Вдруг проснулся косолапый,

Слышит: каплет - беда!

В темноте пошарил лапой

И вскочил кругом вода.  

Заспешил медведь наружу:

Заливает- не до сна!

Вылез он и видит лужи,

Тает снег... Пришла весна!

4.Задание.

Игровое упражнение «Кто играет во дворе?»

Картина: весна, имена детей в ребусах (в А ля, в Е ра, в А ня,  в О ва, в А ся, в А ря).

Какое время года? Что делают дети? Сколько мальчиков играет во дворе? Сколько девочек? Как их зовут?

Найти слово (прочитать), обозначающее имя ребенка.

5.Задание.

Звуковой анализ слова.

За столами проводят ЗАС слов (имена детей).

6.Задание.
Игровое упражнение «Ребусы от Незнайки».

Карточки с ребусами из конверта. Назвать слово, определить количество слогов.

Коммуникативная.

Познавательная.

Игровая.

Коммуникативная.

Познавательная.

Коммуникативная. Игровая.

Познавательная.

Двигательная.

Коммуникативная.

Игровая.

Игровая.

Познавательная.

Коммуникативная.

Коммуникативная.

Познавательная.

Игровая.

Познавательная.

Коммуникативная.

Разгадывают ребус, объясняют, какое слово получилось. Почему?

Проводят звуковой анализ сова весна.

Делят слово на слоги, называют их, выделят звуки, определяют твердость и мягкость, звонкость и глухость, обозначают каточками - фишками.

Объясняют свой выбор, строя сложноподчиненные предложения, используя средства доказательной речи: потому, что….

Составляют грамматически правильные предложения, определяют количество слов, выделяют короткие слова.

Выполняют движения согласно текста, произносят фразы с разной интонацией.

Рассматривают картину, отвечают на вопросы, разгадывают ребусы, называют имена детей.

Читают карточки с именами детей, выбирают то, что отгадали.

Самостоятельно (при незначительной помощи Кире, Биймырзе») проводят звуковой анализ слова, используя карточки – фишки.

Разгадывают ребусы. Делят слова на слоги, называют их количество.

3. Заключительный этап.

(рефлексия)

Как вы думаете, смогли ли мы помочь Незнайке? Понял ли он, как разгадывать ребусы? А вы стали грамотнее, научились вы чему сегодня?

 - Какое задание вам больше всего понравилось?

Молодцы!

Коммуникативная.

Рассуждают, объясняют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта интегрированного музыкального занятия в подготовительной группе. Тема : «Что может наш голос».

Развитие певческих умений и навыков :  эмоциональное восприятие, звукообразование, дикция, артикуляция, дыхание, расширение диапазона, чистота интонации на музыкальных занятиях  в стар...

Технологическая карта занятия по аппликации в подготовительной группе

Технологическая карта занятия по аппликации в подготовительной группе по теме: «Машины на улицах города» ...

Технологическая карта занятия по ознакомлению с предметным миром (игровая технология)

Тема занятия: «Мебель»    Возрастная группа: средняя группа.Цель занятия: формирование представлений детей о разных предметах мебели и их назначении....

Конспект НОД по развитию речи и основам грамотности в подготовительной группе: составление рассказа-описания «Моя любимая игрушка»

Конспект НОД по развитию речи и основам грамотности в подготовительной группе: составление рассказа-описания «Моя любимая игрушка»...

Технологическая карта для детей дошкольного возраста подготовительной группы группы по познавательно- исследовательской и конструктивно- модельной деятельности на тему :"Достопримечательности городов России".

Технологическая карта для детей дошкольного возраста подготовительной группы группы по  познавательно- исследовательской и конструктивно- модельной деятельности на тему :"Достопримечательнос...

Методическая разработка Технологическая карта открытого занятия с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности "Экологическое воспитание старших дошкольников, через познавательно - игровую деятельность "Маленькие Эколята"

Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым надо оставить Землю п...