Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе: «Квест с Буратино»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Лебедева Наталья Геннадьевна

Задачи: Закрепить у детей знание гласных и согласных звуков. Учить называть слова с заданным звуком. Развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление. Закрепить знание гласных и согласных звуков. Совершенствовать грамматический строй речи; развивать умение грамотно отвечать на поставленные педагогом вопросы.

Материалы: Книга-сундучок с наградами. Игрушка Буратино с письмом, где указаны задания. Буквы конструктора ТИКО. Мешочек. Домики красного, синего и зелёного цвета. Шесть конвертов с заданиями. Телевизор, ноутбук, презентация с загадками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе: «Квест с Буратино»

Задачи: Закрепить у детей знание гласных и согласных звуков. Учить называть слова с заданным звуком. Развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление. Закрепить знание гласных и согласных звуков. Совершенствовать грамматический строй речи; развивать умение грамотно отвечать на поставленные педагогом вопросы.

Материалы: Книга-сундучок с наградами. Игрушка Буратино с письмом, где указаны задания. Буквы конструктора ТИКО. Мешочек. Домики красного, синего и зелёного цвета. Шесть конвертов с заданиями. Телевизор, ноутбук, презентация с загадками.

Организационный момент:

Здравствуйте, ребята. (ответное приветствие детей)

Мы друг к другу повернулись,

Для друг друга улыбнулись.

Настроение растёт

Сил и бодрости даёт!

Ход занятия:

Ребята, к нам сегодня в гости пришёл Буратино. И принёс с собой волшебную книгу-сундучок. Так, тут ещё и письмо лежит. Давайте откроем его и прочитаем

«Дорогой Буратино и дети старшей группы!

Пишет вам Мальвина из сказки Буратино! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я отправила к вам Буратино, чтобы он у вас грамоте научился. Также я прислала для вас подарок в книге-сундучке. Но сундучок не простой, чтобы его открыть, нужно собрать волшебное слово из шести букв. Найти буквы несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. А чтобы вы могли взять с собой эти буквы, необходимо выполнить сопутствующие задания. Мои друзья положили буквы с заданиями в цветные конверты,  а конверты спрятали у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где их искать. Все конверты найдёте, задания преодолеете, слово соберёте, его произнесёте – сундучок отомкнёте. Ваша Мальвина.

Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать буквы-ключи?  Я надеюсь, что мы с вами станем отличной командой умных и грамотных детей.

- Прежде, чем приступить к заданиям, давайте вспомним правила:

Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

Если хочешь ответить, не шуми,

Только руку подними.

1ая загадка: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый конверт. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:

Есть в комнате портрет,

Во всём на вас похожий.

Засмейтесь – и в ответ

Он засмеётся тоже.

Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало! (Воспитатель вынимает конверт из-за зеркала)

А конверт-то непростой! В нём задание и буква. Справимся с этим заданием – одна буква наша!

Задание №1

Воспитатель (читает) Чтобы грамоту познать нужно всем ребятам знать буквы, звуки и слова, думает пусть голова. На вопросы отвечайте, а затем и буквы по домикам распределяйте.

Напомните Буратино, чем буквы отличаются от звуков?

(буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)

-Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными)

-Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом). Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)

-Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими)

-Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)

-Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)

-Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным)

Воспитатель: Молодцы ребята. Так, смотрите, мешочек лежит, в нём все буквы перемешались. А рядом стоят цветные дома. Давайте поможем буквам попасть в свои домики? (в мешочке буквы, дети  берут по букве, называют её, дают ей определение (гласная, согласная твёрдая, согласная мягкая) и помещают возле красного, синего или зелёного домика).

Отлично, первая буква наша!

Воспитатель Ну что готовы к следующему заданию? Вторая загадка:

2-ая загадка Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга)

Так, Ксюша, где у нас в группе библиотека? Посмотри, есть ли там необычный конверт.

Задание №2

 Воспитатель (читает): А задание такое: поиграть в игру ««Назови признаки»

В книгах живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов. Давайте поможем Буратино и познакомим его со словами признаками!

 «Назови признаки»

- Матрешка из дерева…

-Сумка из кожи…

- Если ручка сделана из пластмассы, то…

-Дом из кирпича…

-Ваза сделанная из стекла…

-Сок из яблок…

-Игрушка из резины….

-Луч солнца….

-Кораблик из бумаги…

(По окончании выполнения задания дети соединяют первую и вторую буквы)

Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти Третий конверт с буквой, отгадаем ещё одну загадку

3-я загадка Кто на солнышке цветёт? Кто пчеле подарит мёд? (Цветок)

Ищем конверт там, где у нас растут цветы. …, посмотри ты, пожалуйста.

-А задание здесь такое: Нам нужно отгадать загадки, и посчитать, сколько слогов в слове. Внимание на экран.

Презентация с загадками и картинками

(дети отгадывают загадку, на экране всплывает картинка с отгадкой и дети прохлопывают слово).

Лёгкий, воздушный,
Ветерку послушный.
Надутый - он летает,
А сдутый - отдыхает.
Если сильно по нему хлопнуть,
То он тут же может лопнуть. (Шар)
 

Что за чудо-коромысло

После дождика повисло?

Очень яркое, цветное,

А красивое какое! (радуга)

Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.(лук)

Тёплым днем, весною, в мае

Каждый про меня узнает.

Я не муха, не паук.

Я жужжу! Я майский ..(жук)

Очень хитрая она:

Съела в сказке колобка,

Кур ворует, петухов.

Кто назвать её готов?(лиса)

Воспитатель: Молодцы, справились и с этим заданием. Вот, соединяем её с первыми двумя! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём.

Физ.минутка « Буквы веселятся».

Слушайте и повторяйте за мной.

В старом дереве дупло. Это домик буквы О----делаем круг руками.

Рядом с нею на суку примостилась буква У----присели на корточки

В гости к ним издалека прибежала буква А----бежим на месте

У вороны на спине прилетела буква Э----------машем руками – крыльями

Буквы стали веселиться: и смеяться, и кружиться.

То попрыгают немножко, то захлопают в ладошки,

То плясать они начнут, то присядут отдохнуть.-----выполняем движения по тексту.

Воспитатель: А четвертую букву будем искать вот где:

4-ая загадка: Что за чудо – кирпичи

Я в подарок получил.

Что сложу из них – сломаю,

Всё сначала начинаю.

(Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят конверт.)  

Вот и следующее задание – игра!

Задание №4. Игра с мячом «Один- много»

Один карандаш- много…

Одна книга много…(и т.д.)

(Яблоко, мяч, цыплёнок, ёлка, игрушка, стол, медвежонок, дерево, зверь, лист, птица, цветок, машина, кубик, ягода)

Вот и с этим заданием мы справились.(присоединяем четвертую букву)

 

Давайте будем искать следующий конверт. Слушаем подсказку:

5-ая загадка: Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней?
Дети: Машина.(Находят конверт, где стоят машины).

Задание № 5 Игра «Исправьте ошибку».

В книгах много разных рассказов, но в этот раз, автор что-то напутал, найдите и исправьте ошибку.

  1. Юркий воробей собирать крошки.
  2. Весело девочка прыгать
  3. Миша рисовать машину
  4. В лесу растут сосна.
  5. Кошка молоко пить.
  6. В вазе цветы стоять

Молодцы и с этим заданием вы справились! (добавляем пятую букву)

Воспитатель: Вот и последний конверт нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:

6-ая загадка: Я хорошая игрушка – Каждой девочке подружка.

 Я могу сидеть в коляске, Закрывать умею глазки

Дети: Кукла., будем искать где у нас куклы. (находят конверт)

Воспитатель: Слушайте последнее, шестое задание!

Нам уши нужны, чтобы слышать разные звуки. Давайте научим Буратино слышать нужные звуки в словах. Я произношу слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите заданный звук

«Поймай звук»

К – кастрюля, роза, стол, крокодил;

Т – топор, трактор, окно, ракета;

Ж – этаж, шум, жара, лошадь;

И – лиса, рыба, ирис, тыква.

После выполнения задания дети получают шестую букву, собирают слова, читают его (сами или с помощью воспитателя), произносят его и сундучок открывается.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!

Дети: Это конфеты! Спасибо Мальвине!

Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности?

Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! А теперь можно попить чай с печеньем.

Письмо от Мальвины

«Дорогой Буратино и дети старшей группы!

Пишет вам Мальвина из сказки Буратино! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я отправила к вам Буратино, чтобы он у вас грамоте научился. Также я прислала для вас подарок в книге-сундучке. Но сундучок не простой, чтобы его открыть, нужно собрать волшебное слово из шести букв. Найти буквы несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. А чтобы вы могли взять с собой эти буквы, необходимо выполнить сопутствующие задания. Мои друзья положили буквы с заданиями в конверты, а конверты спрятали у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где их искать. Все конверты с буквами найдёте, задания преодолеете, слово соберёте, его произнесёте – сундучок отомкнёте. Ваша Мальвина.

1ая загадка: 

Есть в комнате портрет,

Во всём на вас похожий.

Засмейтесь – и в ответ

Он засмеётся тоже. Зеркало)

Задание №1

Чтобы грамоту познать, нужно всем ребятам знать буквы, звуки и слова, думает пусть голова. На вопросы отвечайте, а затем и буквы по домикам распределяйте.

Напомните Буратино, чем буквы отличаются от звуков?

(буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)

-Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными)

-Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом). Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)

-Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими)

-Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)

-Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)

-Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным)

На круглом столе мешочек лежит, в нём все буквы перемешались. А рядом стоят цветные дома. Помогите буквам попасть в свои домики? (в мешочке буквы, дети  берут по букве, называют её, дают ей определение (гласная, согласная твёрдая, согласная мягкая) и помещают возле красного, синего или зелёного домика).

 

2-ая загадка Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга)

Так, …, где у нас в группе библиотека? Посмотри, есть ли там необычный конверт.

Задание №2

 Воспитатель (читает): А задание такое: поиграть в игру ««Назови признаки»

В книгах живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов. Давайте поможем Буратино и познакомим его со словами признаками!

 «Назови признаки»

- Матрешка из дерева…

-Сумка из кожи…

- Если ручка сделана из пластмассы, то…

-Дом из кирпича…

-Ваза сделанная из стекла…

-Сок из яблок…

-Игрушка из резины….

-Луч солнца….

-Кораблик из бумаги…

(По окончании выполнения задания дети соединяют первую и вторую буквы)

3-я загадка Кто на солнышке цветёт? Кто пчеле подарит мёд? (Цветок)

Ищем конверт там, где у нас растут цветы. …, посмотри ты, пожалуйста.

-А задание здесь такое: Нам нужно отгадать загадки, и посчитать, сколько слогов в слове. Внимание на экран. Задание № 3 в презентации

4-ая загадка: Что за чудо – кирпичи

Я в подарок получил.

Что сложу из них – сломаю,

Всё сначала начинаю.

(Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят конверт.)  

Вот и следующее задание – игра!

Задание №4. Игра с мячом «Один- много»

Один карандаш - много…

Одна книга много…(и т.д.)

(Яблоко, мяч, цыплёнок, ёлка, игрушка, стол, медвежонок, дерево, зверь, лист, птица, цветок, машина, кубик, ягода)

Вот и с этим заданием мы справились.(присоединяем четвертую букву)

 

5-ая загадка: Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней?
Дети: Машина.(Находят конверт, где стоят машины).

Задание № 5 Игра «Исправьте ошибку».

В книгах много разных рассказов, но в этот раз, автор что-то напутал, найдите и исправьте ошибку.

  1. Юркий воробей собирать крошки.
  2. Весело девочка прыгать
  3. Миша рисовать машину
  4. В лесу растут сосна.
  5. Кошка молоко пить.
  6. В вазе цветы стоять

Молодцы и с этим заданием вы справились! (добавляем пятую букву)

6-ая загадка: Я хорошая игрушка – Каждой девочке подружка.

 Я могу сидеть в коляске, Закрывать умею глазки

Дети: Кукла., будем искать где у нас куклы. (находят конверт)

Воспитатель: Слушайте последнее, шестое задание!

Нам уши нужны, чтобы слышать разные звуки. Давайте научим Буратино слышать нужные звуки в словах. Я произношу слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите заданный звук

К – кастрюля, роза, стол, крокодил;

Т – топор, трактор, окно, ракета;

Ж – этаж, шум, жара, лошадь;

И – лиса, рыба, ирис, тыква.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Назови признаки» - Матрешка из дерева… -Сумка из кожи… - Если ручка сделана из пластмассы, то… -Дом из кирпича… -Ваза сделанная из стекла… -Сок из яблок… -Игрушка из резины…. -Луч солнца…. -Кораблик из бумаги… Задание №2

Слайд 2

Задание № 3/1 Лёгкий, воздушный, Ветерку послушный. Надутый - он летает, А сдутый - отдыхает. Если сильно по нему хлопнуть, То он тут же может лопнуть. (Шар)

Слайд 3

Задание № 3/2 Что за чудо-коромысло После дождика повисло? Очень яркое, цветное, А красивое какое! (радуга)

Слайд 4

Задание № 3/3 Сидит дед во сто шуб одет, Кто его раздевает, Тот слезы проливает.(лук)

Слайд 5

Задание № 3/4 Тёплым днем, весною, в мае Каждый про меня узнает. Я не муха, не паук. Я жужжу! Я майский (жук)

Слайд 6

Задание № 3/5 Очень хитрая она: Съела в сказке колобка, Кур ворует, петухов. Кто назвать её готов?(лиса)

Слайд 7

Физминутка В старом дереве дупло. Это домик буквы О ----делаем круг руками. Рядом с нею на суку примостилась буква У ----присели на корточки В гости к ним издалека прибежала буква А ----бежим на месте У вороны на спине прилетела буква Э- ---------машем руками – крыльями Буквы стали веселиться: и смеяться, и кружиться. То попрыгают немножко, то захлопают в ладошки, То плясать они начнут, то присядут отдохнуть. -----выполняем движения по тексту.

Слайд 8

Задание № 5 «Исправьте ошибку». Юркий воробей собирать крошки. Весело девочка прыгать Миша рисовать машину В лесу растут сосна. Кошка молоко пить. В вазе цветы стоять

Слайд 9

Задание № 6 «Поймай звук» К – кастрюля, роза, стол, крокодил; Т – топор, трактор, окно, ракета; Ж – этаж, шум, жара, лошадь; И – лиса, рыба, ирис, тыква.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое комплексное занятие по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Путешествие за весенним сюрпризом».

Занятие на закрепление  знаний о весне, а также закрепление  умения  работать с таблицами – схемами  для развития связной речи детей....

Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте(старшая группа)

Конспект проведения итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе....

Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе

Обобщение знаний детей по обучению грамоте и развитию речи....

конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе за первое полугодие

конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе за первое полугодие...

Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе: «В стране красивой речи».

Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе: «В стране красивой речи»....