Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие на страницу Азбуки» для детей подготовительной к школе группы.
план-конспект занятия по обучению грамоте

Романенко Татьяна Анатольевна

Конспект занятия для автоматизации правильного произношения звука [ж] в речи детей, знакомство с буквой Ж.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_na_stranitsu_azbuki.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия по обучению грамоте «Путешествие на страницу Азбуки» для детей подготовительной к школе группы.
Воспитатель.
 Антонова Надежда Николаевна
Цель:  автоматизация правильного произношения звука [ж] в речи детей, знакомство с буквой Ж.
 Задачи:
 Коррекционно-образовательная:
  - закрепить правильное произношение звука [ж], познакомить детей с буквой Ж.
Коррекционно-развивающие:
- продолжать развивать фонематический слух и восприятие;
- навыки звукового анализа и синтеза;
- умение употреблять приставочные глаголы, согласовывать числительное с именем существительным;
-  развивать логическое мышление, внимание, память, правильную и последовательную речь дошкольника.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать вежливость, чувство доброты и взаимопомощи;
- умение слушать других.
Материалы: картинки из серии звук[ж];фишки для звукового анализа; буква Ж; игрушка – жук.
Ход занятия. (Воспитатель приглашает детей в круг.)
Воспитатель. Круг широкий вижу я, встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся, и на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнём и занятие начнём.
Воспитатель. Сейчас сядет тот, кто прочитает слово на доске:
МЫШКА, КОШКА, КАМЫШ, ШАПКА, МАША, ПЕТУШОК, МАШИНА, ПОДУШКА, ШАЛАШ, ШУБА.
(автоматизация изученного на предыдущем занятии звука [Ш]).
Воспитатель. Сегодня у нас необычное занятие. Как вы знаете, в волшебной стране королевы Азбуки живут звуки, буквы, слоги и слова.
Сегодня  утром  я получила письмо от королевы Азбуки.
Королеве Азбуке нравится играть со своими друзьями в разные игры.
Так она играла со звуками, и они спрятались от Азбуки в звучающее слово, которое улетело от неё. Она просит нас о помощи.
Поможем вернуться звукам и словам к Азбуке.
Дети. Да.
Воспитатель. Для начала сделаем гимнастику для язычка, чтобы он стал сильным, его работа нам сегодня очень нужна.
Артикуляционная гимнастика.
«Хоботок»
 Выполнение. Губы и зубы сомкнуты. Губы с напряжением вытянуть вперёд трубочкой. Удерживать данное положение под счёт до 5. Выполнять 6 – 8 раз.
Методические указания. 1. Следить, чтобы ребёнок удерживал губы в заданном положении, не расслабляя их раньше времени. 
«Чашечка
» Выполнение. Улыбнуться, открыть рот. Широкий язык положить на нижнюю губу, края языка поднять вверх в форме чашечки. Удерживать в данном положении под счёт до 5. выполнять 5 – 6 раз.
Методические указания. 1. Рот открыт; нижняя челюсть не должна подталкивать язык вверх.
2. Следить, чтобы нижняя губа не натягивалась на нижние зубы (на начальных этапах можно придерживать её пальцем).
«
Лошадка»
Выполнение. Приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка («как лошадка цокает копытами»). Упражнение выполняется сначала медленно, затем темп выполнения постепенно увеличивается. Выполнять 10 – 20 раз.
Методические указания. 1. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.
2. Кончик языка не должен быть вытянут и заострён.
3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.
Воспитатель. Молодцы!
Свои ушки напряги, третий звук мне назови:  лужа, ножик, сижу, рыжик, может, ложа, тужу, бежит, пожар, лыжи, кожа, лужок.
Какой звук вы услышали? (Дети отвечают.)
Воспитатель. Молодцы, сегодня мы будем говорить о звуке [ж], познакомимся с буквой, которая его обозначает.
Характеристика звука [Ж] -  согласный, всегда твердый, звонкий.
Каким цветом обозначается этот звук?
Давайте поселим звук в замок.  
Воспитатель. Вместе со звуком [ж] сбежали звуки [у],[к].
Подумайте, в какое слово убежали эти звуки?
Воспитатель. Слушайте внимательно [ж],[у],[к].
Дети. Жук.
Назовите все звуки в этом слове по порядку, чтобы по звуковой дорожке слово «жук» могло вернуться на страничку Азбуки.
Звуковой синтез и анализ слова «жук»
Воспитатель.
 А вместе со словом «жук» от азбуки сбежали слова (картинки из серии звук (ж)).
Произнесение слов со звукам (ж).
Например: жаба ,жёлудь, жук, кожа ,жёлтый, ежи, лужа, флажок, ужи, снежок, лыжи, ножи и др.
Деление слов со звукам [ж] на слоги.
Слова
 : жадина, жучка, лужа ,кожа ,  сажа, дождик , лыжник, пижама.
Воспитатель.
Предлагаю поиграть в игру «Запомни, повтори» 
Жаба – лыжи – пожар – денежка.
Денежка – лыжи – жаба – пожар.
Пожар – лыжи  - денежка – жаба
Лыжи - жаба – пожар – денежка.
Воспитатель. Королева Азбука  приготовила вам задания, которые вы должны выполнить. А еще у нее для вас наказ: «Говорить всегда красиво, четко и неторопливо».
1.Задание «Посчитай-ка». Согласование числительного с существительным. Считаем предметы, которые дети увидели на картинках, при этом показываю им цифры 1 2 5 (один жираф-два жирафа – пять жирафов).
2.«Загадочные картинки».  Воспитатель  показывает лист бумаги, на котором нарисованы контуры различных предметов со звуком  [ж].
Дети, выбирая предмет, четко произносят звук [ж]. (Я вижу жирафа… и т. д.).
Физкульминутка.
Подвижная игра
 «Медведь и пчелы». Дети (пчёлки) жужжат, бегая по группе, а медведь их догоняет. (Медведя заранее выбирают и надевают на него маску).
Воспитатель. Предлагаю послушать и заучить  скороговорку о еже.
(Иллюстрация к скороговорке о еже.)
Ель на ёжика похожа,
Ель в иголках, ёжик тоже.
Бедный ёжик ёжится-
Всё ему неможется.
И синеет кожица -
Так ему неможется.
Выделение из скороговорок слов со звуком Ж,  звуко - слоговой анализ, схемы этих слов
Игра «Кто внимательный?»
 
Я называю вам слово, а вы мне говорите, где в слове находится звук «ж», в начале, в середине, или в конце слова.
Слова: ужи, стрижи, кошка, ножницы, цапля, ежи, снежинка, лыжи, жук, жамок, лиса, карандаш. (Дети отвечают по одному.)
Знакомство с буквой Ж
Воспитатель.  Ребята, на что похожа буква Ж (показываю букву).
Мы помогли звукам и словам вернуться на страничку Азбуки, нам осталось только для нашего согласного, твёрдого, звонкого звука [ж] найти домик – букву.
Послушайте, какие стихи сочинили про эту букву Азбука.
Эта буква высока,
Эта буква широка,
И при этом словно жук
Издаёт жужжащий звук.
Вместе с жуком найдите эту букву и поместите на страничку Азбуки.
(Дети выполняют.)
Задание
1.Выкладывание буквы из семян и спичек;

2.Работа в кассах (домик для буквы Ж);

3. Печатание слов: жаба, жуки.
Воспитатель
. Вы молодцы, хорошо произносили звук[ж ], правильно выбрали его портрет, помогли вернуться звукам и словам на страничку Азбуки. Азбука приготовила вам сюрприз – букву Ж.Будешь её дома обводить и закрашивать.
- Ребята, что нового вы сегодня узнали на занятии?

- С каким новым звуком и новой буквой мы сегодня познакомились?
-Что вы интересного для себя узнали сегодня?( Ответы детей.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте "Путешествие в страну "Азбука"

Конспект занятия в форме специально организованного обучения элементам грамоты в подготовительной к школе группе для детей с задержкой психического развития Путешествие в страну «Азбука»...

Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие на страницу Азбуки» для детей подготовительной к школе группы.

Конспект занятия для автоматизации правильного произношения звука [ж] в речи детей, знакомство с буквой Ж....

Конспект занятия по обучению грамоте "Путешествие в мир знаний" для детей подготовительной к школе группы

Конспект НОД по обучению грамоте для детей   подготовительной группы. Тема: «Путешествие в мир знаний»...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Звуки Р и РЬ. Буква Р» (подготовительная к школе группа)

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЕ ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД БОНДАРЧУК АЛЕНА НИКОЛАЕНАГосударственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 2098 "Многопрофильный образовательный це...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте "Звук и буква Щ" для детей подготовительной к школе группы

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте "Звук и буква Щ" для детей подготовительной к школе группы....

Конспект НОД по обучению грамоте: «Путешествие в страну знаний» для детей подготовительной группы

НОД по обучению грамоте: «Путешествие в страну знаний» для детей подготовительной группы...

Занятие по обучению грамоте с применением технологии «Квест-игра" в подготовительной к школе группе "Путешествие к острову Всезнаек»"

Итоговое занятие по обучению грамоте вподготовительной к школе группе компенсирующей направленности....